Brothers in Arms: Hell’s Highway можно по праву назвать долгостроем в жанре WWII-шутеров. Премьерный показ игры состоялся ещё на Е3-2006, где все желающие могли посмотреть на сводящие с ума скриншоты и послушать пламенные речи главного из Gearbox – Ренди Питчфорда. Релиз был назначен на середину 2007 года.
Но не срослось – он плавно перетёк сначала на конец года, потом на начало 2008, затем на весну и вот, наконец, окончательной датой релиза стало пятое октября. Вызвано это было то отладкой ИИ, то проблемами внутри команды, то новыми фичами. Особенно долго спорили разработчики по поводу интерфейса, а именно мучались вопросом – нужен ли счётчик патронов, ведь он якобы мешает (!) динамике игры. Игре все эти склоки явно не пошли на пользу. Пойдём по порядку.
Мы жертвами пали в борьбе роковой…
Итак, в главных ролях – сержант Мэтт Бейкер, командир небольшого тактического отряда из 101-ой дивизии генерала Максвелла Тейлора, участвующей в операции «Маркет Гарден». На втором плане – Фрэнки, капрал Джо Хэртсок, голландский паренёк Питер и целая группа персонажей, чьи имена у вас вылетят из головы сразу после того, как вы увидите финальные титры. Ну и, наконец, приглашённые звёзды массовых сцен – дивизия злющих немцев на танках, а также целая бригада 88-мм пушек.
Не будем смеяться над соображениями американских игроделов о той операции (благо мы-то знаем, что на самом деле бравые янки и британцы сражались с недобитками, стариками лет 55 и юнцами лет по 17-ти, но никак не с отборными частями Вермахта), а лучше поведаем непосредственно о сюжете. Внушает. Что именно – трудно сказать. Возможно, что на среднестатистического западного обывателя сцена расстрела юной девушки немецкими солдатами и окровавленное тело 12-тилетнего мальчика повергнет в шок и рыдания, но выглядит это настолько дёшево и попсово, что обливаться слезами не хочется. А хочется тыкать пальцем и гоготать, уж простите за цинизм. За всё прохождение впечатлила, пожалуй, предфинальная сцена, где главгерой посещает парализованного друга, который даже не подозревает об этом, в полевом госпитале. Только за неё весь попкорн, которым сыпала во все стороны игра предыдущие восемь часов, можно простить. Там, и только там не стыдно подумать о нетленном и уронить на клавиатуру скупую мужскую слезу. Без шуток.
Больше всего поражает количество кат-сцен, который набирается весьма солидное количество, некоторые из которых длятся по пять, а то и семь минут, что немыслимо для такого класса игр. Не кривя душой скажем, что качество роликов недурное, да и режиссура не хуже, чем в фильме «Спасти рядового Райана» из которого черпают вдохновение абсолютно все разработчики шутеров про Вторую Мировую.
Ну и наконец стоит отметить саму работу с подачей сюжета – обилие флэшбеков, постоянное перемещение во времени с обязательными фразами «20 minutes earlier» или «2 days later» очень неплохо смотрятся. А главное – натурально.
Я сама была такою, триста лет тому назад…
А вот что очевидно не смотрится натурально – графика. Покупая в далёком 2006 году движок Unreal Engine 3.0, разработчики из Gearbox Software не знали, что все кому не лень будут использовать его же, пока бедный BiA: Hell’s Highwayнаходился в разработке. Bioshock, Mass Effect, Stranglehold, Medal of Honor: Airborne – этот список можно продолжать весьма долго.
В итоге, включив Brothers in Arms: Hell’s Highway, ты понимаешь, что это ты уже видел. Причём не один раз. Особенно много наружного сходства у игры с её прямым антагонистом – Airborne. Разве что пуговицы на кителях немцев не сверкают как звёзды на кремлёвской башне. А вот на что без смеха смотреть вообще нельзя – эффект дождя и мокрых поверхностей. Обтянутые будто бы прозрачной слизью модели танков и персонажей вызывают стойкие ассоциации с… да ни с чем. Просто отвратительно смотрится и точка.
С Airborne «Братьев по оружию» роднит и физика PhysX, которая ныне стала весьма популярна и вытеснила Havok. Местный регдолл, гибкости которого позавидовала бы сама Алина Кабаева - ключевой повод для недоумённого хихиканья. Особенно ваш покорный долго хохотал, когда попадание из винтовки Гаранд М1 в голову заставило немца взмыть метров на десять, сделать оборотное сальто и шмякнуться на землю.
Кстати насчёт физики. Помнится, старые «Братья по оружию» (Road to Hill 30 и Earned in Blood) нервировали тем, что там не было корректной баллистики и разрушаемости. В результате порождалась ещё она забавная ситуация – мы вместе боролись с немцами за место около деревянной непростреливаемой и неуничтожимой телеги, которая давала немыслимое тактическое преимущество. В Hell’s Highway эта ситуация должна была измениться. Конечно, тотальной разрушаемости никто не ждал – вряд ли в ближайшие года три геймдизайнеры позволят делать дырки в любых стенах и сносить взрывами любые постройки. Но то, что заявленная «частичная тактическая разрушаемость» оказалась профанацией можно назвать одним из главных разочарований. Не назовёшь же меняющей геймплей фичу с заборчиками, которые можно косить пулемётом, и разлетающиеся от взрывов мешки с песком? Некоторые же вещи просто убивают наповал. Как вам, например, бронированные столы и пуленепробиваемые стёкла, а? В условиях полного отсутствия территорий для манёвра, игра оборачивается в банальный линейный шутер с рудиментарными элементами командования. Ведь, несмотря на то, что номинально Brothers in Arms: Hell’s Highway осталась игрой тактической, на деле же тактики там – процентов двадцать от силы. Остальное – зверский экшен на манер Call of Duty 2.
Робот Т1000, танк и просто хороший человек
Итак, с точки зрения геймплея игра представляет собой тактический линейный экшен вроде Rainbow Six: Vegas 2 и Gears of War (тоже, кстати, сделанные на движке студии Epic Games). У нас в подчинении оказываются обычно два, реже - три отряда. Первоначально разработчики заявляли о наличии штурмовиков, группы подавления, гранатомётчиков, пулемётчиков, радистов и миномётчиков. До релиза последние две группы не дожили, так что имеет то, что имеем.
Наш герой, задавая простенькие команды (идите туда, стреляйте в тех, следуйте за мной) подопечным, продвигается по уровню, зачищая его от фашистской гидры. По нажатию определённой клавиши Бейкер «приклеивается» к укрытию, откуда можно вести прицельный или слепой огонь по врагу. В теории тут должна быть и грамотная смена укрытий и менеджмент, но нет. Весь геймплей сводится к следующему: мы указываем на ближайшие укрытия своим подчинённым, раздаём указания по ведению огня на подавление (тогда иконки над врагами сменяют красный цвет на серый), а сами топаем в обход и подбираемся к немцам по флангу. После небольшой перестрелки трогаемся дальше.
Кроме командных забегов, игра предлагает несколько ситуаций, когда герой остаётся наедине, а также пару танковых заездов. Смотрятся последние, как и многое в игре, просто курьезно. Неуничтожимый терминатор Т1000 (по-другому человека, выдерживающего залп из панцерфауста, не окрестишь) на сверхбронированном танке пачками косит немцев из станкового пулемёта и рвёт их на части с пушки. Ах да, мы забыли, что помимо голливудского сюжета тут есть и голливудский экшен: при удачном попадании пули в голову включается слоу-мо и во всех деталях показывает летящие брызги крови, которые кажутся ужасно нереалистичными (см. убогую кровь из Bioshock), а граната рвёт истинных арийцев на неравномерные составляющие. Короче, как всегда – за изобретательность ставим «пять», а по предмету – «неуд». С жирным плюсом.
Что касается искусственного интеллекта, то тут тоже не совсем однозначно. С одной стороны, противник грамотно ищет укрытия, вовремя выглядывает, чтобы дать очередь, и зорко следит за боевой ситуацией. Союзники тоже молодцы – на команды реагируют оперативно, цели выбирают сами и так далее. Но, в то же время, противник может не заметить в упор подошедшего игрока, а подопечные, если и займут укрытие, то не факт, что с нужной стороны. Однажды у автора данных строк случилась и вовсе дурацкая история – один из подконтрольных отрядов в самый критический момент захвата виллы стал рьяными пацифистами и напрочь отказался стрелять во врага. Есть и баги на грани фичи. Скажите, если бы вам предложили сделать выбор – стрельнуть в командира отряда или во весь его отряд из базуки, то что бы вы предпочли? Я бы подорвал отряд. Но у местных немцев немного другая логика.
Смешанные чувства вызывает и звуковое сопровождение. Не считая того, что в игре, кроме одной единственной пафосной мелодии вообще нет саундтрека, некоторые звуки тут выглядят чрезвычайно странно. У меня лично возникла пара чисто риторических вопросов – почему автомат Томпсона и МП-40 стреляет с одинаковым стрёкотом? Почему все немцы говорят пронзительным верещащим голосом? Наверное эти вопросы так и не найдут ответа…
***
Нет, вы не подумайте, Brothers in Arms: Hell’s Highway хорошая игра. Даже очень. Просто сейчас к данному роду продукции уже выдвигаются абсолютно новые требования. Мир прощается с «рельсами» в прямом понимании этого слова, ждёт больших возможностей, разрушаемости и так далее. Всё, что может предложить BiA: HH – драматический сюжет, заезженный всеми коммерческий движок, намёки на тактику и непринуждённый экшен. В прошлом году Hell’s Highway был бы отличником, гордостью учителей и родителей. Сейчас - лишь усердный хорошист.
Автор: Данил Ряснянский
|