Тропинка к релизу The Bureau: XCOM Declassified оказалась более кривой и длинной, чем мог кто-либо ожидать. Анонсированный ещё в 2010 году (тогда просто как XCOM), он позиционировался как шутер от первого лица с ярко выраженными чертами предыдущей работы 2K Marin – BioShock 2: фотографированием и изучением пришельцев, крепким экшеном, вариативным прохождением и схожей подачей истории.
Затем проект перестал подавать признаки жизни по причине многочисленных трудностей, с которыми столкнулись разработчики, и спустя полтора года был анонсирован повторно – уже как The Bureau. Игра сменила жанр на тактический шутер от третьего лица, а заодно совершила кое-какие подвижки в своей концепции: время действия перенеслось из 1950ых годов в 1962ой, а историю стали создавать как приквел к готовящейся к выходу XCOM: Enemy Unknown.
Наконец, в апреле, буквально за четыре месяца до релиза, маркетологи 2K окончательно определились с названием игры – и на прилавки легла уже игра с названием The Bureau: XCOM Declassified, в которой принадлежность к сериалу XCOM оказалась как бы невзначай припрятана от зорких глаз фаната.
Привет лунатикам
Сюжет The Bureau: XCOM Declassified представляет собой дикую мешанину всех самых заезженных штампов о вторжении пришельцев, которые только смогла собрать научная фантастика за последние десятилетия – ведомые единым разумом под названием Мозаика, пришельцы в 1962 году вторгаются на территорию США и начинают заражать местных жителей вирусом лунатизма, превращающего людей в глупых зомби. Наш протагонист, Уильям Картер, доставляющий чемодан с артефактом неизвестного происхождения в штаб Агентства Национальной Безопасности, оказывается одним из немногих выживших агентов в первые дни оккупации и назначается ведущим оперативником только что открытой организации «Бюро». Бюро по логике создателей должно было противостоять СССР в годы «Холодной войны», но в результате секретная база, оснащённая по последнему слову техники, становится последним оплотом человечества перед лицом инопланетной угрозы.
Подземная база и будет домом для вашего героя до самого конца игры. В промежутках между сюжетными и побочными миссиями здесь придётся много говорить с сотрудниками XCOM, решать простенькие квесты, работать с картотекой оперативников и, естественно, трудиться на глобальной карте – посылать свободных агентов на дополнительные задания, что вознаграждается опытом и оборудованием.
К несчастью, все эти элементы сделаны для галочки. Беготня по помещениям базы быстро превращается в скучную рутину – на вид вполне «живая» и правдоподобная картинка реалистично функционирующей секретной базы оказывается ширмой, из-за которой торчат разве что пустые NPC-болваны. Те же, с кем можно поговорить, лепечут короткими заезженными фразами, а нам предлагают отвечать той же монетой, на манер Mass Effect. При этом какие бы вы опции диалога не выбрали в круговом меню – на развитие сюжета это не повлияет никаким образом, превращая дань моде в посмешище. К счастью, всё это занимает от силы одну десятую часть времени, затрачиваемого на прохождение.
Тактическая мясорубка
Всё оставшееся же время игры занимают тактические перестрелки с многочисленными инопланетянами. Бои, как и диалоги, отчаянно напоминают тот же Mass Effect 3 – на месте и тактическая пауза (правда, полностью время не останавливается), и похожие умения у напарников, и враги, которые обрастают то энергетическими, то физическими щитами.
Напролом переть не получается даже на самых низких сложностях – патроны почти всегда в дефиците, а враги немилосердно точны и наносят катастрофический урон герою вне укрытия, активно обходя того по флангам. Поэтому единственно верной тактикой будет активное использование умений как самого Картера, умеющего, в числе прочего, поднимать врагов в воздух, брать под контроль разум пришельцев и лечить соратников, так и его подопечных. Всего классов четыре – коммандос, разведчик, инженер и класс поддержки – и у каждого из них есть свои особые качества. Инженер, например, может вызывать артиллерийский удар (что самое странное, даже в помещении), строить турели и закладывать мины, а разведчик – наносить критические удары выстрелами из снайперской винтовки, создавать голограмму или превращаться в невидимку. Поначалу, когда герой и его соратники не достигли высокого уровня (для Картера «потолок» установлен на 10 уровне, для агентов-помощников – в два раза ниже), тактические бои не выглядят интересно, а скорее напрягают повышенной сложностью, но зато потом в условиях обилия возможностей открывают достаточно широкие просторы для фантазии и планирования – почти как в XCOM: Enemy Unknown.
Портят бои два недостатка. Первый – крайне неудобный и неудачный командный интерфейс. В тактическом режиме место применения умения приходится выбирать не при помощи мыши с видом сверху, а лично перетаскивая маячок WASD’ом, спотыкаясь о каждое укрытие или складку местности. Второй, ещё более заметный промах 2K Marin – крайне низкий, особенно на фоне весьма сообразительных ксеносов, искусственный интеллект соратников. Сами они постоянно отстают от героя, не могут толком выбрать укрытие и не пользуются умениями без указки сверху – всё это, допустим, можно списать на субординацию. Но то, что агенты банально не умеют в большинстве случаев убежать от брошенной им под ноги гранаты (которая на сложности «Норма» и выше почти гарантированно отправляет агента в нокаут) доказывает абсолютную профнепригодность этих товарищей – игру скорее стоило было в таком случае назвать The Bureau: Agents’ Disqualified.
Фетровые шляпы и «Кадиллаки»
По части картинки и дизайна к игре претензий практически нет. И стилистически, включая эффект зернистой плёнки, и по дизайну Bureau: XCOM Declassified выглядит очень сочно. Пасторальные деревушки и города США, захваченные инопланетянами, коридоры космических станций и ксено-зданий отлично выглядят, безупречно детализированы и обильно наполнены мельчайшими деталями, что обязательно понравится поклонникам ретро.
Хотя и тут не обошлось без нареканий. Технологическая проблема у игры одна и имя ей PhysX. Даже если на борту вашего компьютера мощнейшая видеокарта последнего поколения, производительный процессор и приличный объём оперативки – это не убережёт вас от спонтанных падений частоты кадров вплоть до неиграбельного состояния во время перестрелок. Цена этому – мало кому нужные обломки штукатурки, сыплющиеся от попаданий по неразрушаемым укрытиям.
***
The Bureau: XCOM Declassified, не считая того, что имеет весьма опосредованное отношение ко вселенной XCOM и составлен из ошмётков элементов других игр более высокого класса, представляет собой достаточно компетентный тактический шутер, на который нестыдно потратить дюжину часов в преддверии более серьёзных релизов.
P.S. За последние годы мы привыкли к тому, что отечественные локализации обычно ограничиваются только субтитрами, но Bureau: XCOM Declassified удивил наличием полной русской озвучки, что несомненно, должно понравится тем игрокам, которые не любят отвлекаться на чтение текста, и не понравится пуристам, которые обязательно заметят, что скучные диалоги устами наших актёров озвучания стали ещё более серыми и скучными.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|