Три месяца. Ровно столько времени понадобилось едва ли не лучшему квесту ушедшего года, A Vampyre Story, чтобы добраться до родных пенатов. Это, бесспорно, знаменательное событие стало поводом вящей радости многих поклонников жанра, по какой-либо причине пропустивших «Вампирскую историю», а заодно весомой причиной всё-таки пойти против наших правил и уделить A Vampyre Story полноценный обзор.
Иногда они возвращаются
Vampyre Story – поистине долгострой среди адвенчур. Ещё в конце 2003 года Билл Тиллер, бывший художник и дизайнер LucasArts, который работал над такими шедеврами как Full Throttle и The Curse of Monkey Island, собрал команду единомышленников, создал студию с весёлым названием Autumn Moon Entertainment и решил сотворить квест своей мечты.
Работа спорилась, прототип игры был уже почти готов, когда бывший издатель вдруг обанкротился. Некоторое время помытарствовав, Тиллер сотоварищи устроился под крыло компании Crimson Cow.
Но четыре года разработки и смена издателя нисколько не повлияли на конечное качество игры. Потому чтоVampyre Story получилась чудо как хороша – в лучших традициях старой школы.
Однажды в Драксильвании
Итак, встречайте главных героев нашего представления: Мона де Лафит - оперная певица (в прошлом) и прекрасная вампирша (в настоящем), запертая в замке по воле своего гражданского мужа, барона Шрауди фон Кифера. Сам барон – жуткого вида карлик, домашний тиран и попросту самое омерзительное создание на свете. И, наконец, милый и остроумный «летучий мышь» Фродерик – единственное живое существо, которое скрашивает серые будни Моны.
Действие первой главы (A Vampyre Story, как и положено, задумана как трилогия) начинается с того, что по воле охотников на вампиров тот самый Шрауди фон Кифер благополучно склеивает ласты, чем несказанно радует обитателей замка и, в первую очередь, Мону. Та, решив, что у неё выдался потрясающий шанс навсегда сбежать из опостылевшего ей жилища, собирается покинуть злосчастное место, но, как всегда, встречает на пути множество самых разнообразных препятствий.
Помочь преодолеть их вызывается, естественно, Фродерик. Вообще про данную парочку можно сказать безо всяких прикрас – они нашли друг друга. Прямо как Бонни и Клайд, как Онегин и Ленский или, что ближе всего – как Сэм и Макс.
Мы с Тамарой ходим парой
За время своего путешествия на волю Мона и Фродерик встретятся с десятком весьма колоритных персонажей, таких как крысы-итальянцы (непременно возжелают отправить героиню на ликвидацию поганой кошки), старый ворон, стесняющийся обретённого дара речи фонтан и, гвоздь номера – ужасное пыточное устройство, которое работало стенографисткой у бывшей баронессы фон Кифер, матери покойного Шрауди.
Со всеми NPC нужно будет вести весьма продолжительные беседы, которые обильно сдобрены изрядной долей изящного, тонкого и абсолютно ненавязчивого юмора. Особенно часто он исходит со стороны Фродерика, являющегося кладезем скабрезных комментариев в адрес всего того, что попадает в его поле зрения.
Поводов лишний раз пошевелить языком у летучей мыши предостаточно, благо механика игры к этому располагает на все сто процентов, посколькуA Vampyre Story являет собой классический point’n click квест в духе LucasArts.
Подлети, посмотри, возьми и примени
Например, при клике на активном объекте всплывает меню на манер Full Throttle – в нём предлагают подлететь к предмету (тогда Мона превратится в очаровательную фиолетовую летучую мышку), осмотреть, использовать и, естественно, поговорить. Стоит сказать, что далеко не все предметы склонны к общению, а многие вообще умудряются в открытую нахамить Моне и Фродерику, за что позже будут жестоко наказаны.
Бродить по замку предстоит очень много, не раз возвращаясь в ранее посещённые локации. Абсолютно каждый закоулок необходимо будет тщательно обшарить и разгадать приличное количество паззлов. Сделать бы это без невероятного запаса терпения было бы попросту невозможно, но тут разработчики припасли приятный сюрприз – кнопку подсветки интерактивных предметов.
Все найденные и попросту запримеченные предметы героиня складирует в инвентарь, который оформлен в виде трогательного, обшитого белым плетением изнутри гробика. Самое интересное то, что Мона таскать всё с собой отказывается и попросту запоминает расположение объекта, забирая его при удобном случае.
Без поллитры не разберёшь
Признаться честно, первую треть игры мы старательно и прилежно пытались уловить в местных загадках логику и здравый смысл. После чего, основательно помучавшись, плюнули и скачали прохождение, постоянно удерживаясь от горячего желания подглядеть. Как это не прискорбно осознавать, но без внушительного боевого листка, куда обязательно должны быть вписаны The Dig, Full Throttle и The Curse of Monkey Island проходить A Vampyre Story по-настоящему трудно.
Нет, головоломки тут не сказать, чтобы уж совсем жуткие. Скорее – напрягающие. Найти шило, узнать, кому из десятка неписей оно необходимо, выменять шило на мыло, после чего вспомнить, что в одной из посещённых полчаса назад локаций можно что-то намылить, чтобы в свою очередь выудить ещё какую-нибудь хитрую штукенцию. Подобное встречается сплошь и рядом и за весьма приличное даже по меркам квеста прохождение (на коробке написано про «20 часов игрового времени». Не врут) такая механика успевает приесться. Разве что ветераны, заставшие в своё время таких героев как Гайбраш Трипвуд и Мэнни Калавера, будут поминутно тянуться за бумажным носовым платком, роняя слёзы умиления.
Не меньшие чувства ностальгии у них вызовет и внешний вид игры. Билл Тиллер – в первую очередь превосходный художник, поэтому A Vampyre Story можно ставить в пример как образец высочайшего художественного исполнения. Великолепные модели персонажей, плавная анимация, но главное – нарисованные вручную, с любовью и тщанием, локации. Мало того, что на их основе хоть сейчас можно делать отменный мультфильм, так ещё и сами по себе они уникальны тем, что выглядят трёхмерными проекциями, являясь по факту двухмерными!
P.S. Напоследок стоит рассказать о локализации. A Vampyre Story – не самая лёгкая игра для перевода: тонны текста, гора диалогов и ворох шуток требуют очень серьёзного подхода, что с переменным успехом показали толмачи «Акеллы». Сначала о хорошем – голоса актёров подобраны верно, хотя тонкие особенности речи (вроде лёгкого французского акцента у Моны) им передать всё же не удалось. Грубых ошибок так же замечено не было. Теперь о грустном – шрифт подобран хоть и достаточно аутентичный, но неудобный, вплоть до нечитаемости, но самое страшное – большинство шуток либо совсем потеряло смысл, либо стало ну очень уж тонким и непонятным. «Руссобит-М» при переводе первого сезона Sam&Max подобных оплошностей умудрился избежать.
***
При этом ни качество локализации, ни некоторая монотонность и ошибки в геймдизайне не смогли отнять у Vampyre Story того безграничного обаяния, которое строится на интересных героях, отличном визуальном стиле, тонкой атмосфере и качественном юморе. Такие игры не стоит пропускать. Особенно тем, кто является поклонником адвенчурной классики от LucasArts.
За предоставленную версию игры мы благодарим компанию "Акелла" и лично Антона Комарова.
Автор: Данил Ряснянский
|