Перезапуск любой более-менее известной игровой серии всегда влечёт за собой множество споров и обсуждений. Старые фанаты скорее всего воспримут в штыки все нововведения и будут говорить о том, что в их время и игры были лучше, и трава зеленее. Новички же будут доказывать, что самое главное для современной игры – это следование всем новомодным тенденциям и зрелищность. Перезапуск серии Thief не стал исключением в этом плане – ещё бы, ведь Thief: The Dark Project, вышедший аж в 1998 году, задал направление для всего жанра стелс-экшенов, а Thief II: The Metal Age закрепил успех. Учитывая то, насколько спорной вышла третья часть, нет ничего удивительного в том, что многие игроки старой школы были кардинально против дальнейшего издевательства над этой франшизой. Но не смотря ни на что, игра Thief всё-таки увидела свет – на этот раз без цифры в названии, поскольку история была начата с чистого листа.
Начнём наше знакомство с игрой. Главного героя всё так же зовут Гаррет и он зарабатывает на жизнь тем, что обворовывает богатых жителей Города. К сожалению, на этом сходства Thief с первыми частями серии заканчиваются – в этой игре нет ни технофанатиков-хаммеритов, ни природолюбов-язычников, постоянный конфликт между которыми и был основой сюжета. В этот раз всё куда прозаичней и в роли главного врага выступает барон-тиран, во имя прогресса загнавший большую часть города в нищету. Злодей-правитель, продажные стражники, угнетённые бедняки, борьба за свободу… как же всё это банально и избито. Всё это мы уже видели в десятках других игр, зачем снова использовать эти затёртые до дыр шаблоны?
Потерянная атмосфера – ещё один минус нового Thief. Первые две части были просто пропитаны мистикой и волшебством, даже спорная третья часть сохранила дух оригинала. А что новая игра серии? Старичок-геймер скажет, что атмосфера в ней даже не пахнет первыми частями. Новичок скажет, что стиль и дух нового Вора вчистую скопированы с Dishonored. И оба будут правы, поскольку в новом Thief есть загадочная болезнь, выкашивающая население с пугающей скоростью, есть герой, совершенно случайно получивший сверхспособности и есть стимпанковый Город, выполненный в викторианском стиле (а не в стиле мрачного средневековья, как раньше). Ничего не напоминает? Обидно, что игровая серия, когда-то задававшая направление жанра, опустилась до копирования более поздних подражателей. Напоминает ситуацию с Tomb Raider, которая так же изначально задавала направление жанра и в конце концов скатилась до копирования Uncharted.
Но давайте отбросим стариковское брюзжание и рассуждения о том, какими хорошими были игры раньше и взглянем на Thief глазами юного геймера, даже не слышавшего о первых частях серии. С такой точки зрения игра в целом неплохая – тут вам и зрелищность, без которой сейчас никуда, и полностью заскриптованные моменты, когда нам нужно спасаться бегством от разрушений, или целых толп стражников. Всё во имя кинематографичности! Игровой процесс тоже держится довольно бодро, уровни можно проходить тремя путями – либо убивая стражников и побеждая их в открытом бою (для этого требуется лишь вовремя уклоняться и наносить удары, ничего сложного), либо тихо вырубая всех со спины, либо просто обходя врагов и никого не трогая. Любой из стилей приветствуется и только от игрока зависит, как он будет проходить. И конечно же Thief никак не мог обойтись без прокачки, куда ж без неё в современной игре. За наворованные деньги можно улучшить любое снаряжение – броню, лук, дубинку и прочий воровской инвентарь, очки сверхспособностей в свою очередь выдаются в обмен на пожертвования нищим, как бы абсурдно это не звучало.
Самый простой способ избавиться от стражника - пустить ему стрелу промеж глаз
Стоит отметить, что основной элемент игры, стелс, получился весьма неплохим и соответствующим основным канонам. Прячемся в тени, поглядывая на камень света, показывающий заметность игрока. Стараемся избегать «шумных» поверхностей, крадёмся и пригибаемся по ситуации, используем целый набор стрел (газовые, водяные и огненные) вот это больше похоже на первые части серии! Но и без серьёзных упрощений не обошлось – стражники туповаты, глуховаты и слеповаты, в любой момент можно совершить незаметный рывок, преодолев опасное место, а абсолютно точная карта всегда подскажет вам, куда нужно идти. В таких условиях игроку не составит никакой трудности просто перестрелять всех врагов из лука и расхаживать по уровню, как у себя дома. Жаль, но в Thief мы не встретим ни заданий в духе «иди туда, не знаю куда», ни ориентирования по каракулям на обрывке бумаги, а ведь именно это составляло львиную долю очарования первых частей.
Мрачные улочки выглядят просто отлично, у художников явно есть вкус
В конечном итоге игра может вызвать трудности лишь на особом уровне сложности, только включать его всё равно не хочется. Какой смысл в стелс-экшене, который становится достаточно сложным лишь после того, как игрок сам себе палки в колёса воткнёт? И что хуже всего – в Thief можно делать только то, что запланировали разработчики, чувство того, что тебя ведут за ручку по заранее подготовленному маршруту, будет преследовать вас постоянно. Верёвочные стрелы можно использовать в строго отведённых местах, забираться на стены – тоже, а все уровни до жути линейны. Создатели что, боятся, что мы заблудимся в трёх соснах? Учитывая то, что игра состоит из множества небольших уровней, разбитых на зоны, справедливо было бы ждать от неё отличной графики (тем более нам были обещаны «технические возможности, от которых отвалится челюсть»), но не тут-то было – картинка в Thief приятная, и не более. Положение спасает лишь отменный визуальный стиль, заставляющий закрыть глаза на древний движок. Владельцы не самых мощных компьютеров так же могут спать спокойно – игра неплохо работает и на довольно слабых машинах.
***
А что в итоге? Thief – игра, которую хвалить не за что, но и ругать её особых причин нет, про подобные игры обычно забывают через несколько месяцев. И вот это – обиднее всего. Thief: The Dark Project живёт в сердцах поклонников уже столько лет, а много людей вспомнит о новом Thief через год, через два? Да и было бы о чём вспоминать – в игре нет ничего по-настоящему выдающегося, она совершенно безликая, зато в ней есть банальный сюжет и клишированные злодеи, прям как в каком-нибудь глупом боевичке. Так же упоминания заслуживают такие «прелести», как линейность уровней и главный герой, полностью растерявший былую харизму. Пара светлых моментов, а именно работающий по всем правилам стелс и отличный визуальный стиль игры, не способны в корне переломить ситуацию. Добавьте к этому полностью разрушенные ожидания старых фанатов и безвозвратно потерянную атмосферу оригинала и вы получите рецепт, как не нужно совершать перезапуск игровой серии. Очень жаль, что люди, подарившие нам Deus Ex: Human Revolution, не смогли повторить свой успех.
Автор: Артур Денкер
|