Позвольте нам не рассказывать о том, что «GTA – одна из самых успешных и знаменитых серий игр, которая бла-бла-бла…», потому что все и так отлично знают, что такое Grand Theft Auto. Достаточно лишь вспомнить жуткий рёв ПК-игроков, узнавших, что четвёртая часть «Грандиозного Угонялова» не посетит родную платформу. Этот неистовый стон мог потягаться разве что с криками неописуемой радости по поводу ожидаемого, в общем-то, анонса. Массовая истерия достигла своего апогея в первые дни декабря с релизом GTA IV на PC. Она даже породила шутку «Все игровые сайты и форумы перегружены, люди сидят по домам. Апокалипсис? Нет – новая GTA вышла». Было ли такое поведение оправданным? Ну, как посмотреть…
Start spreading the news
I'm leaving today
Порт Либерти-Сити. С трапа замшелого корабля уверенной походкой спускается человек в спортивном костюме с чемоданом в руках. Знакомьтесь, наш протагонист – Нико Беллик, эмигрант из Восточной Европы, приехавший по вызову своего кузена Романа. Тот с заядлым упрямством доказывал, что является местным воротилой, и Нико, прельстившийся россказнями о райской жизни и величайших возможностях, прибывает в Либерти-Cити.
Реальность оказалась полярной той, что изображал в своих письмах брат. Увидев жуткого вида
апартаменты, где по полу носятся тараканы величиной с кулак, Нико понял, что кузен Роман на самом деле находится скорее в затяжном финансовом пике, чем в состоянии процветания. Так оно и оказалось – огромные долги, поджидающие у подъезда заимодавцы с ножами – именно с этими проблемами придётся бороться семье Беллик.
Сюжет GTA IV на голубом глазу не предлагает абсолютно ничего нового. Опять «дерьмо попало в вентилятор», опять герой с неизвестным, но явно криминальным прошлым, опять множество уголовных авторитетов-работодателей, которые в 50% случаев оказываются такими сволочами, что их лучше пристрелить сразу (см. Диаз из Vice City или Big Smoke из San Andreas). Но, на самом деле, новый Grand Theft Auto 4 ближе к той же «Мафии» - у каждого из показанных героев есть своя философия жизни, привычки и страхи, все они накрепко западают в памяти, в отличие от GTA: San Andreas, где навскидку ни одного лица уже и не вспомнишь. Вместе с серьёзностью сюжета подросло и качество кат-сценок, которые настоятельно не рекомендуется пропускать. Герои в кадре не просто размахивают руками, кривляются и кидают в воздух бесконечные “fuck” и “shit”, а переживают простые человеческие эмоции – гнев, страх, отчаяние. За исключением Нико, который в большинстве случаев покорно кивает головой и идёт на задание.
Среди основных миссий вы не встретите ничего эдакого, чего не было в San Andreas. Нико на протяжении всей игры будут предлагать тырить автомобили, участвовать в гонках, погонях, перестрелках и попойках. Не раз придется примерить на себя роль посыльного, таксиста, снайпера, телохранителя, филёра, киллера, драг-дилера, сутенёра, бой-френда и просто приятеля по досугу. Проще говоря, самый стандартный набор любого произведения про бандита в Большом городе.
I wanna wake up in a city that doesn't sleep
А жизнь в том городе кипит и бурлит, как полноводная река. Не заморачивайтесь на названии – Либерти-Сити – это самый настоящий Нью-Йорк, в котором Бруклин называется Брокер, Манхеттен кличут Алгонквином, Бронкс именуется Боханом, а статуя Свободы теперь зовётся Статуей Счастья. Каждый квадратный метр воссоздан с ювелирной точностью – Rockstar потратила какое-то немыслимое количество денег и сделала несколько тысяч фотографий «Большого Яблока» со всех ракурсов, чтобы потом слепить по его образу и подобию Либерти-Сити.
Русскому же человеку будет особенно интересно оказаться в Хоув Бич (он же Брайтон Бич), где его встретит бар “Perestroika”, магазин секонд-хенда, где можно купить шапку-ушанку, а также очень приветливый и милый народ, готовый покрыть героя таким многоэтажным матом, что даже высота Статуи Счастья покажется весьма небольшой. А ещё в Хоув Бич все слушают одну из множества радиостанций (на которых крутят абсолютно всё – от джаза Дюка Эллингтона до рока Queen, разве что вальсы Шуберта не передают) под названием Vladivostok FM, на которой ди-джеем работает певица Руслана, победительница Евровидения-2004. В репертуар станции входят такие примечательные треки как песня самой Русланы «Дикие танцы», хит группы «Кино» под названием «Группа крови», Глюк’Оза с песней Schweine и даже клубный (!) ремикс (!!) хита М. Боярского (!!!) «Зеленоглазое такси» и многие другие.
Признаться честно, из всего представленного культурного материала на тему русских нас особенно впечатлило даже не радио, а то ли аптека, то ли магазин, где на вывеске были нарисованы очки, а рядом написано на чистейшем русском языке «ГЛАЗНИК». Конечно, это клюква, но зато сделанная со старанием, бюджетом, а главное – душой.
При этом огромный (а Либерти-Сити крупнее того же Vice City раза в три) город не кажется пустым или безжизненным. Люди не просто снуют по улицам, а разговаривают по мобильному телефону, покупают хот-доги, читают газеты. Если вы случайно собьёте пешехода, то с весьма высокой долей вероятности встретитесь с несущейся на полных парах «Скорой помощью». Ощущение погружения невероятное – в GTA 4 есть даже свой Интернет, через который можно назначать свидания, искать новые контракты и переписываться с нужными людьми. Придя домой, можно включить телевизор и увлечённо щёлкать по каналам, на одном из которых идёт программа “American Asshole” (неявная пародия на American Chopper), на другом – рекламируется огромным гамбургер «Остановка сердца», а на третьем «всего за 299.99$» предлагают купить церемониальную катану.
Поначалу всё это так завораживает, что хочется просто бродить, ездить и летать (подчеркнуть всё сразу) по Либерти Сити, наблюдая за окружающим миром. Но когда ты лично начинаешь вмешиваться в происходящее, GTA IV расцветает во всей своей красе…
…and find I'm king of the hill, top of the heap
… потому что игры, которая настолько вплотную приблизилась к понятию «симулятор жизни» просто нет. Несколько качественных шагов в геймплее хоть и не тянут на революцию, но заметно отличают GTA IV от предшественников.
Например, мобильный телефон из вспомогательного средства («Хэй, СиДжей, езжай сюда, тут много вкусного!») превратился в один из главных инструментов героя. С помощью него можно приглашать друзей, скажем, поиграть в дартс, договариваться о контракте или халтурке. Получив впервые телефон, мы сразу же, конечно, позвонили в службу «911» и вызвали пожарную охрану. Каково же было наше удивление, когда, сверкая проблесковыми огнями и гудя сиреной, приехал огромный красный автомобиль, а оттуда высыпали люди в комбинезонах и касках!
Другим заметным изменением стала система полиции. Наверняка абсолютно все сетовали на то, что если в тёмном переулке убить копа, то откуда не возьмись на горизонте появлялись его коллеги и гонялись за игроком до посинения. Теперь же, если за вами замечено правонарушение, на мини-карте появляется мигающий круг – условная зона розыска. Если вы успеваете выбраться из неё, не появляясь на глаза стражам правопорядка, то вас перестают искать. Учитывая то, что полицейские прекратили напоминать посланников Господа, знающих с точностью до метра местоположение героя, звание «Лучшая система полиции», которая была закреплена с 2002 (!) года за «Мафией», наконец, получает GTA IV.
Следуя всем требованиям, предъявляемым к играм со стрельбой, Rockstar прилепила к Grand Theft Auto 4 систему укрытий, так что теперь и в GTA IV есть истерическая слепая стрельба из-за бруствера (см. Gears of War) и позиционные перестрелки (см. Kane & Lynch: Dead Men). Противники тоже прекрасно осведомлены о вменённых возможностях и с удовольствием прячутся за любыми неровностями ландшафта. Пожалуй, именно этого давно не хватало серии Grand Theft Auto.
These little town blues are melting away
А ещё GTA всегда не хватало нормальной дальности прорисовки и симпатичной графики. Движок RenderWare, который Rockstar попросту изнасиловала, конечно, уже никуда не годился, и поэтому для GTA IV был написан новый моторчик, отвечающий всем требованиям пресловутого next-gen. Сама цифра “IV” в названии говорит не только о геймплейной, но и графической эволюции, ведь, на самом деле, GTA IV далеко не четвёртая, а шестая (а если считать GTA: London и консольные Liberty City и Vice City Stories – то вообще девятая) часть сериала. Качественные модели, огромная дальность прорисовки, текстуры высокого разрешения, красочные взрывы – всё выглядит, по меньшей мере, не хуже, чем на консолях. Особенно удачно получилось с анимацией. Дело в том, что GTA IV – это единственная на ПК игра (на консолях есть ещё Star Wars: The Force Unleashed), которая поддерживает технологию Euphoria. Суть её в том, что готовых анимаций персонажа практически нет, а всё, начиная от походки и заканчивая падением мёртвого тела, генерируется сообразно десяткам параметров. Так, в GTA IV можно врезаться на автомобиле в столб, вылететь через лобовое стекло и, прокатившись носом по асфальту, стукнуться об ограждение. Шок в GTA IV, когда ты выпрыгиваешь на ходу из машины, задеваешь ногой край балюстрады и кулём с картошкой летишь вниз с хайвэя, после чего разбиваешься в лепёшку, можно сравнить лишь со смертью от упавшей на голову пальмы в Crysis.
Правда, во всём графическом пиршестве есть одна противная штукенция, которая, что мерзкий червяк, точащий красивую мебель, портит некоторую часть положительных эмоций. Плохая оптимизация. От Rockstar такого мы, честно говоря, ни за что не ожидали. GTA IV оказалась дамой с аппетитом и с удовольствием уплетает за обе щеки память. Причём не абы какую, а видеопамять. Выходит, что процессор загружен, дай бог, наполовину, ОЗУ – на две трети, а видеокарта гудит и греется и, как следствие, выдаёт артефакты, периодические провисания fps и так далее. Так что, будь у вас хоть восьмиядерный процессор и четыре гигабайта RAM – без 512 Мб видеопамяти за новую GTA лучше не садится, во всяком случае, до обещанного к Рождеству глобального патча.
Расстроит игроков и навязшая на зубах система защиты SecuROM, которую игроки уже прозвали Suckorom, требующая активацию через Интернет. И кстати, если вы сейчас купили пиратскую версию, то спешите узнать, что если вы решитесь поставить лицензионную копию игры от 1С, то она, скорее всего, не запуститься – «пиратка» оставляет такие хвосты (связанные как раз с SecuROM), что вычистить их можно лишь при помощи одной матери и нескольких специальных утилит.
P.S. По доброй традиции главы этой рецензии названы строками из песни – в этот раз ей стала замечательная New York, New York в исполнении Фрэнка Синатры.
***
Grand Theft Auto 4 – это качественно новый шаг в серии, превосходный геймплей, огромный живой мир, примечательный сюжет, симпатичная графика и лучший (а по совместительству единственный) симулятор жизни в большом городе. Портит весь, не побоимся этого слова, кайф ровно две вещи – плохая оптимизация и то, что это… GTA . Потому что четвёртый раз почти одно и тоже в новой, красивой обёртке – это ни в коем случае не революция, в отличие от того же Fallout 3. Правда, это не мешает ей получить высокие оценки и звание одной из лучших игр уходящего 2008 года.
Автор: Данил Ряснянский
|