Сколько раз ваш покорный слуга говорил себе: «Нельзя доверять разработчикам на слово». Вспомните, хотя бы, Питера Мулинье, который своими обещаниями каждый раз рисовал целую веху в развитии развлекательной индустрии. Сказать то просто, но иногда так хочется поверить в сказку. Особенно, если сладкие речи льются не откуда-нибудь, а из уст id Software. Когда студия, фактически принесшая моду и давшая развитие жанру First Person Shooter, в нем же обещает устроить переворот, ожидаешь именно такой исход. «Rage будет революцией! Такого вы никогда не видели! Результат 20-ленего развития жанра! Новая ступень! Бла-бла-бла…», - не переставал заявлять Джон сюжет_в_шутерах_нужен_не_больше_чем_в_порнофильмах Кармак.
Хочу верить…
Он своего добился. Все поверили, ждали, молились и пускали слюни на потрясающие скриншоты. Вот, наконец-то, свершилось - спустя долгие пять лет Rage на прилавках, и «отцы» должны показать всем прыщавым юнцам, какие продукты выпускают серьезные дяди. Вступительное интро настраивает на нужный лад: огромный астероид величественно надвигается на нашу родную планету, пробивает пояс астероидов между Марсом и Юпитером под симфонический оркестр, а в это время избранные люди «консервируются» в специальных Ковчегах под землей. Настает момент истины, глыба разносит луну и жадно впивается в Землю-матушку. Мир, каким мы его знаем, исчез.
Проходит без малого целый век. Наш герой, без имени и голоса, приходит в себя от криогенного сна… и тут большая часть игроков, купивших Rage за свои кровные, обнаруживают первый подвох: проект невероятно глючит. Если он вообще запускается, то тормозит при любых настройках, текстуры загружаются неприлично долго прямо на глазах, черные квадраты делают из картинки шахматное поле или и вовсе вываливается в Windows с ошибкой. Это, простите, ни в какие ворота. Хочется спросить тестеров: «ЗА ЧТО ВАМ ЗАПЛАТИЛИ?». Причем этим страдает лишь PC-версия, с консолями все заметно лучше. Вашему покорному слуге повезло: «всего лишь» полчаса изучения форумов, создание вручную папок и файлов, установка последних драйверов и еще парочка пируэтов с бубном, и, наконец, стало можно играть. А многие до сих пор даже запустить ее не могут, спустя полторы недели после выхода. Стыдно должно быть, id, стыдно…
Но если вы счастливчик, то выход из Ковчега будет сродни первой вылазке на поверхность в Fallout 3. Выжженная пустошь и развалины огромной старой платины внушают. Так и хочется скорее все это поисследовать, «пощупать» собственными руками… Но нет, мир Rage – это череда коридоров, широких и узких, по которым периодически можно пошататься в свободном направлении, то есть вперед или назад. А четкие и детализированные пейзажи навсегда останутся лишь красивейшим фоном.
Тук-тук! К вам почтальон!
С другой стороны, без огромного открытого мира гораздо легче рассказать интересную историю. Тем более завязка и пост-апокалиптический мир предрасполагают к этому. Но и тут id Software попали даже не в мишень, не говоря уж про «десятку». Мы бы не стали грустить по этому поводу, ведь сюжета Doom в свое время укладывался в пару строчек .txt файла. И дело даже не в том, что времена изменились, и сейчас так никто не делает. Создатели несколько лет нагло врали нам про «тщательно поработанную сюжетную линию» и «живых персонажей, которым вы будете сопереживать». На выходе же получилась скучная история с полным отсутствием причинно-следственных связей. Герой, выбравшись из своего векового убежища, начинает нести добро налево и направо, выполняет просьбы первых встречных без единого намека на мотивацию, вступает в непонятное Сопротивление для борьбы с непонятным Злым Правительством. Разработчики пытаются объяснить все эти терки желанием мирового господства, но буквально в каждой реплике NPC читается: «Гейм-дизайнер просил передать, чтобы ты отправился на этот завод, потому что иначе ты не попадешь в тот город». Да и сами персонажи с диалогами вторичны, банальны и не вызывают ничего, кроме зевоты. Финал и вовсе оставляется после себя лишь один вопрос: «Что это, мать вашу, было!?»
Но это далеко не вся беда. Люди из id Software поленились не только придумать интересную историю, но и хоть мало-мальски интересные задания. Вся игра делится на долгую череду курьерских поручений: сходи туда, принеси то, убей того и вернись за новым заданием. Которое абсолютно аналогично предыдущему, не считая декораций. Похоже, в криогенную камеру во вступительном ролике кладут не кого-нибудь, а почтальона Печкина.
Ярость!
Именно это будут чувствовать большинство игроков, попав в мир Rage. А так же скуку и непонимание. В те времена, когда получится отдохнуть от халтуры сценаристов, создатели предлагают немного побродить по местности, пообщаться с немногословными NPC, принять участие в парочке различных мини-игр, выполнить несколько побочных поручений и поучаствовать в гонках. Дополнительные задания дают еще один повод дождаться гейм-дизайнеров в темном переулке с битой наперевес. Ведь разработчики заставляют нас снова зачищать ровно ту же самую локацию, что мы только что прошли по сюжету.
Гонки на этом фоне выглядят лучше. Для участия в них необходимо разжиться приличным транспортным средством и улучшать его на выигранные в заездах сертификаты. Рекомендуем вам не брезговать этим, ведь обвешанный броней и пушками железный конь на просторах враждебной Пустоши – залог выживания. А мотаться по коридорному миру придется долго.
Свет в конце тоннеля
Судя по вышенаписанному, вы наверняка задаетесь вопросом: «А зачем, собственно, тратить на этот ужас время?». А затем, как бы банально это не звучало, что это далеко не самая плохая игра. В ней есть то, что часто отсутствует в большинстве FPS – интересные перестрелки. А ведь именно это главное в данном жанре. id Software сделали то, что умеют лучше всего – отличный «шутер».
В первую очередь для интересных битв нужен сообразительный противник. И в Rage ИИ более чем адекватен. Противники делятся на несколько типов, и каждый из них действует по-своему. Бойцы ближнего боя активно маневрируют, прыгают во все стороны и заставят вас попотеть. Стрелки грамотно прячутся за укрытиями, не подставляют головы под пули и очень слаженно действуют в команде. Отсиживаться на одном месте не получится: гранаты живо заставят делать ноги. Или, видя превосходство, задавят числом. А если на горизонте покажутся еще и бронированные, тяжеловооруженные головорезы, бросятся в отчаянную атаку. Мы давно не видели таких сообразительных кремниевых болванчиков, в лучших традициях серий Halo и F.E.A.R.
Что не менее важно, создатели отлично сумели передать чувство оружия и стрельбы. Пушки ведут себя именно так, как от них ожидаешь: дробовик рвет злодея на кусочки в ближнем бою, винтовка сносит головы на больших дистанциях, револьвер, заряженный нужными боеприпасами, всегда пригодится, ну а что делает гранатомет, вы и без нас можете догадаться. Видно, что пули всаживаются в настоящие тела, а не пластмассовые фигурки, а отдача всегда на месте.
Помимо стандартного вооружения, в Пустошах всегда можно разжиться полезными гаджетами. К примеру, заряженной взрывчаткой машинкой на дистанционном управлении или механическим пауком с пулеметом на спине. Достать всякую всячину можно как у торговцев, так и собрать самим из подручных предметов при наличии нужной схемы. Последние разбросаны по миру или выдаются за выполнение побочных заданий.
* * *
Когда, наконец-то, затыкаются все персонажи и начинают говорить стволы самых разных калибров, Rage хочется простить многое. И убогие с точки зрения подачи миссии, и куцую историю, и даже повторные зачистки одной и той же локации и отсутствие интересных ситуаций. Но слишком много скучных покатушек на багги и унылых диалогов разделяют их. И никак не получается закрыть глаза на технические проблемы. Потому что взгляд то и дело натыкается на ужасные, размытые текстуры, «глючные» тени, потому что, в конце концов, нам обещали графическую революцию. Да, модели полны полигонов, пейзажи сочные и прекрасно детализированные, но тот же Crysis 2 выглядит местами на порядок лучше. Хваленый «инновационный движок» idTech 5 оказался громкой пустышкой. Собственно, как и весь Rage. Это далеко не самая плохая игра. Более того – это увлекательный и умный шутер с ворохом неплохих идей, загубленных посредственной реализаций. Но вывод тот же, что и семь лет назад в случае с Doom 3: подобное резюме для долгостроя от столь именитого разработчика сродни полному провалу.
P.S. id Software все еще не смогли решить проблемы с размытыми текстурами, но обещают выпустить в ближайшее время патч, позволяющий повысить в настройках их четкость.
P.P.S. Bethesda Softworks, разочарованная провалом и низким качеством Rage, заморозила разработку Doom 4 до тех пор, пока не будут выявлены и устранены причины фиаско.
Мы благодарим компанию 1С-Софтклаб за предоставленную версию игры.
Автор: Денис Щенников
|
нет, нормально всё, это были бредни котаку, слухи, не более, хотя я бы именно так и сделал, за 4-ый страшно очень(