И как такое случается, лишь Бог ведает. Вот берешь в руки такую привычную, родную, чуть ли не пахнущую польскими клецками и болгарским перцем европейскую RPG, которая еще и абсолютный феномен в компьютерных играх, ибо как такое можно творить – вопрос на миллион. Вертишь, крутишь ее в руках и прямо седьмой фиброй ощущаешь начинку из, метафорически, берез, бессмертных кабанов (о Белиар и пресвятая Мария-заступница, спасите грешного!), оккупировавших леса, ужасного акцента в озвучке, попыток всенепременно сотворить бесшовный мир, железнодорожного состава багов, русской водки и соленых огурцов.
Неважно, что главную игру, которая идеально подходит под описание, сделали в Германии (Gothic). Ведь в душе-то она наша!
Так вот, сегодня случается так, что ироничное описание вообще не к месту. Не потому, что вранье (хотя в основном так и есть), но из-за того, что в свете осмотра сегодняшней гостьи я абсолютно не против таких слов. Ведь главное – с нужной стороны подойти. Во всех смыслах.
Банальноватенько
В начале все плохо. Странный стартовый CGI-ролик, изображающий непонятный дядек с кирпичными лицами, не то что не несет никакой сюжетной нагрузки, так еще и как-то подозрительно мало длится. Оно и понятно, ведь дорогое это удовольствие, и так, небось, половина Бельгии, родины разработчика, на него скидывалась.
Генерация персонажа – вообще швах. Выбрать можно только форму волосяного безобразия на голове героя (почему растительность на кочане подопечного выглядит так, будто ее не мыли лет пятьдесят?), нарастить/сбрить бороду да налепить шрам поверх глаза. Все! Ни тебе регулировки диаметра и формы ушной раковины, ни настройки длины волос в носу, да боже мой, даже стандартной калибровки полезной площади языка нет! Смотришь на эти три опции-доходяги, а в голове пульсирует: «И где там у меня коробочка с The Sims?».
Ладно, на самом деле быстрая генерация персонажа меня только радует, ибо настраивать степень белизны зубов и волосатости затылка в других RPG я терпеть не могу. Но балуюсь, не будешь же бегать уродом? А тут – дали тебе истукана, так нацепи ему усы и молчи тихонько. Что-то в этом есть прорывное!
Самое нудное будет, когда героя выкинут в небольшом селении в горах, заставят взять класс, что-то взболтнут о дальнейших событиях в сценарии, предоставив вас самому себе. Непонятно ничего, вопросов миллион, так что чувствуешь себя как утка в курятнике. Слава Богу, что заканчивается данный фрагмент минут через 10-15.
А дальше уже познаете механику и очень скоро понимаете, что и разбираться-то не в чем, ибо нового, на первый взгляд (!), ну совсем нет. Стандартные три класса (которые с мечом, луком и файерболом), бои в формате «кто выносливей: указательный палец или левая кнопки мыши?», сбор лута, сравнение характеристик, большие подземелья, красные бутылки… право слово, аж бумагу на это жалко переводить.
Хочу только отметить, что в Ego Draconis совсем не обычная для RPG анимация: она… хорошая. Да, именно хорошая, это совсем не те движения истуканов на шарнирах, которые все видели в той же Gothic. Здесь герой очень неплохо перемещается в бою, бьет с разных сторон, выполняет разные пируэты, подсаживается, бьет наотмашь, подпрыгивает – не уровень Devil May Cry, ясное дело, но очень достойно, хоть смотреть можно.
Dragon Age of Flying
Этой игре нужно дать время. Только по прошествии определенного количества минуто-часов она начнет показывать собственное лицо и по-честному удивлять.
Сначала будет фишка под названием Mindreading, что не понимающему в латинском алфавите человеку стоит понимать как чтение мыслей. Узнать, что там творится в черепной коробке можно у кого угодно, хоть у скелета, хоть у говорящей телеги (реальный пример!). За копание в мозгах ваш герой жертвует определенным количеством опыта. При этом ценность мысли можно определить по цифре, которую за нее просят: скажем, за 33 ХР вы услышите что-то вроде «Интересно, а чем поросят кормят зимой?» и не более, в то время как за 400 – чуть ли не статью из WikiLeaks.
Larian используют свое изобретение везде, где только можно. Полезными мыслями полнятся головы огромного числа NPC. Например, одна домохозяйка задается вопросом: «И чего это мой нерадивый муженек прячет ключ от сундука на балке под крышей?». Идем в дом, залезаем на балку, хватаем ключ, забираем золотишко.
А иные задачки вообще без Mindreading не пройдешь. В бандитском лагере, для иллюстрации, есть любящая пара из головореза и его беременной девушки. Ребята логично рассудили, что растить потомство в обществе преступных элементов не шибко педагогично, так что решили покинуть разбойный промысел и переехать в местечко поспокойней. Но вот же неудача – сторож на воротах из лагеря их выпускать не хочет, денежных взяток не берет, не спит и не ест, короче, всеми силами изображает идеального служаку. Чтобы помочь потенциальному семейству, читаем мысли доблестного секьюрити: парень все бы отдал за бутылочку дорогого и крайне редкого рому. Банальный алкаш, всего-то! Не покопайся мы в тыковке охранника – квест так и не сдвинулся бы с мертвой точки, вы бы курили бамбук, а примерные родители подумывали бы об аборте.
Потом, где-то к середине игры, вашего альтер эго обучат превращаться в крылатую ящерицу, также известную как дракон. Ясное дело, по земле в таком виде не погуляешь, ибо баланс никто не отменял, но вот в небе полетать – сколько угодно. Причем геймплей за дракона действительно интересен, у чудо-создания даже квесты есть. Согласитесь, возможность трансформироваться в полноценного варана с крыльями – это и правда оригинально, в RPG такое бывает очень редко.
Ну и в конце концов, игроку для пущего веселья еще и именную цитадель выдадут, почти что The Dark Tower из Overlord 2. Правда, миньонов, Гнарла и шута, прислуживающих Повелителю, нет, но все тоже очень неплохо. Есть много всякой прислуги, выполняя задания которой можно повысить эффективность ее работы, но давайте искренно: цитадель нужна лишь для удовлетворения личного эго. Покричать «Mwahahahaha!» с балкона и все такое.
Полетунчик
К слову, облачаться в драконью шкурку вас обучат не с непонятно какого перепугу, а по вполне логичным сценарно-сюжетным причинам. Давайте по порядку.
В самой истории Divinity 2 в начале непонятно вообще ничего, кроме каких-то банальных деталей, все NPC постоянно говорят о черт знает ком, а вас совсем не спешат посвящать в ситуацию. Это только попозже вспоминаешь, что в начале 2000-х была такая игра Divine Divinity, где главный герой, тот самый Divine One (в простонародье именуемый «диваном»), боролся с плохишами и в который раз выручал весь мир. Человека-софу прищучил его же приемный сын Дамиан, который позарился занять место папаши. Детеныш настолько разошелся, что еще и убедил всех в Ривеллоне, здешней державе, что драконы – это очень, адски плохо. В результате начались гонения на орден The Dragon Knights, члены которого могли превращаться в ящеров с крыльями, со стороны другой организации – The Dragon Slayers. Одним из последних вам и предстоит быть, но, скажем так, недолго. Потом же сюжетная канва сделает кульбит, свернет под прямым углом и двинет в противоположную сторону.
Вот только основная история Ego Draconis – это как она же в Fallout. Чуть больше, чем декорация, она служит фоном для исследования Пусто… мира и выполнения побочных квестов.
Вот где Larian оторвались сполна! Качество и глубина проработки потрясные, ни один квест не покажется банальным «возьми-пойди-спой гимн Гваделупы-убей 5 людей-садись». Нет, в Divinity 2 задания хочется пройти все, без остатка, причем по нескольку раз, чтобы увидеть все развилки. Они даже находятся очень неожиданно. Вот вам пример. Зашел я как-то в дом к мельнику, походил по комнатам, украл кучу хлеба, буженину, яблок, меда. Как и в любой «олдскульной» CRPG, хозяева даже ухом не повели. После разговора с владельцем имения я остался абсолютно уверенным, что хлеб будет расти в цене, а мука из нынешнего зерна уже совсем не та.
Но стоило спуститься в погреб… чего уж, там стояло огроменнное говорящее дерево, поведавшее, мол, на самом деле оно не бревно, а величайший алхимик, заключенный в кору, а мельник – его партнер и коллега. Оказывается, форма растения нужна ему для проведения архиважного опыта по превращению человека в сами понимаете что. И дерево действительно умело варить зелья!
После второго разговора с хлебопроизводителем он уже во всем признался и рассказал, что молотьба – это лишь конспиративный ход, ибо за беднягой гоняются наемные убийцы. Вы даже можете спасти парня от печальной участи. А можно договориться с убийцами, убить пекаря и заграбастать все его имущество. И это ведь не учитывая уймы мыслей всех без исключения действующих лиц, которые так и просятся наружу!
Таких заданий много, и выбор, сделанный в их рамках, реально на многое влияет. Есть случай, когда дают либо пойти в лагерь бандитов и выполнить там гору квестов, либо сдать место его дислокации местному шерифу и лишить себя авантюр. Дерзайте.
Fire Flies And Empty Skies
Чтобы ситуация по палате и отдельно для каждого NPC не казалось столь уж закрученной и серьезной, игре в левый бок, чуть выше бедра, вкололи кубиков так 10-15 субстанции из ампулы «юмор». Теперь это вещество выпирает из большинства щелей и тыкает в себя пальцем.
Как-то в лесной глуши мне встретился парень, утверждающий, мол, злой маг привязал его жизнь к жизни одной курицы, и если пернатая помрет, он и сам ласты клеем намажет. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, этот балда водит за собой целую ораву кур и привлекает новых, танцуя нечто вроде танца маленьких утят и кудкудахкая.
Или было вот «Руководство по обороне от троллей», всячески советующее не брать с собой в дорогу вкусную и ароматную еду, дабы не привлекать тех самых чудищ. Лучше съедать все дома и по пути лишь испражняться, причем почаще, чтобы троллям даже в голову не пришло вас трогать. А если таки увидите обормота – зацедите ему в промежность башмаком и улепетывайте, улепетывайте!
Ну и ясный пряник, Larian не могли обойтись без традиционного кладбища с веселыми надгробиями. Надписи вроде «Здесь погребен лжец Саймон. Кажется» или «Тут почил Везучий Том. Хотя нет, уже не везучий» прилагаются.
Проблема у Divinity 2: Ego Draconis ровно одна, но она глобальная, что ли. Это не RPG будущего и уже даже не настоящего. Ролевые игры спустя годы не будут такими, как она, и это, честно, прекрасно. Она отстает от Dragon Age (сравниваются только отдельные аспекты, а не проекты целиком) или там The Witcher в очень неуловимых категориях, которые сложно вербализировать, но крайне просто прочувствовать при личном ознакомлении.
Это ролевая игра из тех, что были на гребне лет 6-7 назад и которые Piranha Bytes до сих пор пытаются нам впаривать. Поймите правильно: это хорошая, в чем-то даже отличная вещь, но воспринимается она совсем не так, как могла бы в 2005-ом или 06-ом годах. И новшества вроде чтения мыслей не спасают ситуацию, а только подчеркивают перекосы.
***
Вы, наверное, уже пролистнули страницу чуть вниз и посмотрели финальный рейтинг. Он несколько отличается от подавляющего числа оценок мировой прессы, которая с готовностью наделила Divinity 2 торбой наград и медалек. Действительно, Ego Draconis была отдушиной для всех, кто разочаровался в Risen (сгинь!). Но даже тогда вышеозначенные факторы никуда не пропадали. Заметьте, при этом, что полбала я накинул за Mindreading, ибо это и правда шикарная задумка.
P.S. Странно, небось, что в рецензии на европейскую RPG нет и слова про баги? Их и правда не сыскать, но только если говорить о вышедшей в 2010-м Dragon Knight Saga, куда входят как подмазанная Ego Draconis, так и аддон Flames Of Vengeance. Ошибки выжгли подчистую, и единственное, что мне удалось выудить, было очень редкое подвисание, случающееся, когда выходишь из помещения на улицу. Все! Так что если вы вдруг опасались, что Великий и Могучий Кабан мог перекочевать сюда, не бойтесь, местные хрюшки складываются в аккуратные стопки как снопы сена от одного щелбана.
Автор: Александр Макарович
|
да, ещё, в начале бесило что непонятно было куда идти в дополнительных квестах, а потом как-то привыкаешь. 7.5 - так и есть.