Пиши Джек Траут и Эл Райс свою знаменитую Positioning: The Battle for Your Mind сейчас, пример Deus Ex: Human Revolution вряд ли обошел бы стороной их книгу. Два, наверное, лучших маркетолога в мире сказали бы, что рекламисты из Square Enix провели промоушн своего проекта как по учебнику: осознали, в чем заключается их уникальность на рынке (вы и сами знаете: киберпанк, импланты, очки со складывающимися стеклами, возможность пробить кулаком стену) и выжали из этой уникальности всё. Как Coca Cola со своей «first class thing».
В итоге следить за Human Revolution было адски интересно. Её трейлеры распирало от метафор и стиля, а сами они были больше похожи на рисованные короткометражки. Реклама Sarif Industries и ее антиреклама (которая с погромами и криками «When will you stand up and fight!») выносили мозг, а сайт фиктивной корпорации даже захватывали активисты такого же липового движения Purity First – короче, страсти вокруг Deus Ex бурлили знатные. Рекламная кампания DE: HR постепенно стала чуть ли не отдельным культурным феноменом.
I love social injustice
Human Revolution – это киберпанк 2027-го года, в котором Китай из-за государственной политики регулирования рождаемости перестал быть бездонным горшком дешевой трудовой силы, а в Японии на одного работающего приходится два пенсионера. Мир, где правительство исполняет чисто номинальные функции, а истинная власть принадлежит конгломератам с триллионными оборотами и безграничными возможностями. Общество, в котором заменить свою руку/ногу/селезёнку/пятку на искусственную – ни разу не мечта, а обыденность на уровне покупки нового унитаза (до наномодификаций из оригинального Deus Ex еще только предстоит дожить).
Это Детройт, который правительство банально бросило гнить и разлагаться в ошметках собственного величия. Шанхай, возглавляемый мафиозными триадами и доверху забитый сборщиками, толкающими оторванные от чьего-то тела импланты на черном рынке. Канада, воздвигшая мощную структуру пограничной обороны и без промедлений расстреливающая всех экономических эмигрантов из США. Это совершенно иной мир.
Который в сущности своей совершенно не отличается от нашего. История Deus Ex – она далеко не только о том, как Адама Дженсена (черт, я хочу пальто как у него!), начальника службы безопасности Sarif Industries, конторы по производству биомодификаций, чуть не убили, а затем он, заменив почти все органы синтетическими имплантами, козлом скакал по всему миру в поисках ответов на свои многочисленные вопросы. Основной сюжет вы должны увидеть, и он вам наверняка понравится, но рассказывать о нем нет никакого смысла. Is to be gone and seen, как говаривал Филипп Дик.
Другая ключевая тема Human Revolution – это социальное неравенство. У одних людей возможностей всегда больше, чем у других, а уж тогда, когда можно улучшить свое тело с помощью механической железяки – и подавно. Мир Deus Ex – это ода тому самому неравенству, которое только усугубляется с поступью технологического прогресса, оставляя одних на его острие, а других бросая на задворках цивилизации. К такому лейтмотиву нас готовили задолго до выхода, демонстрируя социальную рекламу, в которой люди убивали друг друга за каплю нейропозина (наркотика, который принимают, дабы тело не отторгало импланты).
Поднимая такие вопросы, Human Revolution предлагает вам самим решить, как вы к ним относитесь. Встретив девушку-брокера Джайю, которая своим тяжким трудом выбилась в люди и сделала ошибку лишь раз, одолжив денег на особую модификацию у преступной группировки, - что вы с ней сделаете? Тумаками выбьете долг? Или сами заплатите за нее на год вперед, пожертвовав круглой суммой?
Таких ситуаций десятки. В натуральность мира веришь сходу, стоит лишь случайно забраться в коморку дешевого отеля и обнаружить в сейфе менеджера дневник с рассуждениями о том, как ему надоело чистить унитазы и вставлять двери, которые пьяный жилец выбивает каждый вечер, не удосуживаясь поискать ключи. А рядом – тысяча кредитов и обещание свалить оттуда через два года. Возьмете деньги и похороните чаяния бедолаги? Deus Ex такой Deus Ex.
Freedom is a state of mind
Но главное, в чем DE не изменил своему предшественнику – это степень вашей, игрока, свободы. Это не та свобода, которую вагонами отгружают в sandbox-играх вроде GTA или там Crysis, где вы можете в любой момент взять и уйти на край карты в поисках трехголовых поросят. Нет, в Human Revolution вам предоставляют свободу действий в рамках конкретной ситуации.
Чтобы попасть в морг полицейского участка, вы можете зайти туда через черный ход, использовать канализацию, залезть на крышу или вообще плюнуть на всё и пойти договариваться с дежурным, который к тому же ваш старый знакомый. Честно, ни у одной задачи в Deus Ex нет единственного решения, что является знаковой особенностью серии.
Даже саму манеру геймплея вы запросто можете выбрать. Хотите разудалого и тупого шутера? Не вопрос, хватайте пулемет или автомат, прокачивайте имплант кожной брони до предела – и вперед, на амбразуру.
Может, вам больше хочется постоянно знать, где находятся противники и убирать их по одному, тихо и незаметно? Тогда качайте слежение, помечайте врагов и зазубривайте маршруты их перемещения.
Но всё это лишь номинально. Если в Human Revolution вы как придурок будете качать «Тайфун» (система, выбрасывающая из вашего тела бомбы во всех направлениях) и носить дробовик, вы не поймете этой игры.
В Deus Ex первым делом покупайте КАСИ, улучшение, позволяющее вам анализировать темперамент человека и, используя нужные слова, убеждать его. Одним лучше польстить, на других надавить, с третьими договориться – сами понимаете. Подвешенный язык откроет перед вами не одни двери. Дальше берите взлом. Если научитесь взламывать любой компьютер и открывать любые двери, в Deus Ex вы найдете тучу сюрпризов. После этого можно начинать экспериментировать. Как насчет того, чтобы прокачать невидимость и бесшумный бег, а затем носиться по уровню словно полтергейст, с высокой горы плюя и на камеры слежения, и на врагов – да вообще на всё, что представляет угрозу?
А может, лучше научиться прошибать кулаком стены? Или через эти самые стены видеть? Хм, или просто падать с любой высоты без потери здоровья и оглушать врагов? В Deus Ex вы – дирижер геймплея, но не вздумайте искать банальные пути.
Вообще, возьмите за привычку обшаривать каждый уголок уровня, читать все письма, просматривать все электронные книги и газеты, лазить во все вентиляционные шахты - Human Revolution очень любит любознательных и щедро одаривает их. Да и через всё это изобилие информации и путей продвижения по уровню понимаешь, какую же гору возможностей тебе выдали на руки.
I`ve never asked for this
Human Revolution можно было бы пройти вообще без стрельбы, если бы не одна проблема – боссы. В Eidos кто-то (наверное, после трехдневного запоя и поглощения мешка пейотовых батончиков) решил, что Deus Ex они нужны. В итоге – как будто Snoop Dog зачем-то решил подпевать Лондонскому симфоническому оркестру. Вот и вам после долгих прогулок по вентиляции, заучивания маршрутов охранников, взломов компьютеров, рассуждений о масонах и Бильдербергском клубе вдруг скидывают на голову какого-то дядьку или тетку. Пойди да убей. Это вам что, Super Mario Galaxy?
О том, как периодически тупит AI, можно было бы нарисовать целую серию комиксов. Порой он вас банально не замечает, иногда бросает гранаты себе под ноги, а бывает даже палит из ракетницы в закрытом помещении. Однажды охранник, завидев как Адам оттаскивает тело его друга в туалет, побежал следом. Обшарил сортир, открыл кабинку, где лежал труп, посмотрел на него… И ушел с возгласом: «Наверное, это тень была!».
Еще можно бы возмущаться по поводу просроченной и тухлой графики, да вот только совершенно не хочется. Если вы идете в Deus Ex за хорошей картинкой, то лучше вам в него вообще не ходить.
***
Но все это не отменяет главного: Human Revolution на порядок взрослей большинства игр современности. Как в плане морали и культурных подтекстов, так и в смысле подхода, подачи и реализации. Ну а благодаря восхитительной музыке Майкла Маккана все недостатки как-то незаметно скукоживаются до размеров муравья.
P.S. Соответствующий напиток в игре носит забавное название Whiskey Tango Foxtrot. Юмор в том, что этими словами в НАТО обозначают буквы W,T и F. Если сложить их вместе, выйдет сочетание WTF, what the f*ck, объяснять значение которого, думаю, не нужно.
Мы благодарим компанию "Новый диск" и лично Марию Гордееву за предоставленную версию игры.
Автор: Александр Макарович
|