Сериал Europa Universalis – это самый хардкор жанра глобальных стратегий, по сравнению с которым даже Total War кажется казуальной аркадкой. И вот совсем недавно его ряды пополнила новая часть (в России игра выйдет немного позже) – Europa Universalis: Rome.
В принципе, это всё та же, Europa Universalis 3, но «про Рим». Графика осталась на уровне «Европы 3», то есть по-прежнему очень кособокая, но опрятная. Геймплей внешне тоже ничем не отличается от геймплея игр из этой же серии (ну и очень близок по стилю к Total War).
Но смена тематики обусловили некоторые изменения. Во-первых, число провинций уменьшилось до трёхсот. Больше и не нужно – ибо представления Рима об устройстве мира были не так уж и велики, а студия Paradox очень редко идёт против исторических фактов.
В центре внимания событий Europa Universalis: Rome, конечно Рим времён 280-27 гг. до н.э. Если кто помнит, то в тот период он был республикой, поэтому появляется ещё одна фишка – выборы. Каждые два года вашему правителю придется переизбираться, а иначе государством будет править не совсем тот, кто нужен. В таком случае предусматриваются два варианта: организовать войну против варваров и заполучить поддержку плебса (о них ниже) или отправить неугодного кандидата губернаторствовать в Галлию или куда подальше, чтобы он не смог помешать вашим планам. Кстати говоря, введена система династий как в другой игре от Paradox – Crusader Kings. Так что заключение выгодных браков и создание династии с последующим взращиванием персонажей с высокими характеристиками является одним из залогов победы.
Другое изменение Europa Universalis: Rome – введение новых родов войск. Теперь доступны: лёгкая и тяжёлая пехота, лучники, конные лучники и слоны. Кстати, в игре введена одна интересная и грамотная система набора армий. Так, к примеру, конницу можно нанимать только в тех провинциях, где есть конюшни. Нечто подобное было и в Total War (там такая фича касалась слонов), но здесь получила совершенно грамотное развитие.
Следующая весьма любопытная деталь заключена в том, что научные исследования не привязаны строго к древу технологий. То есть если вы вложили деньги в науку, то может открыться как улучшение для мечей, так и придумана какая-нибудь новая конструкция акведуков. Странно, но оригинально.
Немного изменена система населения. В Europa Universalis: Rome их три класса: рабы, вольные люди и горожане. Часто будет случаться, что какая-нибудь провинция объявляет себя независимой – в таком случае нужно будет либо смириться с их автономностью, либо послать на них войска, либо дипломатией восстановить целостность границ.
И, наконец, последнее из важного. Каждые несколько ходов на карте случайным образом респавняться варвары. С ними можно либо договориться (отдать провинцию, откупиться или предложить стать гражданами Рима со всеми привилегиями), либо уничтожить, послав пару легионов.
***
Чтобы перечислить все фичи Europa Universalis: Rome от Paradox понадобиться несколько страниц мелкого убористого шрифта. Всем любителям трудных и увлекательных глобальных стратегий настоятельно рекомендуется.
|