Пару лет назад аналитики на полном серьёзе предсказывали игровой индустрии браузерное будущее. Дескать, ленивый казаул желает лицезреть свои любимые безделицы, не покидая социальной сети. Интеграция игр в ультимативные времяпоглотители с многомиллионным населением – дело прибыльное, но, по мнению многих разработчиков, паскудное. Возможно, они просто ожидали – кто же первым решится засунуть замёрзшую без доната руку в райские кущи и сорвёт запретный плод…
Таки мне тоже хочется кушать!
Кто бы подумал, что этот стереотипный возглас, прочно ассоциируемый с иудейской нацией, отлично подойдёт столь благочестивым сэрам из Firefly Studios? Всю жизнь достопочтенные эсквайры во главе с Саймоном Брэдбери мастерили симуляторы средневекового сеньора под эгидой Stronghold, где с дотошной тщательностью (но при этом вменяемой, в отличие от немецкой Anno) воспроизводили заботы замконачальника. Производственные цепочки - атрибут каждой достойной экономической стратегии, занимательное возведение крепости и организация идеальной защиты своей цитадели, травля подданных и охрана угодий – всё, что любо адептам глухой обороны и медленного развития.
Stronghold Kingdoms – логичное развитие идеи. Онлайновая экономическая стратегия в антураже романтизированных искусством средних веков – просто запусти и греби деньги лопатой! Но что же вы увидите, когда запустите игру?
Наши люди в булочную на такси не ездят!
Скромное окошко игры не желает разворачиваться на полный экран, а графика убога ровно настолько, чтобы вызвать ностальгические всхлипы у ветеранов серии Stronghold. Подробная карта Британии времён царствования Плантагенетов, среди разбросанных соседских деревушек и нескольких близлежащих городов расположено ваше имение. Кроме крупной стратегической карты в игре доступны карта собственно поместья (где нужно строить здания гражданского назначения) и карта крепости (где нужно эту самую крепость возводить, укреплять и защищать). Где же подвох?
Производственные цепочки пропали. Украла ли их израильская разведка или похитили злодеи из подпольной террористической организации – неизвестно. В любом случае, теперь вместо долгого планирования развития предлагается тупо забивать территорию зданиями того или иного назначения и ждать навара. Сразу вам никто ничего не даст, все виды производства и сельского хозяйства надо изучать самому. Добавленные ресурсы типа шёлка, мебели и прочих радостей завхоза утешают слабо, с цепочками в прошлое ушла как минимум четверть игры.
Любите воевать? Я, например, люблю. Но вооружённое столкновение в Stronghold Kingdoms реализовано как управляемое ИИ побоище пиксельных идиотиков. К счастью, можно пойти сжигать чужую деревню, а не только громить нейтральные логова волков. Да, осталось только 5 видов боевых единиц – прощайте, поджигатели! Я вас не забуду, конные лучники! Чтобы завершить апокалипсическую картину, замечу, что под крепость отведен крошечный пятачок земли. Масштабные многостенные неприступные замки – лишь мечта, химера.
А был ли мальчик?
Взаимодействие с другими игроками сведено не только к сражениям, оптовой торговле, набегам и подчинению по схеме «сеньор-вассал». Виртуальная Англия делится на государства, государства – на графства, те – на округа, и на каждом уровне проводятся выборы: кто-то ведь должен командовать парадом? В столицах – центрах регионов – градоправитель размещает гарнизон и строит здания, а местные деревушки всем миром скидываются на их улучшения, которые дадут приятные бонусы всему округу. Таким образом Firefly хочет заставить игроков волей-неволей объединяться.
Есть функция написания челобитной электронной, но никто не спешит ей пользоваться. Никто не торопит бросаться с кулаками (или с данью) на соседей; не волнуйтесь, степенно развивайтесь… Ага! Степенно! Хотите верьте, хотите – нет, но лесоруб обыкновенный 1 шт. за минуту работы производит 1 ед. древесины. Притом, что таверна обойдётся в две с половиной тысячи. Замедлено всё: добыча еды, выплата налогов, передвижение войск, даже постройки появляются не мгновенно, а через промежуток времени от 10 секунд до… Не дай Бог узнать верхний предел, ещё крыша поедет. «Знатоки» называют это реализмом, но у автора есть более крепкое выражение в адрес.
А теперь соедините добытые сведения вместе. Установите клиент, весящий жалкие 19 Мб и скачайте обновление весом в сотню с гаком мегабайт. Играете? Крестьяне валят лес, собирают яблоки и доят коров, вы воткнёте в грунт пару-тройку зданий, окружите владение деревянным частоколом и… что делать? Рука сама по себе запускает текстовый редактор/видеопроигрыватель/интернет-обозреватель/межконтинентальную баллистическую ракету или что-то ещё. Вот, чтобы время не пропало даром, вы пишете реферат/смотрите кино/лазите в Сети/бежите в бункер, и вдруг вспоминаете, что фоном запущена Stronghold Kingdoms.
НАДО БЫ СОБРАТЬ УРОЖАЙ. Вы, разумеется, одёргиваете себя: «какой урожай?», но подсознание знает лучше вас. Stronghold Kingdoms превращает некогда маститую игру в усовершенствованную итерацию «Счастливого фермера». И, конечно, крепостные соберут урожай без вашей барской руки, они прекрасно проинструктированы, каковы их обязанности. В этот момент мелочи отступают на второй план: репутация среди населения, избежавшая глобальных изменений, различные бонусы, за которые надо расплачиваться из собственного кошелька, аутентичные куры, в изобилии обитающие на ваших землях испокон веков… И музыки нет – или это изъян тестирования? Всё псу под хвост.
***
Пессимисты не обманулись в своих мрачных прогнозах. Firefly запустила бета-тест игры, которую вообще нет надобности тестировать. Это не значит, что игра отвратительна: для браузерки она чудо как хороша, но как стратегия совершенно потеряна. Хотя надежда ещё есть: только что стартовавшее открытое тестирование может помочь талантам из Firefly вернуться на путь веры и чести. Всё зависит от вас, рядовые геймеры. В противном случае – в 2011 году грядёт Stronghold III, последний оплот надежды для поклонников любительского и профессионального замкостроения.
Автор: Евгений Баранов
|