Company of Heroes, вне всяких сомнений, является одной из лучших стратегических игр последнего десятилетия. Не будучи до безумия оригинальным в плане механики, CoH умудрялся ретранслировать примерно те же эмоции и чувства, что в своё время делал Call of Duty 2 и фильм «Спасти рядового Райана». С той лишь разницей, что масштаб и степень личного участия в происходящих на экране кровопролитных схватках были просто запредельные. Каждый разлетевшийся на осколки танк, каждый картинно припавший к земле отряд пехоты был частью большого представления, которое устраивали вы и ваш соперник.
Вторая часть, посвящённая, наконец-то, Восточному фронту, грозится если и не переплюнуть оригинал, то вплотную приблизится к его богоподобному статусу. И это не голословное заявление – после двадцати часов, проведённых в обнимку с мультиплеерной бетой, мы можем сказать со всей ответственностью – Company of Heroes 2 будет настоящей бомбой.
Чинно и благородно
Конечно, революционности от CoH 2 ждать не стоит. Если кто помнит, и оригинал во многом базировался на находках и решениях другого сериала Relic, Warhammer 40.000 Dawn of War, но в этом смысле Company of Heroes 2 отошёл от своего предшественника на менее значительное расстояние, чем многим хотелось бы.
Всё также в игре существует три ресурса – личный состав, боеприпасы и топливо. По-прежнему грызня разворачивается за контрольные точки – у каждой из сторон есть свой лимит очков, названные тут Victory Points, которые при достижении противником превосходства на карте, начинают убывать, вплоть до нуля и поражения. Система доктрин, где мы вольны выбрать себе одного из трёх генералов со своим списком пассивных и активных умений также на месте. Даже типы отрядов и их слабые и сильные стороны практически не изменились со времён первой части.
С другой стороны, даже на базовой механике, доставшейся от оригинала, Company of Heroes 2 прёт так, как никакому StarCraft 2 даже не снилось. Когда на карте схлёстываются шесть или восемь игроков и начинается отчаянная борьба Красной армии и Вермахта за три ключевые точки на карте, адреналин впрыскивается в кровь в каком-то сумасшедшем количестве. Вокруг всё взрывается, укрытия превращаются в щепки, пехота прижимается к земле, а мозг с дикой вычислительной скоростью пытается уследить за всем, что происходит на фронте.
Все бои представляют собой отчаянную борьбу умов, где каждая сторона пытается найти на оппонента нужную комбинацию мер и предпринять все действия, дабы тот не смог ничего найти в ответ. При этом успех в Company of Heroes 2, в отличие от многих других стратегий, понятие крайне переменчивое – один раз команде вашего покорного в составе трёх человек, удалось избежать неминуемого поражения одной единственной атакой, в результате которой счёт по оставшимся Victory Points «17-156» превратился в «11-0».
И так во всём – успешно обороняющие важный проход два пулемётных расчета могут с лёгкостью быть уничтожены парой залпов отряда миномётчиков. Группа штурмовиков может полечь ещё на подходе от одного единственного снайпера. Даже самый тяжёлый танк может попасть в окружение парочки пехотных отрядов, вооружённых связками гранат или противотанковыми гранатомётами. Ни один отряд, ни одно специальное умение, ни один тактический приём не являются ультимативными. Особенно, когда в дело наконец вступают новшества Company of Heroes 2.
Генерал Мороз
Более половины мультиплеерных карт, представленных в бете, представляют собой зимние пейзажи и они, как и обещали разработчики, самым активным образом вмешиваются в игровой процесс.
Во-первых, глубокий снег снижает скорость передвижения пехоты, но зато частично скрывает их от взора противника. Во-вторых, лёд на реках можно подорвать прямо в тот момент, когда по нему едет вражеская техника – после чего та, по всем заветам тевтонских рыцарей, пойдёт на дно. И, наконец, главное – карту периодически накрывает метель. В тот момент, когда на экране появляется огромный счётчик, отсчитывающий время до следующего бурана, лучше прекратить любые наступательные действия и отступить к укреплённым позициям. Желательно к подготовленным инженерами кострам – в противном случае медленно бредущая и плохо видящая пехота рискует просто напросто замёрзнуть в каком-нибудь сугробе.
Кстати, о видимости. Теперь туман войны стал гораздо более реалистичным. Так, например, спрятавшийся за домом миномётный расчёт не будет виден с другой его стороны. Особую благодать для любителей замаскироваться предлагают карты, где есть лес – неоднократно противник испытывал лёгкий шок, когда на него из-за рощи, в самом неожиданном месте, возникал целый батальон пехоты при поддержке пары танков.
Наконец, к последнему серьёзному изменению стоить отметить изменение динамики боя, которая возросла за счёт усиления роли поддержки и артиллерии, а также ребалансировки многих отрядов. Кроме того, на карте теперь почти всегда остаётся подбитая техника и орудия без экипажа, которые можно снова ввести в бой.
А вот картинка, кстати, со времён первой части поменялась мало, лишь немного добавив в детализации и эффектах. Впрочем, даже сегодня Company of Heroes выглядит более чем шикарно, особенно если вспомнить отличную разрушаемость всего и вся.
Доведение
То, что в бета-тест Company of Heroes 2, вовлечено достаточно много народа – очень правильное решение Relic, поскольку баланс в игре находится в крайне шатком положении. Так, например, немецкая самоходка Ferdinand представляет собой узаконенный чит. Как известно, в реальности эта ПТ-САУ действительно могла с лёгкостью расправляться с любым танком противника и единственное, чего стоило опасаться экипажу «Фердинанда» - окружения пехотой и залпа крупнокалиберной артиллерии. В CoH 2 творение конструктора Порше не боится ничего, кроме массированной атаки нескольких тяжёлых танков с фланга или единовременной атаки трёх-четырёх «Катюш» в область его расположения. Если учесть запредельную дальность стрельбы, космическую пробиваемость, отличную скорострельность и урон – даже один «Фердинанд» на поле боя способен причинить Красной армии непоправимый ущерб, а уж если на поле боя окажется три или четыре немецких самоходки – всем Т-34-85 и ИС сразу можно заказывать панихиду. У советской армии тоже есть ультимативное оружие – ИСУ-152, но, во-первых, он является одним из самых дорогостоящих юнитов во всей игре, а во-вторых, до него ещё надо докачаться. Кроме того, если «Фердинанд» в ближнем бою ещё может очень долго тянуть время, прежде чем откинуть гусеницы, то ИСУ-152 превращается в груду металлолома сравнительно быстро.
25 июня – красный день календаря
В любом случае, несмотря на пока ещё не отточенный по очевидным причинам баланс, мультиплеер Company of Heroes 2 уже вызывает неподдельный интерес, местами переходящий в восторг. Остаётся лишь ждать конца июня, чтобы оценить и одиночную кампанию – почему-то в сердце живёт уверенность, что фарса, клюквы, водки и медведей на страже Сталинграда мы не увидим, зато в полном объёме получим зрелищную, красивую, разнообразную и интересную стратегию – такую, какой была первая часть.
Автор: Данил Ряснянский
|