Сколько лет прошло после выхода популярной Grand Theft Auto 3, а ни одного вменяемого клона никто произвести так и не смог: MAFIA выбралась потому, что сделала акцент в первую очередь на сюжет, а не геймплей. Но разработчики из Rockstar не привыкли сидеть сложа руки: после GTA 3 они выпустили во всех смыслах замечательную GTA: Vice City и решили не останавливаться на достигнутом, зарелизив San Andreas.
В чёрном гетто
Сюжет, как всегда у Rockstar, рассказывает о сложном бандитском пути. В этот раз в роли главного героя нег…эээ… афроамериканец по имени Карл Джонсон (все зовут его CJ или «Сиджей»). Путь его будет долго и тернист – после возвращения из Либерти-сити ему придётся поднять свою старую лос-сантосскую банду и стать местным преступным воротилой.
Структурных различий от подачи сюжета в Vice City фактически нет. Всего в ходе прохождения игры San Andreas игроку приведется выполнить порядка сотни основных миссий, каждая предваряется роликом или кат-сценой на кривом движке (о нём в самом конце). Конечно, среди миссий превалирует классика: после обилия всевозможных заданий, которые предлагал Vice City сложно было придумать что-то действительно новое. Стало намного больше всевозможного плана гонок, перестрелок и вообще всего того, что было основой предыдущих игр. Никуда не делись многим наскучившие миссии по перетаскиванию бомб на радиоуправляемых самолётах. Из действительно стоящих новинок нужно отметить лишь танцы и состязания на машинах, где нужно нажимать в такт определённые клавиши как в танцевальных симуляторах.
Среди побочных миссий вообще кажется никаких особенных изменений: всё тот же частный извоз, скорая помощь, пожарная и другие вычуры. Стоит отдельно упомянуть лишь о довольно трудном задании, когда нужно собрать на время несколько видов машин и пригнать в порт – гоняться по городу в поисках нужной тачки действительно занятно. Ну и наконец в баре можно просто так сыграть в бильярд. В случае проигрыша можно забить своего оппонента насмерть кием – тоже, между прочим, вариант.
Быстрее, выше, сильнее
Под таким девизом созидали Grand Theft Auto: San Andreas разработчики. Теперь нам доступен не один город, а фактически огромный штат с тремя мегаполисами: Лос-Сантос, Лас-Вентурас и Сан-Фиерро. Они же реальный Лос-Анджелес, Лас Вегас и Сан-Франциско соответственно. С одной стороны свобода просто восхищает: чтобы проехать из одного конца карты до другого даже на быстрой машине понадобиться как минимум минут тридцать реального времени. С другой стороны, местами ощущение пресноты сильно портит впечатление: в игре можно с лёгкостью наткнуться на абсолютно пустое поле размером километр на километр, разбиться, упав с перекошенного шоссе, и вообще умереть со скуки, накручивая очередной километр скоростного хайвэя от города до города.
С другой стороны, сами города проработаны на пять, и живут непритворной жизнью. Вряд ли вам понравиться все города так, как многие полюбили Вайс-Сити, но хотя бы один из трёх вам приглянется точно.
Транспортных средств, естественно добавили. Помимо стандартных уже десятков видов автомобилей, мотоциклов и вертолётов были накинуты: велосипеды (с новой техникой управления), поезда, аэропланы, квадроциклы и даже реактивный самолёт. Всего в игре порядка 200 видов транспорта, что почти на сотню больше, чем в GTA: vice city. Да, совершенно забыли сказать: в каждой машине есть радиоприёмник и он может вещать порядка десяти радиостанций. Основные стили – рэп, хип-хоп, рэгги, кантри, рок и альтернатива. Можно и поставить свои треки на «пользовательскую» радиостанцию, если кому-то не придётся по вкусу представленный разработчиками саундтрек.
Видов оружия, кажется, наоборот немного поубавилось и составляет порядка тридцати разнообразных пушек. Есть тут, разумеется, и клюшка для гольфа, и коктейль Молотова, и огнемёт и даже катана. Manhunt’ ом попахивает, не находите?
Прокачай меня
Игровой процесс в широком смысле слова не поменялся: мы всё также имеем дело с шутером от третьего лица и симулятором различного вида транспорта. Кроме изменения системы боя и прицеливания, не обошлось без целого списка всевозможных подкруток и фишек по остальной части геймплея. Кроме вышеупомянутых мини-игр и боёвке стоит рассказать о прокачке героя. Да, у, СиДжея есть целый небольшой набор навыков вроде стрельбы, выносливости и тому подобных, которые растут от частоты употребления. Много стреляете с пистолета? Вот прибавка к его точности. Много бегаете? Улучшается запас сил. Короче говоря, некое подобие системы Morrowind, разве что намного примитивнее. Да кстати, после основательной прокачки герой научиться стрелять с SMG и пистолетов по-македонски, то бишь с двух рук. Ну и наконец героя научили плавать, чему очень завидует бедный Томми Версетти.
На этом возможности модификации героя не исчерпываются. В прямом смысле из Карла можно сделать как толстяка (кушать периодически нужно в любом случае, но вот если переедать, то сами понимаете), так и мускулистого мужика с накачанным торсом (для этого нужно бегать в местный спортзал и проходить мини-игры по тяганию штанги). Внешний вид играет как на отношение с NPC, так и на геймплей. Чем сильнее персонаж, тем больший урон он наносит в ближнем бою, зато худой немного быстрее бегает. Толстому нужно реже есть, но зато есть риск после незначительной пробежки получить инфаркт. Короче говоря, в игре стало заметно настоящее влияние RPG-элементов, которые приятно разнообразили и без того нескучное прохождение.
Но и на этом заигрывания с другими жанрами не кончается. Герою можно набить татуировок, сделать стрижку и одеть. В итоге получаем обилие возможностей по созданию уникального персонажа, приведём лишь пару вариантов. Как вам, скажем, накачанный Карл Джонсон с татуировками на спине и в широченных боксёрских трусах? Или вот – франтовато одетый в зелёный жакет и чёрные очки гламурный африканец? Ну и наконец добродушный толстяк в нелепом костюме в стиле 80-ых, усами и причёской афро. Как видите, есть, где разгуляться.
Портовые кошмары
Как всегда в конце о местных ужасах. Игра просто кричит «я портирована с древней как цивилизация ацтеков PS2, я страшная!!!». Кажется, что в графе дата выхода должен стоять 2002 год, но никак не 2005 (ладно, на PS2 она вышла ещё в 2004ом). Местные эффекты огня и дыма тоже передают горячий привет родной платформе. А какие тут текстуры – просто жуть: размазанные, тусклые, скудные. Дальность прорисовки также оставляет желать лучшего – комбайн, выехав из поля зрения, исчезает в неизвестном направлении. Мистика? Нет, просто изнасилованный разработчиками движок RenderWare может демонстрировать только то, что видит, забывая про существование того, что «за кадром». На телевизорах в силу маленького разрешения это не было заметно и на голубом глазу покажется, что на них игра выглядит даже лучше. Единственное оправдание всему этому кошмару, что твориться на мониторе – колоссальный размер пространств при должной их проработке (хотя огромные пустые поля всё же есть, но это скорее исключение, чем правило) и глубокая атмосфера. Ну и геймплей, несомненно, тоже. Будь это игра не из серии Grand Theft Auto, то с такой графикой в неё играть было бы просто невозможно.
***
Что остаётся сказать – последняя часть GTA, что смогла заявиться к нам на PC (надеемся, что пока). В GTA: San Andreas вас ждут огромные территории, настоящая атмосфера, куча мелких и приятных заимствований из других жанров, интересный сюжет. Наконец, единственная игра в мире, где можно покататься на машине, велосипеде, мотоцикле, полетать на самолёте, а потом, приземлившись, нажраться пончиков до потери сознания и пойти валить прохожих со снайперской винтовки.
Автор: Данил Ряснянский
|