У некоторых людей, знакомых с играми с детства и, вопреки всем веяниям прогресса, играющих сейчас на РС, есть две извечные слабости, два пристрастия, что вот уже долгие годы остаются неизменными. Первое – любовь к играм стилизованным под шедевры времен Сеги и Денди (гигантские пиксели и восьмибитная музыка прилагаются). Второе же – показная кичливость своей-де хардкорностью («на консолях лишь кино, а челленджа нет» – довольно популярная среди таких людей точка зрения). Вполне логично, что проект, эксплуатирующий оба этих пристрастия, с высокой долей вероятности получит как минимум успех и народную любовь, если уж не признание высоколобых критиков, с лупой выискивающих прорехи в механике игры.
Доказана эта теория была уже не один раз. Яркие тому примеры: Super Meat Boy, I Wanna Be The Guy и ещё с десяток игр чуть менее известных, но все равно полюбившихся аудитории. Пойти по наименее затратному пути решили и умельцы из небольшой студии Vlambeer, со своим платформером Super Crate Box.
Everyone dies, but not everyone lives
Самые внимательные читатели при виде этого названия зададутся вопросом, а чегой-то мы вдруг вспомнили об этой игре, ведь она и вышла два года назад (кстати, спустя несколько месяцев после Super Meat Boy, так что можно предположить, откуда растут ноги у идеи), и популярности особой не снискала. Спустя какое-то время Super Crate Box переехала на iOS устройства, где почувствовала себя чуть лучше, но все равно не приобрела широкой известности. Последней же надеждой разработчиков привлечь к своему творению хоть какое-то внимание, стал его выход в Steam.
Вполне возможно, попроси они за игру стандартные 3 доллара, никто бы и внимания не обратил на ещё одну внезапно появившуюся в бесконечно длинном списке проектов аркаду. Однако, вполне ожидаемо, авторы проявили благоразумие и добавили её не куда-то там, а в раздел «бесплатные игры». Итак, 20 мегабайт весу, полная бесплатность и поддержка Steam – это ли не прекрасный повод ознакомиться с Super Crate Box?!
Фактически, эта игра исчерпывающе описывается буквально одним предложением: SCB - адски сложный и глупый платформер, от которого хочется громко и нецензурно ругаться уже через пятнадцать минут игры, через полчаса становится невыносимо скучно, а через час на жестком диске освобождаются несколько десяткой мегабайт свободного места. Собственно рецензию на этом можно было бы и заканчивать… но мы все же расскажем подробнее, чем она так «хороша».
Super Crate Box – очень своеобразный сплав идей множества уже выпущенных когда-то платформеров. Здесь и особо опасные враги, убивающие с одного касания, и жутко высокий темп действа, и высочайшая сложность, не дающая продержаться дольше десяти-пятнадцати волн. Впрочем, удерживаться на уровнях по получасу, прилагая к этому немыслимые усилия здесь не особо-то и нужно.
Формула Super Crate Box проста до стойкого ощущения дежа-вю. Есть маленький уровень, состоящий из десятка причудливо расположенных платформ, к нему прилагается дверь – одна штука, до определенного момента закрытая, и одна «дырка в полу», внутри которой плещется смертельно опасный жидкий силикат (в простонародье - лава). Есть главный герой – маленькая горстка пикселей, в форме человеческой головы на тонких ножках, ну и наконец, есть ящики с оружием, случайным образом появляющиеся на уровне. Главный и единственный смысл происходящего на экране – подбирать коробки, при этом, не подпуская суицидально настроенных монстров к яме с лавой.
Смертельная банальность
Кажется всё просто, да? Только вот на деле игра оказывается гораздо сложнее, чем можно было представить. Враги, убивающие с одного касания, лезут толпами и очень быстро бегут вниз (сгорев, они возрождаются всё более быстрыми и злыми, так что допускать такой вот их смерти никак нельзя). Оружие появляется в самых неожиданных и труднодоступных местах уровня, а в самый неожиданный момент в коробке оказывается не спасительный миниган, мигом раскидывающий всю орду тварей, а смертельно-жалкий револьвер, с долгой перезарядкой. В итоге, сменить 10 стволов – а именно этого требуют разработчики для открытия новых локаций и разблокировки нового огнестрела – получается только спустя полчаса-час постоянных смертей и матерных выкриков, на тему «да как так-то, №*%+#, как он успел!» … После чего благополучно выясняется, что в принципе, можно было и не лезть из кожи вон, ведь ничего принципиально нового за старания не открывается. Перекрашенный пару раз стартовый уровень, несколько пушек разной степени убойности, чуть-чуть скинов для героя (немного странно, что эти скины здесь почему-то именуют новыми персонажами). Всё, дальше разработчики предлагают развлекать себя самому, улучшая результаты до бесконечности.
Восьмибитный стиль даёт просто гигантский простор для проявления фантазии разработчиков, но Vlambeer, уже отличившиеся довольно симпатичным Serious Sam: The Random Encounter, то ли не смогли, то ли не захотели воспользоваться собственным преимуществом. Так, вместо уровней здесь совершенно банальные стройплощадки и пещеры, а вместо врагов – скудно анимированное трехпиксельное нечто, похожее то ли на примитивных хэдкрабов, то ли вовсе на цветастых блох. Подстать картинке и звук в Super Crate Box: простенький chiptune, играющий фоном, однообразен и не имеет почти ничего общего с лучшими представителями этого направления.
Впрочем, если вы являетесь владельцам гаджета от Apple, можете забыть о большинстве вышеназванных недостатков. На iPad или iPhone сглаживаются и примитивная графика, и саундтрек не столь режет уши своей монотонностью (в дороге на это просто не обращаешь внимания) а репетативность, на которой и выстроена игра, мгновенно меняет костюм злодея на латексную героическую маску. Ведь прекрасно, когда мобильная игра одновременно и не притягивает к себе на часы, заставляя забыть о делах, и отлично устраняет образовавшиеся излишки свободного времени.
***
Super Crate Box – вторичный, переусложненный и скучный платформер, на РС не выдерживающий абсолютно никакой конкуренции, но умудряющийся при этом быть довольно неплохой забавой для владельцев iPhone и iPad. Впрочем, даже на ПК, если у вас есть лишнее время и нервы, попробовать SCB можно, ведь за просмотр, в данном случае, денег не берут.
Автор: Василий Карпушев
|