Как гласит одна очень хорошая русская поговорка, новое – это лишь все хорошо забытое старое. В верности этого утверждения мы убеждаемся раз за разом. А теперь ещё и на примере серии Splinter Cell – претерпевшей за всю свою более чем десятилетнюю историю такое дикое количество изменений, какое другим сериям и не снилось.
Splinter Cell: Blacklist – отнюдь не лишнее, но доказательство тому, что история развивается циклически и всегда возвращается в одну и ту же точку.
Спираль истории
Важно помнить, что Blacklist, после провала Splinter Cell: Conviction, был едва ли не последним шансом Ubisoft реанимировать некогда популярную серию. Да, разработчикам нужно было явно разводить по разным сторонам баррикад предмет нашего разговора и их же руками созданного сильного конкурента – Assassins Creed. В противном случае выжил бы, как говорится, только один.
Но избранный ими столь радикальный метод – рудиментирование стэлс-элементов до совершенно смешного уровня, добавление сомнительного качества боевых сцен (и обязательное ежеуровневое разбивание унитаза головой противника), а также по меньшей мере странные дизайнерские ходы явно не могли понравиться массовой аудитории. Безусловно, назвать вышедший продукт плохим не повернется язык. Да, игра была спорной и местами кривой, но свою задачу выполняла: в отрыве от богатой истории предыдущих проектов она - вполне себе приличный боевик на пару вечеров.
Естественно «старожилов», заставших ещё Сэма Фишера образца 2002 года эта ситуация крайне не устраивала. Им хотелось хардкора, стэлса, тени и труб, как в любимой многими Pandora Tomorrow. И Ubisoft Toronto тщательно подумав, пообещали удовлетворить желания абсолютно всех и сразу. С их слов Blacklist должна была не то вернуться к корням, не то стать улучшенной и дополненной версией Conviction, каким её изначально и задумывали.
Многоликий Янус
С каждой новой реинкарнацией старина Сэм менялся если не до неузнаваемости, то во всяком случае весьма значительно. Преображалось его лицо, привычки, но неизменными оставался строгий нрав и голос Майкла Айронсайда за кадром. В Blacklist изменилось и это. Старика Айронсайда заменил много более молодой Эрик Джонсон, а сам герой стал похож на окончательно озверевшего, постаревшего и заматеревшего командера Шепарда. Саркастичный, не терпящий шуток, постоянно гнобящий свою команду (не без причин и ради дела, но все же) он отнюдь не положительный герой в привычном смысле этого слова. Удивительно, но гораздо легче сопереживать больному на голову герою Spec Ops: The Line, чем адекватному и справедливо жесткому Фишеру. Впрочем, сам сценарий происходящих здесь событий к излишним сантиментам не располагает.
Америка, как водится у Тома Клэнси, снова в беде. Организация таинственных «инженеров», начав с подрыва военной базы США на Гуаме, готовит целую цепочку крупных терактов на территории страны. Опубликовав так называемый «черный список» с точным, до минут, временем начала каждого из терактов, террористы требуют вывода американских войск из всех горячих точек мира. В ответ на это президент в срочном порядке формирует «Четвертый Эшелон» во главе с Сэмом Фишером, и выдает ему право убивать практически кого угодно и в любых количествах, лишь бы только избавить страну от нависшей над ней угрозы.
С самого начала Blacklist очень трудно поверить в реальность всех обещаний разработчиков. Первый же уровень начинается каким-то кромешным адом из взрывов, крови, разорванных к чертям автомобилей с людьми и падающих вертолетов. На заднем плане играет симфония пожара и хаоса, а впереди бравый Сэм Фишер спасает людей и пачками валит врагов нации.
Казалось бы, где обещанные изменения в лучшую сторону?! Мы ведь не заказывали локальный филиал набившей оскомину Call of Duty… К счастью, как только хочется уже отчаяться и отправиться строчить преисполненные гневом петиции, игра делает элегантный реферанс и преображается, давая понять, что та самая серия Splinter Cell вернулась. Причем с очень серьезными намерениями.
За прошедшее время изменилось многое. У Четвертого Эшелона теперь есть собственная летающая база Паладин – гигантский самолет, напичканный самым разнообразным оборудованием (которое, кстати, можно улучшать, за определенную плату, открывая доселе невиданные возможности вроде улучшенного арсенала или повышенного запаса здоровья). Есть без малого гениальный техник Адам, способный «прокачать» ваше снаряжение, ЦРУшник Бриггс, специализирующийся на поддержке, Анна «Грим» Гримсдоттир – мозг большинства операций. Большего для счастья и не нужно.
Удивительное рядом
Важно, что в Черном Списке действительно довели до ума большую часть идей предыдущей части, органично сплавив их с наработками той же Double Agent. В итоге получился проект угождающий и вашим, и нашим. Здесь никто ни к чему не принуждает игрока. Хочешь – одевай кевларовую броню и с дробовиком наперевес иди нести правосудие в массы. Хочешь – улучшай костюм и тихо, радуя знакомых пацифистов, ползай по вентиляции и трубам. Здесь даже специально разделили очки, выдаваемые по итогам уровней, на три категории – за стэлс, за экшен и за смешанное прохождение. Так что обиженным не останется никто. Другое дело, что куда сильнее поощряется «смешанный» стиль. Но, опять же, всегда, даже посреди уровня можно поменять тактику: одно нажатие волшебной кнопки «В» и вы уже не оглушаете противников, погружая их в приятный сон, а перерезаете им горло трофейным ножом. И пусть супостаты сколько угодно пытаются добудиться спящих товарищей, им уже ничего не поможет.
Отрадно, Ubisoft учли свою ошибку трехлетней давности и не стали делать Blacklist игрой камерной. Наоборот, география происходящего здесь максимально широка: от чеченской границы до трущоб Лондона - и это только в основных заданиях, заметьте! Что ещё несказанно радует, так это качество побочных заданий, выдаваемых членами отряда Фишера. Эти сайдквесты зачастую не то что не уступают сюжетным миссиям, но и даже превосходят их в увлекательности и сложности.
Но конечно, уровни построены здесь не в пример проще чем в первых трех Splinter Cell. «Путь войны» всегда очевиден, а скрытые от посторонних глаз вентиляционные ходы как правило легко обнаруживаются буквально в трех шагах от главных коридоров. Не слишком удивляет и искусственный интеллект противников: они не слишком умны и далеко не всегда замечают безвозвратную пропажу товарищей. Другое дело, что это вполне компенсируется слабостью здоровья главного героя и количеством врагов на уровне. Так что «отцом» себя чувствовать не получается даже на нормальной сложности – собаки, с их чутким нюхом, здесь огромная проблема, снайперы наделены аномально хорошим зрением, а элитные наемники, способные выдержать с десяток попаданий, так и вовсе заставляют внезапно для себя полюбить стэлс. Для тех же, кто любит похардкорнее, разработчики приготовили режим Perfectionist. Но играть без ультразвукового сонара и частенько спасающего шкуру приема «Mark & Execute», который здесь, наконец, не выбивается из баланса, - удовольствие для особо избранных.
О мультиплеере Splinter Cell: Blacklist впору писать отдельную статью, но все же попробуем уложиться в несколько абзацев. Первый его режим, Spies vs. Mercs, вам наверняка уже знаком. В нем одна команда из двух человек, более слабо экипированная, пытается украсть информацию, а другая, более «продвинутая», пытается её защитить. Важно, что у спецназа из вооружения имеется лишь арбалет, светошумовые гранаты, да нож, а наемники и вовсе играют с видом от первого лица, как в каком-нибудь Rainbow Six: Vegas. В итоге очень интересно наблюдать за развитием событий, когда одна команда яростно пытается не попасться в прицел другой и все время ошивается в тени, надеясь зайти противнику за спину.
Второй режим мультиплеера - 4v4 Blacklist. На первый взгляд он очень похож на предыдущий, только с удвоенным количеством участников. На самом же деле это совершенно иное по темпу и динамике развлечение, требующее слаженной командной работы и грамотного плана действий. Именно в этом режиме как никогда важно знать карты, тайные проходы и незаметные для новичков уголки. Впрочем, получить удовольствие от игры даже не особо вникая в её тонкости никто не мешает и здесь.
Если быть до конца откровенным, самой слабой стороной Splinter Cell: Blacklist является её графическая часть. Устаревший движок не вытягивает тех пейзажей, которые хотят видеть художники студии. В итоге здесь очень заметно влияние серии Battlefield с её диким количеством разнообразных светофильтров. Другое дело, что это ничуть не мешает наслаждаться аккуратной, без злоупотребления излишествами, картинкой. Дополняет атмосферу и звучащий фоном индастриал, который пусть и не доставит особоо удовольствия вне игры, но в контексте довольно хорош.
Стоит отметить и качество русской локализации игры. Новый Диск поработал на славу: озвучена Blacklist более чем отлично, да и сам перевод не ударяет в грязь лицом, практически без изъянов передавая смысл происходящего.
***
Удивительно, но Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist оказался тем, чего от него мало кто ожидал – грамотным симбиозом наработок «старых» и «новых» частей серии. Это стильный, продуманный и четкий стэлс экшен, каких давно уже не выходило. Авторы смогли удержать баланс между сложностью и интересом, верностью традициям и новаторским подходом, тем самым создав продукт, способный не только удовлетворить «старых» поклонников серии, но и заинтересовать новую аудиторию. И это если не высший пилотаж, то что-то близкое к нему.
Автор: Василий Карпушев
|