В своих многочисленных интервью Якуб Дворски (автор Samorost и Machinarium) не раз говорил, что «инди» - это игры, решения насчет облика которых принимают те, кто эти самые игры делает, а не издатель с кейсом денег и томиком Траута и Райса под мышкой. При этом принцип – не какое-то там занудство для просвещенных и уж точно не категория продуктов, сделанных за обгрызенные вшивым хомяком полкопейки, а вполне себе дорогостоящие вещи. С Якубом многие спорили: а как же Blizzard, ведь они тоже всё сами решают и по два года прячут чуть ли не готовую игру? Так что давайте внесем маленькую поправку: indie подразумевает еще и изрядную долю уникальности. Без этого данного подхода как такового, согласитесь, не было бы. Хороший представитель категории всегда удивляет, предоставляет новый игровой опыт, а шедевр поражает до глубины души: Braid – идеей времени, Crayon Physics Deluxe – физикой, а вот Osmos – картиной жизни в обычном стакане с водой. Цитоплазма В многострадальном стакане творится неладное. В наше распоряжение поступает небольшая органическая клетка шарообразной формы, весело переливающаяся многочисленными оттенками белого. Начинается все безобидно: нужно всего-то добраться до окружности с той стороны стакана. Но вот незадача – у подведомственного сгустка цитоплазмы (по крайней мере, ничего кроме нее, вроде митохондрий, лизосом и всякоразных аппаратов Гольджи, я не обнаружил) напрочь отсутствуют любые конечности и поэтому за перемещения бедняге приходится расплачиваться годами накопленным весом. То бишь кусками любовно взращенного тельца. Делается это очень просто. Повернув курсор в нужную сторону, требуется «выстреливать» из тушки стремительно худеющей цитоплазмы клетки меньшего размера, которые толкают прародителя в противоположном своему вектору движения направлении. Фактически, происходящее является наглядной иллюстрацией описанного еще Ньютоном импульса тела. Дедушка Исаак Osmos наверняка бы оценил. Чуть позже в стакане объявляются другие клетки, которые не просто так слоняются без дела, а норовят подведомственный сгусток слопать. В Osmos огромные клетки трапезничают большими, большие уплетают средних, средние кушают мелких и с удовольствием стают кормом для огромных. В стакане балом правит тот, кто занимает на экране больше всех места. Механизм прост: когда крупная клетка касается мелкой, последняя худеет, а первая – толстеет пропорционально поглощенному объему. Отличие нашей цитоплазмы от других только в том, что она не просто дрейфует в общем потоке, а умеет двигаться самостоятельно. Для удобства те, кого можно укусить, окрашены в спокойный, мягкий фиолетовый, а те, кто сам не прочь нами отужинать – в агрессивный красный. И вот после освоения механики (минут десять максимум) начинается веселье. Суть настолько же проста, насколько и гениальна и постигается любым с ходу. Успех заключается в известном любому бухгалтеру секрете – компенсации кредита на перемещение дебетом поглощенной биомассы (ибо задача-то всегда одна – стать самым жирным). Ambient BeautyЗнаете, я немного слукавил, проводя аналогию со стаканом вначале. Не потому, что в сосуде такого не происходит, а из-за того, что стакана-то в Osmos нет. Вместо прозрачной толщи воды на фоне маячит что-то вроде космической непроглядной бесконечности, скупо усеянной малюсенькими звездочками. Схожесть с межпланетным пространством усиливается, если смотреть на клетки. Как уже упоминалось, у них не наблюдается ни ядер, ни хлоропластов, ни других умных слов из школьного учебника биологии. Клетки выглядят как сгустки энергии, безвольно дрейфующие в космосе. И они прекрасны: в середине у них постоянно что-то двигается, течет, закручивается, светится, тухнет и пылает. При поглощении менее удачливого (откормленного) собрата все тельце озаряется радостным всполохом пламени и пульсацией. Эффект потрясающий: порой можно напрочь забыть о своей клетке и просто наблюдать, как за выживание борются остальные. Красных, как болгарский перец огромных сгустков начинаешь боятся интуитивно, даже еще не подозревая, что они могут тебя сожрать. Ведь они такие большые. Мама, он меня раздавит! Поэтому при желании вполне можно говорить, что Osmos происходит в космосе. Ну а учитывая, что в определенный момент появляются звезды-аттракторы, вокруг которых клетки кружатся по орбите, можно спокойно утверждать об аналогии с космическими телами. Схожесть усиливает музыка, которая сразу же поражает до глубины подсознания. Дабы еще больше усилить ассоциации со Вселенной, Hemisphere Games использовали ambient в качестве саундтрека. Если вы ни разу не слышали музыку этого жанра, эффект будет невероятным. Эмбиент говорит с мозгом на совсем отличный от другой музыки уровнях. Он пугает, расслабляет, радует, расстраивает и воодушевляет всего парой минут звучания, и Osmos это активно использует. Вначале, когда на фоне играют композиции Julien Neto, можно почувствовать прямо убаюкивающее настроение всего действия: клетка неторопливо ползут по экрану, ее абсолютно не хочется подталкивать, мышцы расслабляются, веки опуска… А потом в колонках появляются переливы неземных звуков Shape of Things to Come и все тело напрягается, вытягивается в струну от ожидания чего-то неизвестного, но явно страшного. Динамичность усиливается, и клетки уже осатанело носятся по орбите, пытаясь убежать от проглота-аттрактора. Даже заглавная тема, называющаяся Discovery, отлично подходит к чувствам играющего. Первый запуск Osmos – это абсолютно новое, ни с чем не сравнимое удовольствие. То самое открытие (с англ. discovery - открытие). Непонятно, почему саундтрек Osmos до сих пор не продается отдельно. За ту феерию ощущений, которая навевается совсем нехитрым способом, можно было бы отдать и 20, и 30 долларов. Bite, Munch, SurviveМожет показаться, что Osmos – это такой сборник зарисовок о простейших клетках, расслаблено пережёвывающих друг друга под ambient. Первые полчаса так оно и есть. Потом же от первого уровня, как от центрального атома молекулы отходят три ветки, бьющиеся на множество звеньев. У безобидного Osmos появляются зубы. Первое ответвление, под названием Ambient (чтобы было понятно, переводится с англ. как «спокойный, умиротворенный»), является именно тем, чего ожидаешь. Не нужно спешить, мчаться за убегающим обедом, а наоборот – спокойно обдумать ситуацию и потом, за пару минут, привести план в действие. Прелесть режима в том, что кажущиеся поначалу непроходимыми ошибками геймдизайнера уровни на самом деле решаются чуть ли не сами собой. А вот во второй ветке (Force) все наоборот. Здесь посреди экрана кружится огромная (до момента, пока наш бегемот ее не съест) звезда-аттрактор, задающая орбиту движения все остальным. На мой взгляд, это ответвление самое сложное, предугадать, как изменится орбита при малейшем самостоятельном движении трудно, а уж когда аттракторов стает целых четыре (!), из расслабленного времяпрепровождения Osmos превращается в главного нервотрёпа последнего года. Правда, очень милого нервотрёпа. Ну а с Survival все, наверное, и так понятно. Рядом с нашей бессовестной клеткой появляются другие не менее прожорливые товарищи, управляемые AI. И потом не удивляйтесь, если в ваш укромный уголок вползет овариум размером с прабабушкин самовар. *** Все, написанное выше, имеет одну цель – заинтересовать ровно настолько, чтобы хватило любопытства запустить Osmos. А там – клеточно-немоцитные войны до полуночи, прохождение каждого этапа по пять раз и непонятный страх перед стаканом воды. Это что же, если выпить – такое будет твориться у меня в желудке?
Автор: Александр Макарович
|
Эти слова характеризуют игру на 100Проциков)
Саня, классный обзор=)
Такого жанра в принципе не существует.