Надо признать, что в последнее время жанр RPG переживает кризис похлеще экономического. Ролевые игры выходят все короче, прямолинейнее, количество возможностей уменьшается пропорционально увеличению бюджета и зрелищности. Но ведь не это нужно в проектах данного жанра. Главное – разнообразие, сильный сюжет, интересные персонажи, нелинейность. Большинство великих серий зашли в тупик. Gothic прослыла гимном неоптимизации, последний The Elder Scrolls вышел определенно хуже третьей части, Fallout стал совсем другим, пусть и сохранив фирменную атмосферу. Но последним приключением, близким по духу и уровню исполнения к Baldur’s Gate, пожалуй, является Neverwinter Nights 2.
Первый на деревне
Благодаря чему Neverwinter Nights был очень популярен, так это редактору модулей, в котором разработчики, собственно, и собирали саму игру. С выходом оригинала Bioware бережно передали в руки фанатов возможность самим соорудить RPG мечты. И не оставили начинающих и поэтому неопытных модостроителей бултыхаться в океане самых разных возможностей инструментария, а активно помогали образовавшемуся вокруг игры комъюнити. И итог такого подхода виден невооруженным взглядом – количество самых разных дополнений, модов, небольших приключений и эпосов, достойных экранизации, для первого NWN вышло великое множество. Но, стоит признать, игра была не идеальна. В основном претензии сводились к неудобному интерфейсу и скучнейшей основной компании. Все минусы обещали исправить в сиквеле, который был отдан на попечение Obsidian Entertainment. А уж люди, которые когда-то назывались Black Isle Studio и подарили миру Fallout, определенно знают, как ублажить самых заядлых ролевиков.
В первую очередь в глаза бросается новая редакция правил D&D. NWN2 был первой игрой, основанной на системе Dungeons & Dragons 3.5, и, к сожалению, на данный момент остается последней (если не считать аддонов к ней). По сравнению с оригиналом появилось больше новых заклинаний, навыков, добавились престиж-классы и один базовый класс. Вариантов развития персонажа теперь поистине великое множество.
Сценаристы явно не зря едят свой хлеб и спокойно спят по ночам, потому как сюжет в этот раз удался на славу. Хотя завязка является одним из самых затасканных фэнтези-штампов – на деревню, где живет главный герой, нападает нечисть и сжигает ее. А нашему альтер эго поручается чрезвычайно важное задание – спасти мир от Древнего Зла, для чего необходимо собрать части могущественного артефакта, попутно отомстив за родное селение. Но чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем более история обрастает разными тонкостями, интригами, и когда кажется, что конец уже близок, на самом деле самое интересное только начинается. Не обошлось, разумеется, и без интересных побочных квестов. Практически все персонажи, которые встретятся герою по пути, отлично проработаны и, как правило, хранят в шкафу с десяток скелетов. Вы надолго запомните и воровку Нишку, и циничную волшебницу Кару, и многих других.
С собой «на дело» можно водить до трех напарников, и подбирать компанию себе стоит аккуратно, ведь каждый из них - уникальная личность. Они сильно различаются по характеру, а в бою как-то хочется слаженности действия, а не взаимного обмена ругательствами. Отношение же к протагонисту у союзников будет формироваться со временем. К примеру, паладин будет рад, если вы откажетесь от вознаграждения, в то время как алчный следопыт на этот же жест лишь презрительно фыркнет.
Жаль только, что когда дело доходит до «агрессивных переговоров» с противниками, за напарниками нужен глаз да глаз, а то они частенько с видимым удовольствием вместе с врагами устраивают огненный ад и бойцам «передовой». Поэтому советую заранее во время активной паузы продумать тактику сражения, раздать приказы и, наблюдая, как вашему тактическому гению не могут противостоять самые сильные враги, наслаждаться боями. А наслаждаться есть чем, ведь с визуальной точки зрения Neverwinter Nights 2 смотрится более чем хорошо – яркие спецэффекты, позволяющие насладиться процессом плетения заклинаний, качественные модели персонажей, отличная анимация.
Как в старые добрые времена
Сам же игровой процесс со времен первой части (да что уж там – со времен Baldur’s Gate) практически не претерпел изменений. В поисках осколков артефакта мы исходим вдоль и поперек добрую половину Побережья Мечей, побываем на развалинах древней расы, пройдем по замечательным пейзажам, за которые хочется бесконечно возносить хвалу дизайнерам, исследуем далеко не один десяток подземелий и, разумеется, посетим Невервинтер. Кстати, теперь путешествовать куда удобнее, чем раньше - как только мы покидаем локацию, то попадаем на глобальную карту, откуда можно в мгновение ока попасть в любую доступную точку Фейруна. Главная заслуга Obsidian, пожалуй, состоит в том, что им частенько удается разнообразить классическую формулу геймплея жанра cRPG интересными и неожиданными ситуациями. Чего только стоит заседание суда, где нам необходимо защитить себя от наглых обвинений в аннигиляции целой деревни. В ход идут любые средства и уловки: обыскиваем место преступления на предмет улик, разговариваем со свидетелями, где надо – запугать, а где и отяжелить чье-то кошель парой сотен золотых. А примерно на середине игры нам в собственное пользование дадут, ни много ни мало, целый замок «Крепость-на-Перекрестке», которой суждено сыграть весомую роль в сюжете. Правда поначалу состояние у нашего владения будет весьма и весьма плачевным – дороги разбиты, по округе бродят разбойники, а защитные стены выглядят словно швейцарский сыр. Нам же необходимо будет привести все в порядок, нанять людей самых разных профессий: от кузнеца до собственно придворного мага, и показать разбойникам, где раки зимуют. В общем NWN2 превращается чуть ли не в экономический симулятор.
* * *
И все вроде бы хорошо – захватывающий сюжет, проработанные персонажи, симпатичная графика и новая редакция D&D. Никуда не делся и редактор модулей, благодаря которому за два с половиной года после выхода NWN2 появились сотни качественных сценариев от фанатов-энтузиастов. Но разработчики наступили ровно на те же грабли, что десятки компаний до и неизмеримое количество после – оптимизация. Игра тормозила даже на мощных, на момент выхода, компьютерах, кишела багами просто в неприличных количествах и вываливалась в Windows с вежливым предложением «отправить отчет об ошибке». Разумеется, это не остановило фанатов, а последующие патчи отполировали игру до состояния зеркального блеска, но первое впечатление было изрядно подпорчено. Но в целом Neverwinter Nights 2 – образец того, как должна выглядеть и играться настоящая RPG (не считая оптимизации). Обязателен к ознакомлению всем и каждому.
Автор: Денис Щенников
|