Четвёртая часть Saints Row, анонсированная в марте 2012 года, по логике создателей должна была появиться как дополнение к третьей части под названием Enter the Dominatrix – сюжет его должен был повествовать о том как банда Святых, возглавляемая уже не абы кем, а Президентом США, попадает в плен к космическому императору Зиниаку и борется с его произволом внутри компьютерной симуляции. Но сначала финансовые проблемы издателя THQ решительно изменили планы разработчиков, заставив их конвертировать дополнение в целую номерную часть, а потом, после кончины страдающего паблишера, проект достался в руки жадных немцев из Deep Silver, которые уже продают Season Pass и обещают кучу дополнений по нему в течение года. В том числе и пресловутый Enter the Dominatrix, составленный из ошмётков идей того так и не появившегося дополнения к Saints Row The Third.
Нолан Норт
К сожалению, уши того, что Saints Row IV по факту является дополнением, торчат отовсюду. Сюжетная завязка про злых инопланетян осталась нетронутой, и вся история по сути крутится вокруг того, что главный герой спасает свою команду, комплектуя штат космического корабля внутри инопланетной базы, чтобы потом нанести злодею Зиниаку смертельный удар. Компьютерной симуляцией называют слегка перекрашенный в мрачные тона тот самый город Стилпорт из Saints Row: The Third – с самым минимумом изменений. В списке побочных заданий чаще всего фигурируют несколько приевшиеся ещё в третьей части мини-игры – уже знакомое страховое мошенничество, создание хаоса подручными средствами, свежая спортивная игра профессора Генки, угон машин и прочее. Картинка так вообще, кажется, стала более неряшливой, чем в третьей части – размазанные текстуры и плохенькие модели с кривой анимацией попытались скрыть десятками светофильтров и вырвиглазными кислотными спецэффектами с закосом под местную специфику «киберпространства».
Конечно, Volition Inc. сильно старались оправдать цифру «4» в названии, приложив максимум усилий к созданию сносящей крышу основной сюжетной линии. Тема с компьютерной симуляцией полностью развязала разработчикам руки, и они дали волю своей безграничной больной фантазии, плоды которой не иначе как выносом мозга назвать невозможно.
За семь-девять часов, которые в среднем тратятся на прохождение основных заданий, Saints Row IV умудряется с завидной регулярностью доводить игрока до настоящей смеховой истерики. За первые двадцать минут проект Volition Inc. умудряется осмеять игры и фильмы про спецназ, концовку фильма «Армагеддон» (песня группы Aerosmith под названием I Don’t Miss a Thing в комплекте) американскую демократию, службу секьюрити и первый раз пройтись по «Матрице», над которой он будет измываться всю оставшуюся игру до самых титров. Достанется по полной программе и Metal Gear Solid, и Mass Effect, и даже древней Streets of Rage – и всё это с отсылками как к Saints Row: The Third, так и другим частям сериала. Родившийся как наполненный сортирным юмором клон GTA: San Andreas "без тормозов", к четвёртой части Saints Row окончательно превратился в крайне оригинальное постмодернистское произведение, которое достаточно ярко и метко в гротескной форме высмеивает всё культурное пространство современного человека.
I’m not superman
Жаль, что вне сюжетных заданий заняться практически нечем. Старая система с набором авторитета и денег, которые тратятся буквально на всё – начиная от апгрейда вооружения и заканчивая улучшением собственной банды и качеств героя, работает, но не выдвигает ничего кардинально нового. Выполнять побочные и второстепенные задания весело лишь первое время, а потом, в зависимости от степени терпения, забиваешь на них либо полностью, либо возвращаешься к ним время от времени по мере надобности покупки очередного бонуса к здоровью или сопротивляемости урону.
Некоторое разнообразие в это царство проторённых дорог вносят супер-способности главного героя. С течением времени альтер-эго обучится быстро и без устали бегать и прыгать по зданиям аки Алекс Мерсер из Prototype, стрелять огнём, льдом и молнией из рук, перемещать предметы силой мысли и многое другое. В некоторой степени это действительно меняет игровой процесс – перестрелки с появлением кучи сверхнавыков героя немного отходят на второй план, а исследование города на транспортных средствах почти полностью заменяют пешие скоростные пробежки, которые занимают в разы меньшее время.
Именно за улучшением сверхспособностей героя можно провести достаточно долгое время, разыскивая по городу кусочки кода, на которые и покупаются свежие примочки. При этом игра чутко эксплуатирует страсть игрока, испытывающего проект на прочность, покупающего очередное усиление с мыслями: «Ну, всё, теперь я буду богом, игра станет лёгкой, а я заскучаю». Не заскучаете, если сами того не захотите.
***
Игра, в которой есть дабстеп-пушка, полёты на космическом корабле под знаменитую евродэнс-композицию 90ых What is Love от Haddaway и инопланетный злодей, цитирующий «Макбет» Шекспира и «Гордость и предубеждение» Д. Остен – Saints Row IV представляет собой высшую форму развития поп-культурного стёба в компьютерных играх. Жаль, что тяжёлое DLC-наследие третьей части наложило на игру суровый отпечаток – изумительная идейно, технически она не выдерживает никакой критики – особенно на фоне грядущей GTA V.
Мы благодарим компанию "Бука" и лично Юрия Никольского за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|