Канадская студия Bioware прославилась на весь мир своими первоклассными RPG. Даже не особо сведущим в данном жанре личностями что-то да скажут названия Star Wars: Knights of Old Republic, Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и Jade Empire.
Нового проекта все ждали с нетерпением, и особенно удручающей была новость о том, что уже второй (после Jade Empire) проект Bioware становится экслюзивом 360-го Ящика им. Билла Гейтса. Пока консольщики захлёбывались от восторга, а профильная пресса сыпала в адрес игры эпитетами «великолепная», «красивая», «оригинальная» и пачками клеила бирки «Игра года», нам, ПК-игрокам оставалось тешить свои RPG-наклонности в «Ведьмаке». Но вот настал и на нашей улице праздник – «Игра года» по версии более 30 изданий добралась в полном составе на PC.
Все цвета спектра
Сюжет, выдуманный Bioware довольно прост и в меру оригинален. В 2148 году человечество случайно обнаружило на Марсе таинственный артефакт – след древней цивилизации, чьё посещение происходит каждые 50 000 лет. Расшифровка данных подтолкнула развитие человеческой науки и техники на несколько десятилетий вперёд. Позже люди нашли сеть звёздных врат и с удивлением обнаружили, что по ту сторону порталов существует несколько десятков рас, которые давно нашли и расшифровали артефакты, подобные тем, что были на Марсе. Вселенной правит Совет, состоящий из представителей трёх высших рас, а человечество, чтобы попасть в этот совет, должно оказать ему услугу.
Главному герою игры, земному командору Шепарду, Совет оказывает огромную честь и назначает Спектром – личным агентом Совета с неограниченными полномочиями и приказывает найти и по возможности разобраться любым путём с другим Спектром по имени Сарен. Как всегда банальная миссия выливается в спасение всего свободного космоса и Галактики.
Несмотря на обилие сюжетных поворотов, неожиданных ходов и смешением «плохого» и «хорошего», развязка достаточно предсказуема – всем, кто хоть раз прошёл одну из игр Bioware
будет уже к середине игры понятно, кто есть мнимый злодей, а кто самый настоящий.
И можно было бы сказать, что сюжет тут чисто «для галочки», но тут есть два но – постановка и режиссура. Игра живёт от одного диалога до другого, от одной скриптовой сценки до другой, ни провисая ни на секунду как иногда бывает в том же «Ведьмаке», так что все 30-40 часов (вот вы и узнали сколько в среднем длится прохождение игры) просто некогда заскучать. Сюжет просто напичкан выбором и сказать однозначно, как ты поступаешь – хорошо или плохо, нельзя. Поэтому совет – руководствуйтесь своими собственными убеждениями. Ну и наконец на правах спойлера – концовка всего одна, от решений игрока лишь зависит судьба окружающих его персонажей – кто-то умрёт, кто-то станет другом, кто-то просто уйдёт в тень.
Отдельное слово стоит произнести о системе диалогов. Раньше в любой игре диалог выглядел так: становились два (редко – более) соляных столбика и начинали графоманить. Даже в таких корифеях RPG как Oblivion всё, что могли делать NPC – это хмуриться, корчить рожи, да изредка размахивать конечностями. Теперь же персонажи свободно расхаживают по комнате, спорят, активно жестикулируют и иногда чуть ли не дерутся. При этом камера активно переключается с одного ракурса на другой и постоянно демонстрирует лица героев. Они кстати показывают потрясающую лицевую анимацию – даже Half-Life 2 и Silent Hill 3 со своими «цифровыми актёрами» остаются позади. Даже если бы в игре была стандартная система диалогов как в других RPG (сложносочинённые фразы длиной в несколько строк, миллион в общем-то сходных опций ответа и т.п.) то благодаря такой режиссуре их можно было назвать уникальными, но не тут-то было. Здесь Bioware совершает подлинную революцию в жанре – а фраз-то и нет! Есть лишь короткие односложные реплики, задающие общий тон разговора, что придаёт динамики и непредсказуемости разговору. «Прокликать» его не просто никакой возможности и это, пожалуй, главное достижение местной системы диалогов.
В принципе на этом беседу о Mass Effect можно было и закончить, поскольку дальше начинается… Star Wars. Обычный такой Knights of the Old Republic c доработками.
KotoR – Premium Edition
Сначала стоит сказать о кастомизации персонажа. Фамилию герою мы изменить не можем (все NPC обращаются к нему по фамилии), зато вольны изменить пол, имя и внешность как в The Elder Scrolls IV: Oblivion. Как и там, местная система фейсгена довольно слабовата (у автора данных строк всегда получались такие уродцы, что хоть стой хоть падай), так что можно не заморачиваться и оставить всё как есть. Следующим шагом будут выбор биографии и особенностей персонажа, но тут мы вежливо промолчим.
Ролевая система проста до удивления и опять же многим напоминает «Рыцарей Старой Республики». На откуп предлагается три класса: солдат (всё понятно), инженер (вскрывает электронные замки, пользуется минами, ломает компьютеры и т.д.) и биотик (самый интересный класс – силой мысли может манипулировать врагами, швырять предметами… короче эдакий Магистр Силы) и три кросс-класса (солдат-инженер, солдат-псионик, инженер-псионик). Экспу герой получает за квесты и убийства врагов, по достижении определённого уровня получает несколько очков и развивает способности.. Углубляться не будем, скажем, что в общих чертах это напоминает одновременно Jade Empire, KotOR и The Witcher.
Игровой процесс также весьма похож на «Рыцарей Старой Республики» (посчитайте сколько раз они упоминаются в тексте… у меня получилось пока пять). Герой перемещается по Галактике на небольшом межпланетном корабле «Нормандия», куда он может взять с собой до 6 NPC. Доступная свобода впечатляет - ежемоментно доступно сразу несколько планет, на некоторых из которых расположены сюжетные квесты, на других – побочные. Разнообразием они конечно не блещут: наказать злых пиратов, спасти шахтёров, уничтожить военное поселение или найти на далёкой планете артефакт – вот практически весь список возможных задач, и если бы не вышеупомянутая система диалогов, то проходить сторонние квесты было бы скучновато.
Боевая система, в угоду современным трендам меньше всего напоминает RPG. В битву можно взять с собой двух напарников, остальные в это время будут прохлаждаться на корабле. Им во время тактической паузы (снова привет, KotOR!) можно раздать простенькие приказы вроде «следуй за мной», «защищай позицию» и «атакуй» как в каком-нибудь Gears of War, а также применить спецспопобность персонажа вроде классическо-джедайского «Толчка Силы».
Кстати с Gears of War игру роднит не только система управления персонажем, но и возможность припасть к любой стене и использовать её как укрытие. В результате на первый взгляд игра представляет собой практически экшен, с неплохой механикой и яростными перестрелками. В эти моменты всё, что выдаёт в игре RPG – наличие полоски жизни над врагами и полное безразличие к тому, в какую часть тела вы выстрелили, потому как всё обсчитывается стандартными RPG-параметрами. Но если в том же Hellgate: London мысль, что перед вами не экшен коробила мозг и портила всё ощущение от игры, то в Mass Effect вся эта шутерная кутерьма воспринимается как само собой разумеющееся. Иногда игра дарит совсем экшеневую возможность – погонять на бронетранспортёре чем-то похожем внешне на утончённо-миниатюрную версию харвестера из Dune 2, который очень быстр, да ещё и ненадолго может подлетать над поверхностью земли.
Напоследок стоит сказать о таких казалось бы наносных вещах как графика, интерфейс и звуковое сопровождение. При взгляде на картинку игры понимаешь, что Xbox360 уже не соперник ПК. Текстуры достаточно чёткие, модельки проработаны на пятёрку, правда вот с освещением иногда бывают проблемки. Проще говоря, красиво, но как сейчас принято говорить, «не Крайзис». Что касается звукового сопровождения, то тут тоже никаких претензий – аутентичные звуки (выстрелы, взрывы и т.п.) хороши, саундтрек, состоящий в равных пропорциях из инструментальных, симфонических и электронных мелодий, воспринимается на ура. Интерфейс игры единственное, что претерпело серьезные изменения по сравнению с Xbox-версией и полностью оптимизирован под мышь и клавиатуру.
А вообще о Mass Effect можно говорить бесконечно долго – о том, как любовно прорисована каждая мелкая и второстепенная планета, насколько глубок так нужный любой RPG отыгрыш роли, как хороша система диалогов, как натуралистично здесь хмурятся инопланетяне и как много тут побочных сюжетных линий, которые могут внезапно проявиться, когда ты уже о них забыл… Но лучше в заключении стоит поблагодарить компанию 1С и snowball interactive, которые смогли так оперативно перевести игру (кстати, решение, об оставлении аутентичного озвучания, видится в такой ситуации полностью верным) и подарить потрясающее RPG-приключение в день европейского релиза. Возможно, у кого-то оно продлится всё лето…
Автор: Данил Ряснянский
|