Что есть жизнь? Заранее нарисованная высшими силами магическим карандашом линия, по которой нам предстоит пройти? Судьба, в которой за нас все уже давно решили? Или же всего лишь череда случайных событий и, порою, невероятных совпадений? Каждый решает для себя сам. Но не зависимо от того, кто во что верит, все едины в одном: простому человеку не дано знать, что с ним может случиться в следующее мгновение. Как не дано знать того, во что может вылиться обычный телефонный звонок утром самого обычного дня. И с этого начинается наша история.
Шедевр за копейки
*Звук телефонного звонка* Лариса Светлова, сотрудница Интерпола, ранее работавшая в милиции, снимает трубку, чтобы услышать просьбу бывшего начальника, полковника Останковича. Просьбу, которая перевернет с ног на голову несколько судеб в следующие несколько дней. Ночью во всемирно известном Эрмитаже вдруг на короткий промежуток времени отключилась система безопасности. Как основная, так и резервная. И полковник, который лично отвечал за охрану музея и вот-вот получит награду лично из рук президента, хочет выяснить все подробности ЧП до мельчайших деталей, при этом не привлекая внимания. Поэтому он просит героиню найти человека, который в состоянии помочь. Максима Дюрана. Хотя «попросил» - не совсем то слово. Дело в том, что Макс в прошлом наделал глупостей, из-за чего теперь вынужден бежать к Останковичу по первому его слову. Но эта «просьба» может оказаться последней, ведь в случае успеха Дюран, наконец-то, освободится от назойливого полковника. Да и Лариса может получить повышение.
Наши герои решают, что игра стоит свеч. Если бы они знали, что их ждет… Но пока они еще не представляют во что ввязываются, а просто делают то, что считают правильным. Мы же с вами играем то за Ларису, то за Макса, наблюдая за происходящими событиями с разных сторон. Чаще всего Дюран оказывается «на передовой», изучает место преступления, путешествует по опасным и крайне недружелюбным местам, в то время как трудолюбивая работница Интерпола исполняет роль информационной поддержки. И такая подача отлично подходит для истории, придуманной Centauri Production. Начинаясь, как обычный детектив в мрачных тонах, все заканчивается мистическим триллером а-ля Fahrenheit.
С последним у Memento Mori вообще много общего. Не считая пересечений в сценарии, с известным детищем Quantic Dream, и еще одним его подражателем – Overclocked, нашего сегодняшнего героя роднит несколько вещей. Во-первых, режиссеры явно во многих сценах подражают Indigo Prophecy: деление экрана на части, «картинка в картинке», даже ракурсы иногда заставляют вспомнить Fahrenheit. И в данном случае подобное цитирование идет Memento Mori лишь в плюс. Во-вторых же, общий подход. Не имея на руках ни огромного бюджета, ни мощного движка, а лишь пользуясь собственным талантом и чувством вкуса, разработчики сумели создать, отличную игру. Сюжет, начинающийся штампованно, развивается в самом неожиданном ключе, нередко задавая злободневные вопросы и затрагивая важные темы. О дружбе, об эгоистичности, о вере и о прощении.
Каждый персонаж истории интересен, многогранен. И каждый скрывает свои секреты, живет с тяжелым грузом прошлого. Каждый диалог – отдельное счастье. Разработчики довели задумку Bioware до логического завершения. Мы выбираем даже не направление беседы, а эмоции. Вместо заранее заготовленного ответа нам надо кликнуть на один из трех «смайликов»: улыбка, грусть и вопрос. А время на ответ, как в уже не раз упоминавшемся шедевре от Quantic Dream, весьма ограничено. Да и разговоры написаны умелым и талантливым автором, а не, как часто бывает, программистом в свободное от основной работы время. Некоторые фразы так и хочется цитировать: «Люблю современное искусство. Все что нужно, чтобы создать шедевр, это гараж, паяльная лампа куча всякого хлама».
И эти слова отлично подходят для описания самого Memento Mori. Centauri Production, имея весьма средненький движек, сумели создать качественный, запоминающиеся локации, а грамотно подобранная цветовая палитра и умелая операторская работа творят чудеса. Некоторые пейзажи просто поражают. Вид уединенного в лесах монастыря надолго вам запомнится. Но главное – не визуальная сторона, а завораживающая атмосфера. На нее работает буквально все. Каждый кадр, каждый случайно встреченный персонаж, вроде пьяного русского деда (не подумайте, никакой клюквы), скучающего охранника или вынужденного работать ночью в дождь, каждая локация, будь-то вид ночного Эрмитажа; или старая «хрущевка», каждая фраза.
О проблемах насущных
Геймплейно же Memento Mori ничем не выделяется. Перед нами стандартная point-and-click «адвенчура», построенная по заветам квестов десятилетней давности. Но закликивать локацию до потери пульса не придется. Разработчики, как часто делается в последнее время, облегчили жизнь игрока и предусмотрительно сделали возможность по нажатию клавиши «подсветить» все активные объекты. Причем предметы, с которыми можно взаимодействовать, и которые герои могут лишь прокомментировать, выделяются разными цветами.
Да и задачки, которые нам подсовывают авторы, не сложные и построены исключительно на бытовой логике. Никаких «сломайте швабру, приделайте к палке дощечку, скиньте батарейки с высокого шкафа чтобы вставит в пульт от телевизора» тут нет. Memento Moriпрактически не вызовет затруднений в прохождении даже у новичка, не говоря уж о старожилах жанра.
Кстати некоторые ваши действия, равно как и ответы в беседах, непосредственным образом могут сказаться на финале, вариантов которого аж шесть штук, что для игр подобного жанра много. Жаль только, что различаются они большей частью лишь монологом, повествующем о дальнейшей судьбе героев.
И все бы хорошо: интригующий сюжет, интересные персонажи, атмосфера, тонкая грань между детективом и мистикой, но отчаянно чего-то не хватает. Какого-то стержня, который поддерживает все строение и не дает оторваться от экрана до финальных титров. В Fahrenheit это была сумасшедшая динамика происходящего, в Overclocked – постоянное психологическое давление, а в Memento Mori ничего подобного, к сожалению, нет.
***
Centauri Production сделали отличный подарок всем поклонникам качественных приключений. Глубокий сюжет со вкраплениями мистики и философского подтекста, персонажи, за судьбами и развитием характеров которых действительно интересно наблюдать, проверенный временем геймплей, пленяющая атмосфера опасности и загадок. И даже, как это ни банально, буквально чувствуешь, что создатели действительно горели своей работой и вложили в нее частичку душу. Но чего-то не хватило, и скорее всего того, от чего идет все зло на этом свете – денег.
Автор: Денис Щенников
|