Сложившийся стереотип – жуткая вещь. Благодаря таким проектам как «Петька» или «Чукча в Большом городе» у многих наших игроков создался за несколько лет обманчивый образ русского квеста. Прислушайтесь к своим ощущениями – РУССКИЙ КВЕСТ. Чувствуете, как вас стошнило и передёрнуло? Вот. Чтобы исправить этот образ к нам и был послан Sublustrum – уникальный дизайнерский проект музыканта Георгия Белоглазова и возглавляемой им крохотной питерской студии Phantomery Games. Стоит сказать сразу – если в России выйдет хотя бы ещё пара-тройка проектов уровня Sublustrum, то понятием «русский квест» как и раньше, будут называть не похабную и глупую непотребщину, а умные и серьезные проекты.
На подсознательном уровне
Сюжет повествует нам о неком человеке, которого пригласил его брат-профессор в гости, чтобы сообщить некую важную информацию. К сожалению, герой не успевает доехать и учёный умирает, оставляя после себя квартиру, множество записей и странную машину. Машина в совеем роде уникальная – она связана с древними мегалитами, найденными экспедицией на Кавказе, и способна переносить героя в мир иллюзий, мечтаний, надежд и страхов погибшего брата-учёного.
Фактически на протяжении четырёх глав из пяти мы оказываемся в мире профессора. Атмосфера в буквальном мире завораживает, серо-тусклые пейзажи, уникальная архитектура, напоминающая старый Петербург, аудиовизуальные эффекты. Кажется, что находишься в неизведанном мире, который одновременно и трогателен, и немного жуток.
Витиеватость повествования, восприятие действительности на подсознательном уровне дополняет полная непонятного концовка, которая оставляет много поводов для размышления и догадок думающему игроку. Да, стоит сразу сказать, что с желанием расслабиться умственно и физически садиться за Sublustrum явно не стоит – не для того предназначено. И дело даже не в загадках (о них ниже), а в тонкой психологической атмосфере. Если такие имена как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг для вас пустое место, то даже не стоит и пробовать, потому что всё здесь построено на ассоциациях, на восприятии, на тонких ощущениях, которые минуют мозг и пишутся прямо на подсознание.
Вспомним классику
Sublustrum – это самый простой и очень традиционный квест в духе Myst V. Система довольна проста: игрок собирает различные предметы, изредка комбинирует между собой и применяет к различными механизмам. Всё происходит с видом от первого лица, перемещение осуществляется кликами мыши. Самое приятное, что практически все действия происходят в пределах одной-двух локаций, носиться в поисках какого-нибудь вентиля по десяткам уровней совершенно необязательно.
Пазлы есть весьма разнообразные. Сбор по найденным в столе профессора чертежам хитроумного устройства, подбор кодов к сейфовой двери, поиск рычагов и ключей – стандартная мистоидная рутина. Но есть и действительно удивительные задачки. К примеру, поиск предмета, издающего тонкий звенящий скрип? Или, например, настройка огромного музыкального аппарата с помощью четырёх вентилей? Ну а идею с перемещением во времени, когда можно вернуться в прошлое, скажем за ключами, которые лежали на комоде, чтобы открыть профессорский секрет в настоящем, можно вообще назвать в какой-то степени революционным.
Насчёт сложности, то тут ощущение двоякое. Тем, кто прошёл пенталогию The Myst многие задачки покажутся простыми и банальными. Других же игра заставит крепко пошевелить мозгами, а пару раз и вовсе вынудит многих обратиться к прохождению. Хотя на самом деле, если включить бытовую логику, то большая часть пазлов будут проскакиваться на автомате.
Напоследок хочется сказать о таких простых вещах как звуковое и графическое сопровождение. Поскольку главный геймдизайнер проекта по основному занятию музыкант, то музыка и звук в игре просто шикарные, как и реализация его применения. Пронзительный эмбиент, отличная игра актёров – придраться не к чему.
Графически хоть и смотрится Sublustrum архаично, но очень стильно: старательно отрисованые задники, безупречно выверенные пропорции, вычурная архитектура не дадут глазу поводу усомниться в качестве картинки.
Так получился, наверно, один из самых лучших квестов сделанных в России. Да и наверно, один из лучших квестов последнего времени вообще. Портят впечатление только два момента: требование от игрока определенного образовательного уровня (не меньше среднего полного) да небольшая продолжительность. Sublustrum, как и другой русский проект, «Тургор», не является продуктом для широких масс и вряд ли получит их признание. Зато тем, кто постарается вжиться в подсознание профессора, хоть несколько минут поразмышляет на вечные темы и проникнется той атмосферой, может получить персональный шедевр, который после прохождения будет приятно вспоминать снова и снова.
Автор: Данил Ряснянский
|