Секретный агент АНБ Сэм Фишер уже битые восемь лет и пять частей мозолит нам глаза на экране видом своей многострадальной тушки в согбенном состоянии и тремя зелеными фонарями на лбу, которые все остальные скриптово-полигональные кренделя отказываются замечать.
Наряду с Thief первые четыре части Splinter Cell большинство играющего населения планеты считает эдаким эталоном стелс-экшена. Не то чтобы это было чистой правдой, так как на звание настоящего образца тянет только оригинал, но при этом других игр про блуждания впотьмах на карачках почти не было.
Теперь вообще не стало.
Сэм изменился?
Да, однозначно. Еще при разработке Splinter Cell: Double Agent Ubisoft решили, что агент Фишер должен стать чем-то большим, нежели безропотным исполнителем заданий любых мастей и сложности. А потому в сюжете четвертой части фигурировала дочь Сэма, сбитая насмерть пьяным водителем. Дабы как-то отвлечь своего агента, его отправили в преступную группировку в качестве подставного лица. Сюда же щедро всыпали моральных дилемм и прочих судьбоносных выборов.
В Conviction оказывается, что то задание в банде гадов было для мистера Фишера последним, ибо он, не в силах совладать с потерей дочери, написал заявление об уходе из Третьего эшелона. Экс-агент уже не носит черный обтягивающий костюм, подло стыренный у Солида Снэйка, а облачен в ничем не примечательные толстовку и брюки. На лице проглядываются следы многомесячного запоя, а в голосе звучат отчаяние и безысходность.
Потом, правда, окажется, что дочь не померла, вполне бодро постукивает сердцем и дрыгает конечностями, Сэму наврали, чтобы использовать его в своих целях, а закончится все жуть как оригинальным спасением США от очередной напасти. И не думайте, что я на вас сейчас вывалил кучу спойлеров и испортил все удовольствие, ибо от сюжета его крайне сложно получить.
Источники вдохновения Ubisoft Montreal увидит даже слепой. Современный Сэм Фишер – это гибрид Джейсона Борна из всем известной кинотрилогии и Джека Бауэра из не менее славного сериала длиною в восемь сезонов. У первого наш пятиглазый товарищ одолжил неизменное желание «во всем разобраться», у второго – злость, ожесточенность из-за потери родни и брутальность, что ли.
Последнее качество Сэм особенно живописно проявляет на допросах, которые проводит с постоянством дятла, долбящего деревянный столб ЛЭП. До убийства родственников не доходит, но писсуары и умывальники чужими головами приходится ломать регулярно. Честно, наблюдать интересно.
Пометить территорию
Дабы брутальность подконтрольного бугая не вызывала никаких сомнений, ему в арсенал добавили систему Mark and Execute, аналоги которой вы уже видели в Call of Juarez и Red Dead Redemption. Все просто и эффектно: герой выскакивает из-за угла, помечает противников недвузначными красными стрелками, а после нажатия на кнопку действия - расстреливает со скоростью автоматического дырокола. Для того, чтобы получить доступ к этой возможности, нужно всего-то убить одного супостата в ближнем бою.
В результате таких нововведений механика перевернулась с ног на голову. Вместо того, чтобы горбылем лазить по всем темным местам уровня и заучивать маршруты охраны, теперь намного быстрее завалить одного гада смачным ударом по мозжечку, а всех, это заметивших, убить приемом M&E. Повторять до бесконечности.
Еще проще вообще никого не трогать, взорвать что-то погромче, подождать пока доблестно-тупые секьюрити сбегутся на звук бадабума, а самому прошмыгнуть в нужную дверь. Идиоты!
В таких условиях стелс-элементы пропадают напрочь, а окрашивание экрана в черно-белые тона, когда Сэма не видно, выглядит скорее бутафорией, нежели полезной штукой.
И главное: ведь видно, что игра к скрытному поведению вполне приспособлена, особенно когда разработчики сами это поощряют. Бывает, что от вас потребуется ни разу не поднять шум на уровне, умело выполнить задание, никого не убивая. Вот тогда стает интересно: мелкие перебежки, лазанье по трубам, заучивание маршрутов патрулей, да чего уж, даже волноваться начинаешь. Жаль, что такое было только раз и очень недолго.
Знаете, новое обличье Splinter Cell можно разглядеть по всего одной детали. Сэм не носит свои три зеленых глаза, а когда таки получает их, то использует лишь для стрельбы в темноте. Гаджет, который раньше был важнее пистолета, теперь фактически не нужен.
Король умер, новый сдох
В результате получается, что экшеном про скрытность и метания по теням Splinter Cell быть перестал, а глубокой сюжетной постановкой слыть не удосужился. Сэму еще сопереживаешь, когда говорят о мертвой дочери, но после ее воскрешения – ни капли. Атмосфера обсыпается как дешевая штукатурка.
Сценаристам действительно стоило бы убить дочь Фишера, а из него лепить исключительно трагичного героя с немытой головой, равнодушным, отсутствующим взглядом и голосом, ненавидящим мир и самого себя. Тогда серия могла бы хоть на шажок приблизиться к Metal Gear Solid, с которой ее раньше любили сравнивать. Сейчас же голос Майкла Айронсайда играет намного большее значение в создании образа Сэма, чем все сюжетные выкрутасы.
А так Conviction – зауряднейшее зрелище с банальной историей, картонной драмой, страдающим проблемами самоидентификации геймплеем, абсолютно обычными (но не плохими!) графикой и звуком. Оно вам надо?
Зато есть кооператив, который играется, как ни странно, в сто раз лучше одиночной кампании. Это полноценная история на двоих длиною в три часа, где без скрытного поведения и слаженности вас с напарником выносят вперед ногами через пару минут после старта. Все те шпионские прибамбасы, которые в сингле нужны раз в час, здесь в ходу постоянно.
***
После окончания игры кажется, что Ubisoft Montreal и сами-то не решили, какую же игру они хотят сделать. Если помните, пару лет назад на выставках Сэм выглядел как только вылезший из запоя небритый, заросший бомж в рваной куртке. Нам обещали толпы людей, среди которых можно будет маневрировать, но вместо этого остался только провинциальный луна-парк с тремя скучающими реднеками.
А вот есть система контекстных подсказок и роликов, показывающихся на любой поверхности и выглядящих круто и красиво. Но сценарий эту фишку не может по-людски использовать, показывая только воспоминания Сэма о былых миссиях да фразы вроде «Найти Кобина». У Фишера что, только это и крутится в голове?
В какой-то момент будет целая миссия-флешбэк в Ираке, якобы призванная раскрыть глубину задействованных персонажей. Но нет. Splinter Cell не знает, кем ему быть.
Новички, начинающие знакомство с серией с Conviction, ничего подобного, наверное, не заметят. Им пятая часть покажется хорошим, бодрым, даже зверским линейный экшеном с минимумом стелса и веселым разносом туалетных кабинок и писсуаров чьим-то черепом. Но тех, кого оригинал учил, почему надо ходить короткими шажками и, предпочтительно, по бетону, а не щебню или гравию, Conviction разочарует. Сильно.
Автор: Александр Макарович
|