Так сложилось, что западные игры про Вторую Мировую, чаще всего, игнорируют события, происходившие на Восточном фронте. Иностранные разработчики по привычке в который раз лучше расскажут про высадку на Омаха Бич, операцию «Маркет Гарден» или, в лучшем случае, про бои за Окинаву, но ни за что не поведают о Курской битве или взятии Берлина.
Стратегический блокбастер Company of Heroes от канадской студии Reliс был создан по тем же западным канонам – ни в оригинале, ни в двух последовавших аддонах не было ни слова о боевых действиях, в которых участвовала Рабоче-крестьянская Красная армия.
Именно поэтому Company of Heroes 2 был интересен всем нам вдвойне – не только как продолжение лучшей стратегии 2006 года, но и полноценный многобюджетный проект с широким размахом, в котором главным действующим лицом оказывается советская армия, а центральной темой – Великая Отечественная война.
Ни шагу назад!
В первую очередь, конечно же, всех волновала одиночная кампания, которую активно рекламировали разработчики. До релиза игры нас кормили броскими слоганами, выполненными в духе «Вся правда о неизвестной войне на востоке – только у нас!». Признаться честно, даже мы купились на эти рассказы, ожидая того, что Relic наконец-то честно расскажет всему миру о ратном и трудовом подвиге советского народа, который принял на себя основной удар немецкой военной машины и освободил Европу от фашистских захватчиков.
Все надежды рассыпаются после первого же скриптового ролика, дословно цитирующего нашумевший в своё время кинофильм «Враг у ворот» (отсылку к которому уже делал первый Call of Duty) – Сталинград, одна винтовка на четверых, бессмысленные толпы мяса, бросающегося на немецкие пулемёты, заградительные отряды за спиной – в общем, всё в «лучших» традициях Голливуда.
Сюжет, подающийся в форме допроса полковником НКВД бывшего командира роты, лейтенанта с чисто русским именем Лев Абрамович Исакович, поражает любого человека в теме до глубины души каким-то запредельным количеством клюквы и идиотизма. Комиссары, которые сжигают поля с оставшимися там советскими солдатами, вызывают артобстрел на свои позиции и взрывают стратегический запас боеприпасов и техники («Шоб вражине не досталося!»). Пресловутые штрафники в качестве пушечного мяса и заградотряды чуть ли не в любой миссии. Наконец, вершина маразма – расстрел бойцов, спасших своего командира. В определённый момент уже ждёшь появления на передовой самого товарища генералиссимуса Сталина верхом на медведе с пулемётом «Максим» на руках, чтобы тот лично репрессировал пару десятков отрядов, но, видимо, его Relic приберегли для дополнения.
Батальоны просят огня
Впрочем, копаться в творящемся сюжетном дурдоме не очень хочется, как и не хочется давать волю внутреннему историку, который видит погоны на плечах советских солдат и офицеров в миссиях, действие которых происходит до 1943 года (а до 1943 года знаки отличия в РККА были выполнены в виде петлиц на воротнике и нарукавных шевронов) и плачет кровавыми слезами. В конце концов, Company of Heroes 2, как и её предшественница, в первую очередь про геймплей, а не про историю и реализм.
И он, бишь процесс, как и ожидалось, не подкачал. Условия на поле боя меняются не только от миссии к миссии, но и внутри них самих. Поначалу кажущаяся прогулкой по парку, кампания час от часу стервенеет, подкидывая всё более и более жестокие вызовы вашим тактическим и стратегическим способностям. Игрок постоянно то борется с таймером, то вгрызается в оборону противника, то остервенело обороняется от немецких полчищ. Задания последнего типа получились особенно динамичными и напряжёнными – иногда кажется, что ещё чуть-чуть, ещё капелька и враг пересилит тщедушное сопротивление, прорвётся и разметает всё к чертям, как откуда ни возьмись появляется наше подкрепление или скрипт повелевает вермахту сломя голову бросаться наутёк. И, несмотря на кажущуюся на первый взгляд камерность действия (уже пять танков на экране – большая редкость) ты всегда всей душой ощущаешь масштаб и сопричастность к событиям – во многом благодаря первосортной сочной картинке, которая выглядит чуть ли не на уровне шутеров трёхлетней давности.
Особенно ярко проявляет себя Company of Heroes 2 в так называемом «Театре военных действий» - наборе заданий, также доступных и для кооперативного прохождения. Там нашлось места и диверсиям чуть ли не в духе «В тылу врага», и рейдам по тылам противника, и масштабным сражениям с превосходящим по численности противником, в которых приходится постоянно реквизировать у врага его же технику, пулемёты, миномёты и противотанковые орудия. В общем все, кто не боится довольно жёсткого микроконтроля обязаны это увидеть.
Получено новое звание
Мультиплеер, про который мы уже подробно писали в нашем превью, со времён беты практически не изменился – именно там приходится особенно напряжённо думать. Причём в уме приходится держать не только тактику и планирование ресурсов, но погодные условия – зимние карты, где обзор закрывает метель, пехоту медленно убивает мороз, а любой водоём покрытый льдом представляет источник повышенной опасности для техники (которая может банально провалится под треснувший от взрыва лёд) действительно заставляют пересмотреть привычные навыки игры в стратегии.
Да и сама новая сторона конфликта, советская армия, также требует привыкания к её особенностям, главной из которых является то, что новобранцы могут пополнять любой отряд без каких-либо штрафов.
Жаль только, что шаткий баланс со времён беты не претерпел значительных изменений – дорвавшийся до ресурсов Вермахт представляет собой крайне серьёзного противника, единственным шансом на уничтожение которого является отрезание его от поставок топлива и боеприпасов. Упущенная инициатива грозит тем, что игроку за СССР банально не удастся отбить у немцев контрольные точки, поскольку те обучены и бункеры строить, и, при выборе определённого генерала, технику окапывать.
***
Несмотря на сравнительно небольшое количество нововведений, которые скорее тянут на большой аддон, весьма вольное обращение авторов к истории и тотальную антисоветчину и демонизацию СССР, которая по мнению Relic победила в войне скорее вопреки, чем благодаря, Company of Heroes 2 безумно хороша и может служить образцом быстрой, динамичной, увлекательной и разнообразной стратегии, которая, к тому же, ещё и шикарно выглядит.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|