Первый «Ксенус» был, говоря по правде, не самой плохой игрой. Забавный геймплей, ненавязчивый сюжет, обилие транспортных средств и оружия плюс вполне неплохая графика. Но он, благодаря огромному вороху недостатков, не получил массового признания у игроков – огромные, но абсолютно пустые территории, повторяющиеся однотипные задания ну и самое страшное – жутчайшие лаги и кривая оптимизация.
Поэтому задачей украинцев из Deep Shadows в сиквеле было не добавлять всего нового, но основательно поработать над старыми ошибками. Что, собственно говоря, они и сделали.
Умер за понюшку кокса…
История, которую придумали Deep Shadows, вряд ли можно назвать оригинальной. По всему миру начал распространятся кокаин, от употребления которого человек практически мгновенно погибал. Тогда одна из крупных фирм в шоу-бизнесе обратилась к отставному военному и бывшему наёмнику Соло Майерсу с просьбой вылететь в Колумбию и найти источник проблемы. Естественно, за крупную плату.
Как обычно, прибыв на место, Майерс выясняет, что дело тут явно не чисто, все что-то скрывают, а за малейшие крупицы информации местные авторитетные товарищи просят либо отбашлять неслабую сумму, либо немного поработать мальчиком на побегушках. Проще говоря, цель героя будет достигнута путём жесточайшего насилия, тотального геноцида и постоянных блужданий в поисках нового контракта и денег.
Сюжет подаётся нам через десятки и сотни строк диалога, которые заводит наш дорогой Соло со всеми встречными и поперечными NPC. Неписи ребята очень разговорчивые – палец в рот не клади, дай обменяться хотя бы парой фраз. Пожалуй, разработчиков стоит похвалить за то, что они творчески и как обычно, с юмором, подошли к этому вопросу. Местами шутки, естественно, откровенно плоские, но кое-где очень даже смешно.
Все события происходят на фоне жестокой гражданской войны между официалами и партизанами и в ходе игры можно присоединиться как к тем, так и к другим. Помимо правительственных войск и подпольщиков на островах обретаются бандиты, наркомафия, ЦРУ и местные жители. Каждая фракция с удовольствием нагрузит вас кучей квестов, которые можно будет пройти не одним способом. И это самое приятное.
Правильный наёмник
Потому что разработчикам удалось сделать практически невозможное – показать правильного наёмника (за примером неправильного далеко ходить не надо – Mercenaries 2). То есть для того, чтобы дойти до конца, игрок должен постоянно крутиться вокруг местных воротил, выуживая за деньги и услуги информацию. Несмотря на то, что конец всего один, пути его достижения самые разнообразные.
Дело всё в том, что выполняя задания для одной фракции, мы повышаем её отношение к вам, но теряем репутацию у других сил на островах. В итоге, особенно если увлечься, можно сделать так, что только при одном вашем появлении какая-нибудь сторона начнёт немедленный огонь. Особенно не рекомендую ссориться с гражданским населением по двум причинам. Во-первых, у них в поселках встречаются самые лучшие врачи, а во-вторых, по законам военного времени почти каждый мирный житель за пазухой имеет как минимум пистолет, что, сами понимаете, чревато последствиями.
Помимо репутации и информации за выполненные задания игрок получает деньги. Песо (местная валюта) – главная движущая сила в игре и её никогда не бывает много. За деньги игрок покупает оружие, апгрейды к нему, топливо для своего транспорта, патроны и прочий инвентарь. Так же хрустящие бумажки иногда требуются для того, чтобы подкупить какого-нибудь необщительного субъекта.
Если говорить об оружии, то тут выбор невелик. Практически половину игры, герой бегает с револьвером, АК-47, М16, УЗИ или автоматическим дробовиком, остальная дюжина видов оружия открывается позднее. При этом даже самое захудалое оружие можно апгрейдить прямо как в S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky – докупать улучшения точности, скорострельности, дальности стрельбы, размеров обоймы и так далее.
Естественно, что по огромной (мы забыли сказать, что площадь игрового мира немногим уступает первой части) территории на своих двоих особенно не походишь, поэтому в игре наличествует около двадцати видов различного водного, сухопутного и даже воздушного транспорта: мотолодки, катера, судно на воздушной подушке, джипы и вертолёты. Поведение их в пути конечно же аркадно – машины тормозят ровно за полсекунды, не оставляя тормозного пути, катера вписываются в абсолютно дикие повороты, а вертолёты без проблем совершают фигуры высшего пилотажа. Хотя улучшения по сравнению с первой частью всё же очевидны – появилась и какая-никакая система повреждений, и небольшая, но всё-таки масса и, как следствие, инерция.
Role-playing shooter
Настало время рассказать о ролевой системе. В отличие от того, же S.T.A.L.K.E.R., где ролевые элементы касались только отношения с фракциями да квестов, в Xenus 2 огромная роль уделена и другим чисто RPG’шным аспектам.
Как и в первой части, за выполнение квестов и убийства герой получает опыт и растёт в уровне. После каждого левел-апа мы, прямо как в Fallout 3, можем выбрать себе перк – особую способность, которая влияет на возможности героя. Есть перки сугубо мирного характера (к примеру, повышающие шанс взлома), есть касающиеся физических качеств героя (вроде «Ныряльщик», который увеличивает объём лёгких), а также чисто боевые.
Кроме перков, у героя есть так же несколько действий, вынесенных в список особых способностей. Возможность включить фонарь и поспать таковыми считать не будем, а вот про стэлс-режим упомянуть стоит. Как и в любом порядочном шутере высокого класса (см. недавний Far Cry 2) мы вольны выбирать путь прохождения заданий и нередко нам дают квесты по ликвидации кого-либо бесшумным путём. Тогда мы включаем режим стэлс, а сам Xenus 2 превращается в филиал Hitman: Blood Money со своим датчиком обнаружения в виде звука бьющегося сердца.
Ролевые элементы коснулись и системы повреждения персонажа. Тело героя разделено на части, серьёзные повреждения которых уменьшают возможности подопечного. К примеру, сильное ранение в ногу заставить его сильно прихрамывать, а в правую руку – значительно уменьшит шансы попасть в цель. Повреждения лечатся как едой, так и стимуляторами. Между прочим, перебарщивать с которыми не стоит, поскольку тогда быстро наступит привыкание, а эффективность медикаментов существенно снизится.
Не Crysis
К сожалению, так вышло, что Xenus 2 лишён двух достаточно важных составляющих хорошего шутера – современной графики и хорошо организованного боя.
Конечно, у Deep Shadows нет тех миллионов, чтобы вбуханы в создание Crysis и Far Cry 2, и очень глупо было бы ожидать красивейшей картинки. Да и сами разработчики говорили, что после первой части в гробу они выдели высокие системные требования и навороченные эффекты.
С другой стороны, уж больно неоднородно качество местной графики. Судите сами – прекраснейшая по красоте вода тут сочетается со страшноватой цветовой гаммой и низкокачественными текстурами, а отличные, почти натуральные модели героев – с жуткой, просто ужасной анимацией чуть ли не на уровне первого Half-Life.
А вот что определённо нельзя простить украинским девелоперам, так это бой. Во-первых, местный ИИ туп чуть менее чем табуретка. Лучшее на что он способен – подбежать на расстояние пяти метров и начать стрелять в упор, умудряясь периодически мазать. Во-вторых, сам герой как-то поразительно быстро бегает, а уж если спрячется в стэлс и сядет в кусты, то бой вообще превратится в некое жалкое подобие фильма «Коммандо», где голый Шварценеггер с боевой раскраской на теле вынес в одиночку целую базу.
***
«Xenus 2: Белое Золото» - это отличная работа над ошибками, неплохая смесь шутера и RPG, десятки разнообразных квестов и квадратных километров довольно симпатичных территорий. Чтобы стать хитом, «Ксенусу 2» не хватило разве что бюджета, ну и возможно, таланта. Поэтому мы авансом выдаём ему высокий кредит доверия. Чтобы уж Xenus 3 точно был стопроцентным блокбастером, ибо все предпосылки у него на то есть.
Автор: Данил Ряснянский
|
ps: сори, но предтечи г***, лучше бы не тратили времени и сделали Vital Engine 4 и Ксенус 3...