Кинотрилогия «Крёстный отец» (равно как и роман за авторством Марио Пьюзо) является, пожалуй, одним из лучших произведений о жизни в целом и о мафии в частности. Чтобы выразить всю его художественную ценность понадобится не одна сотня эпитетов и не один десяток страниц мелким убористым шрифтом. Это икона, на которую равняются все. И тут появляется охочая до денег ЕА и решает забацать игру по лицензии.
Самое интересное, что глупость и бесперспективность данного деяния содержится не в том, что такое произведение как «The Godfather» плохо укладывается в рамки игры, и не в том, что после достопочтимой Mafia: The City of Lost Heaven в игровой индустрии высказываться на ту же тему выглядит убийственным, а в том, что ЕА – это неплохой издатель, но никудышный и серый разработчик.
Мы его слепили из того, что было…
Традиционно начнём с сюжета. За основу игры берётся первая часть соответствующего фильма, события которого разворачиваются в 20-30-х годах прошлого века. На этом месте начинаются весьма спорные моменты. Во-первых, самих сцен с использованием огнестрельного на двухчасовой фильм набирается в сумме минут на восемь. ЕА как-то умудрилась сделать из философского фильма про жизнь банальные пострелушки. Товарищи, фильм-то не про это был, ну да ладно…
Второе сомнительное решение было введение побочного персонажа, которого якобы подобрала семья Корлеоне на обочине жизни и сделала своим Mob Enforcer’ом. Отсебятина – это вообще плохо, но и тут чёрт с ним. Главный кошмар впереди.
ЕА решила привести привязку к событиям оригинального фильма. Получилась похабно. Всё делается по плану «реконструкция сцены из фильма – стрельба - погоня». При этом последних двух пунктов в оригинале не то, что не было в помине – даже не предполагалось. И выходит, что тем, кто не смотрел оригинал сюжет покажется глупой и непонятной мешаниной, а тем кто смотрел – горячечным бредом и попранием классики мирового кинематографа.
Наконец в описании сюжета стоит рассказать о совершенно переделанной философии Семьи. Так, по ходу игры, главный герой постоянно занимается банальным рэкетом! То есть идёт куда-то в какую-то пиццерию бить морду хозяину, чтобы Семья стала их «крышевать». Напомним, что Семья Корлеоне подобной чернухой никогда не занималась – люди сами бежали к ним за помощью, и мудрый Дон никогда никому не отказывал. Да, кстати, Дон Сальери из Mafia тоже практически не прибегал к таким методам. Выходит что из приличной мафиозной Семьи, Корлеоне превратили в русских паханов из начала 90-ых годов. Смешно? Да, но вот фанатам фильма отчего-то очень грустно.
Серая геймплейность
А собственно что мы тут распинаемся про сюжет. Ждать глубокой психологической драмы в угоду весёлым покатушкам и пострелушкам не в стиле ЕА, поэтому стоит рассказать о геймплее. Констатируем – банальный GTA-клон среднего пошиба с уклоном в местную тематику.
Местный геймплей так же делится на основные и побочные миссии. Про основные мы уже в принципе сказали (нелепо связанные события фильма плюс десять тонн разнообразной отсебятины), а про побочные говорить нечего, поскольку на 90% они состоят из вышибания денег за «крышу». Скучновато, если сказать по правде. К скукоте мы добавим тот факт, что в игре всего около дюжины (!) видов автомобилей в нескольких модификациях, которые различаются разве что скоростью. Теперь вспомним Mafia, её автопарк и то, насколько различны были авто. Комментарии излишни.
Что в игре неплохо получилось – так это стрельба. Во-первых, тут The Godfather превращается в позиционный шутер с очередями из-за стены, ловкими перебежками от укрытия к укрытию и нервными перезарядками. Во-вторых, тут есть весьма интересная система – за особо меткие выстрелы, взрывы, добивания врагов (даже есть комбо вроде очереди в живот или контрольного в голову) и прочее назначают очки уважения. На них игрок может прокачивать способности главного героя. Короче, эдакий Deus Ex.
Ещё в игре есть оригинальная рукопашная. Как в приличном файтинге наличествуют несколько разнообразных приёмов и даже пара-тройка комбо. Смотрится неплохо и очень занятно.
Наконец ещё есть экономическая система. Заведения Корлеоне дают деньги, которые можно тратить на внешний вид героя, оружие и взятки. Неплохо, но до Vice City (и уж до «Мафии» тем более) далеко. К тому же к середине прохождения, игрок становится настолько богатым, что заботиться о финансах уже не имеет смысла.
Вообще фразой «неплохо, но до Vice City далеко» описывается весь игровой процесс The Godfather. Побочные задания в GTA-понимании этого слова никакие – только банки да всякие булочные-автомастерские, захват которых надоедает после вида n-ного откопипастенного заведения для «крышевания». Автомобильный парк скуден и только перестрелки скрашивают серые будни. Про сюжет мы обстоятельно высказались, так что он тоже не вызывает тёплых чувств.
А вот что не вызывает ничего, кроме дикой ярости – графика. Вообще это надо умудриться: игра, вышедшая в 2005 году выглядит примерно раза в три хуже, чем вышедшая в 2002 году (мы снова про Mafia)! Это фантастика. А если без возгласов, то The Godfather выглядит просто кошмарно. Низкополигональные модели-Буратины с корявой анимацией, жуткое освещение, ужасные коричневые текстуры домов, убогие автомобили…. Короче говоря, смотреть без слёз можно разве что на взрывы, которые находятся ЧУТЬ ВЫШЕ уровня, чем в десятый раз упомянутой MAFIA.
***
Если честно, то умом невозможно понять, кому нужна такая игра. Судите сами. Если вам хочется проработанного сюжет, а не каши, харизматичных персонажей, которые не просто начитывают положенные диалоги и позже отбывают в мир иной, а живут на мониторе – вам налево, к Mafia: The City of Lost Heaven. Если вам нужен живой, дышащий мир и обилие геймплейных возможностей – вам направо, к той же Vice City. Если вам нужно узнать историю Семьи Корлеоне – вам прямо, в магазин за коллекционным DVD-изданием фильма. Вот и выходит, что игра The Godfather не достойна вашего внимания.
Автор: Данил Ряснянский
|