С недавних пор канадского производства локомотив со сверкающей на боку надписью BioWare несется по производственным рельсам словно ямаец Усэйн Болт за золотой медалью. Помолчав пару лет, поезд, булькая и пыхтя, за последние полгода выплюнул из дымаря уйму отменных вещей: Dragon Age: Origins, Mass Effect 2, а теперь вот еще и Dragon Age: Origins – Awakening. При таком ККД недолго, казалось бы, и выдохнуться да начать выпускать гадость, но канадцы, кажется, только разминаются. В недрах конторы уже вовсю готовится к выходу из дымаря Star Wars: The Old Republic, которой многие пророчат лавры убийцы World of Warcraft. Фактически, BioWare на наших глазах заново заслуживают титул «RPG-короля» современности.
Перед тем, как препарировать сегодняшнее «Пробуждение», нужно кое-что сказать. Awakening предназначена для уже завершивших Origins и, если вы этого не сделали, покупать дополнение особого смысла нет. Лучше предварительно хорошенько спасите Ферелден. А потом приходите.
А-а-а-а, говорящий утконос!
Мор закончился, архидемон благополучно сдох, страна получила законного короля (или королеву, это уж как вы там рассудили), Серым Стражам дали целую крепость для своих нужд – жизнь в Ферелдене вроде бы начала налаживаться и даже приносить удовольствие.
Но тут случилось неожиданное. Прямо в новой резиденции Ордена из-под земли валом полезли порождения тьмы, причем одно из них вполне членораздельно говорило. Вырезав Серых Стражей, ребята разбрелись по всей провинции и, недолго думая, начали разорять и убивать все, что только попадалось под топор.
Неожиданным все это является потому, что после кончины архидемона чудовища должны были убраться восвояси и дать людям пожить столетие-другое в нормальной обстановке, без огров, топчущих посевы и ворующих кукурузные кочаны. Разобраться в ситуации послали (кого бы вы думали?) нас, нового командора Башни Бдения (крепость Стражей).
Сюжет Awakening очень просто сравнивать с оным из Origins. В оригинале конечная цель была понятна еще в самом начале и не отличалась особой изысканностью: нужно было всего-то собрать армию побольше да выдворить чудовищ из родных хат. Неожиданности поджидали по ходу действа, которое к тому же отличалось исполинскими масштабами. Мы вмешивались в политику, приводили на престол нужных нам людей (и гномов), вникали в древние проклятия, разбирались в религиозных делах, заглядывали на чай в потусторонний мир и лечили смертельно больных прахом сгоревшей святой.
В «Пробуждении» все наоборот. История разворачивается в одной небольшой провинции и имеет довольно локальный характер. Другое дело, что появилось чувство неизвестности, непонимания некоторых событий. После вступления вас выбрасывают на карту мира без объяснений в кармане и одними только вопросами в голове.
Игрок становится одновременно похож на сыщика, тщательно исследующего каждую деталь происходящего, и слепого котенка, сующего свой любопытный нос в каждую щель. Слава Богу, история Awakening, пусть не отличающаяся выдающейся длительностью, заслуживает подобных усилий и награждает игрока действительно интересным повествованием. С нами постоянно заигрывают: то в кадре появится огромное чудовище с головой женщины, кучей грудей и пронзительным смехом, то в ролике проскользнет имя некоего Архитектора.
Ну а самое интересное происходит с квестами. Обычное, казалось бы, обследование неприродного разлома в земле оборачивается длиннющим забегом по разоренной твердыне гномов с повсюду блуждающими призраками и рассказами об их предсмертном подвиге; попытка разобраться с разбойниками, препятствующими торговле, выливается в детективную историю с подставой и грозной теткой, управляющей растениями. Так что обещания «вот сюда сейчас заскочу, – и все» здесь не работают, ибо практически каждый квест содержит пусть маленький, но сюрприз, и длится приличное количество времени.
Нам особенно понравилась такая ситуация. Попросил нас бедный фермер вызволить его похищенную бандитами дочь из заточения. Подлецы затребовали за девушку солидную сумму, а у фермера таких денег не оказалось. Явившись на «стрелку», мы убедили вернуть нам девушку, а уж потом пообещали отдать золото. Когда дочь вернулась к папаше, мы… денег не дали. Разбойников вырезали. Нам ведь тоже хочется кого-то кинуть!
Приятно, что в компанию игроку снарядили просто отличных сопартийцев. Из старых остался только старина Огрен – вечно жаждущий чего-нибудь с градусом повыше и ржущий с других компаньонов гном. Весельчаку-дварфу до того надоела семейная жизнь, что он с горя отправился записываться в Серые Стражи, лишь бы дома с женой не сидеть.
Здесь же имеется маг-отступник, которого застали прямо над трупами своих конвоиров и который сбегал от виселицы аж семь раз. В свободное время бедняга с упоением играет с любимым котом Ланселапом (до чего дурацкое имя!) и примеряет ему новые ошейники. Другие сопартийцы, поверьте, тоже заурядностью не отличаются. Цирк уехал, клоуны остались монстров шинковать.
Командор? Завхоз!
Явившись в Башню Бдения (резиденция Стражей, если кто забыл), мы обнаружили, что нас здесь все воспринимают как своего законного хозяина. Управляющий быстро ввел нас в курс дела (если коротко, то ситуация – отстой и хуже некуда), вручил бразды правления и предоставил решение проблем нам.
И началось. Строители запросили денег на стену, а потом еще и обнаружили, что у них камня нет. Вот ведь бракоделы, сначала о золоте пекутся! В подвале из дыры в полу полезли чудовища, причем таким скопом, что даже стена рухнула. Убивать их в крепости, призванной тренировать защитников родины, оказалось, как ни странно, некому. Сумасшедший подрывник попросил найти ему взрывчатого песка, а оружейник, сокрушающийся по поводу отсутствия «творческих» заказов, ныл и требовал «достойных его мастерства материалов».
Вот скажите, как можно назвать начальника такой крепости? По-нашему, не иначе как завхозом. Так ведь можно до латания протекающей крыши и откармливания свиней докатиться.
Вся странность в том, что заниматься хозяйственными делами увлекательно. Подобно злодею из Overlord, мы с интересом развивали собственную крепость. К тому же, в какой-то момент нас попросили совершить самый настоящий суд. Всегда жаждали вешать ворующих у державы зерно селян? Мечтали, подобно мэру Киева, раздавать землю? Хотели вешать дезертиров? Вам сюда.
Шестерни драконов
Зато в механике Awakening не претерпела вообще никаких изменений. Отточенный геймплей работает просто замечательно, доставляя порой даже больше удовольствия, чем оригинал. При этом появилось много новых высокоуровневых специализаций, умений, заклинаний мечей, щитов, носков, подтяжек, волшебных портков и кусков дерева, стреляющих молниями. Вместе с повышенной планкой развития это – как раз то, что требовалось, и чего все хотели.
О графике со звуком даже говорить неловко. Не потому, что они плохие, а из-за того, что они ни на йоту не отличаются от оригинальных. Отметим разве что чуточку улучшившееся качество дизайна локаций. Атмосферные, мрачные, дышащие страданиями разоренные крепости гномов, наполненные опасностями болота, пасторальные сельские пейзажи – скучать точно не придется.
***
Большущий сюрприз поджидает в самом неожиданном месте. В русскоязычной локализации. Ее, в отличие от оной из Origins, уже можно слушать. Потных мужиков-вояк, мило пищащих женскими голосами и по три раза повторяющих одно слово, практически нет, актеры более-менее удачно подобраны и, хоть порой фальшивят, но отвращения своей работой не вызывают. Несмотря на то, что мы всеми конечностями выступаем за англоязычную озвучку, отечественных локализаторов можно поблагодарить за более-менее удачную попытку улучшить качество. Спасибо.
Ну а вообще «Пробуждение» получилось отличной добавкой к замечательной игре. Здесь есть все, чтобы продлить удовольствие на еще десяток-другой часов: хороший сюжет, прекрасно работающая механика, веселые компаньоны и интересные квесты. Сорок требуемых за коробку долларов окупает сполна.
Мы благодарим компанию ЕА Russia и лично Валентину Злобину за предоставленную версию игры.
Автор: Александр Макарович
|