Квесты не развиваются. Иначе как по-другому объяснить тот факт, что переизданная в 2009-м классика жанра, вышедшая в дремучих девяностых, когда некоторых из вас и на свете не было, приносит тот же восторг, что и двадцать лет назад?
Естественно, можно пуститься в рассуждения, мол, великие игры не стареют, по-настоящему качественные вещи хороши всегда, бла-бла… Лучше начистоту: квесты с 90-х годов не изменились. Перемены коснулись только совсем уж архаичных моментов, да и те трансформировались лишь под давлением технологий. В геймдизайне все как было, так и осталось. Неважно, есть пиксель-хантинг, нет его – суть та же. Вот только, может, и менять ничего не нужно?
Да ты травишь!
Речь идет о The Secret of Monkey Island, в разработке которой принимали участие сразу три замечательных человека: Рон Гилберт, Тим Шейфер (Шафер, Шефер, как угодно) и Дейв Гроссман. Первый недавно забабахал шикарную пародию на Diablo – DeathSpank - с фиолетовыми труселями и сбором навоза демонов для фермеров. Второй – выпустил Brutal Legend о похождениях roadie рок-группы в мире обложек метал-альбомов. Кстати, Гилберт с Тимом недавно объединились для создания epic great, как они говорят, проекта. Третий, Гроссман, нынче трудится в Telltale Games.
Этим товарищам LucasArts обязана тем, что до сих пор считается чуть ли не лучшей конторой по производству квестов, которую когда-либо знал мир. The Secret of Monkey Island была в чем-то переломной: до него был, по сути, лишь Maniac Mansion, но после – Grim Fandango, Full Throttle и The Dig.
Сейчас я приведу сравнение, за которое могу крепко огрести и получить на орехи, но оно, меж тем, более чем точно. По форме The Secret of Monkey Island напоминает достопамятные и бесконечные квесты про Петьку и героя всех трудящихся – Василия Ивановича Чапаева. То есть рисованные задники, герои, которые по ним перемещаются, комбинирование предметов в инвентаре и т.д. И хотя, на самом деле, это проекты про персонажей многих отечественных анекдотов напоминают творение LucasArts, вам ведь так понятней, правда?
Парня, который будет занимать добрый кусок экрана и мозолить вам глаза, зовут Гайбраш Трипвуд. Или Пипвуд… Какой-то пошляк даже назвал его Диквудом, кто-то – Оукводом… А, неважно.
Гайбраш, по его же определению, - могучий пират, гроза морей и хозяин глубин. Правда, официально он профессией Джека Воробья не владеет, поэтому и отправляется на остров Мелей, дабы освоить тонкости ремесла. Предводители пиратов просят Гайбраша выполнить три пустячных задания: научиться драться с мечом, найти клад острова и украсть Идол о Многих Руках из особняка губернатора. При этом «мэром» оказывается девушка, в которую Трипвуд немедленно влюбляется (альтернатив-то нет!). Вот только предмет воздыханий вскорости похищает злобный и мертвый пират ЛеЧак, так что Трипвуду, еще даже не получившему сертификат о пиратстве, приходится гнаться за исчезнувшей пассией.
Серьезности в The Secret of Monkey Island, как и в остальных квестах LucasArts, не найти даже с лупой. Наоборот, шутки шутить начинают с первых минут. Так, дозорный на острове, высматривающий приближающиеся корабли, совершенно слеп. В баре суровые пираты с лужеными желудками хлещут грог, о химическом составе которого вы просто обязаны их спросить. Сей напиток разъедает кружки и прожигает замки, а перечню составляющих позавидует любой Mr. Propper для мойки полов.
А уж как пираты сражаются на саблях! На самом деле они обмениваются оскорблениями, размахивая клинками лишь для приличия. Наблюдать будете примерно такие потасовки:
- Скоро будешь болтаться у меня на мече как шиш-кебаб!
- Для начала перестань махать им, будто веником! […]
- Никто еще не проливал моей крови и никто не прольет!
- Ты ТАК быстро бегаешь? […]
- Все враги разбегаются, когда видят меня!
- У тебя так плохо пахнет изо рта? […]
- Ты дерешься как доярка!
- Ну естественно, ведь ты бьешься как корова!
И так далее. Поднабравшись фразочек, вы даже Мастера Меча замутузите. Однажды вам встретится пират с крюками вместо рук (показатель крутости), который по иронии судьбы живет на острове Крюк. Бедняга всю жизнь боялся ужасного монстра, который живет у него в доме за тремя дверями и десятком замков. Когда все засовы и клетки открыли, оказалось, что прятали они худосочного и облезлого… а, сами увидите. Восхищаясь храбростью Трипвуда, когда тот дотронулся до зверя, пират обещал показать ему на досуге свои татуировки в самых, кхм, неожиданных местах. Упаси Господь!
Долой пиксели
В 2009-м выходит тот же The Secret of Monkey Island, но с надписью Special Edition на лбу. Издание и правда «спешл» во всех смыслах. Старая, убогая, пиксельная картинка теперь выглядит красиво и радует глаз. Мультяшный стиль как нельзя лучше подходит игре, чудесно сочетаясь с ее ненавязчивой и праздной атмосферой. Такова же и анимация: она хоть и рваная, но общего впечатления не портит, а наоборот – придает ощущения ретро.
Люди, делавшие переиздание, заготовили для нас подарок: если нажать F10, игра вернется в 1990-й, без всяких подзагрузок и машин времени, с пикселями, размером в кулак. Сходите в начало девяностых, потом обратно – почувствуйте, что мир таки стал лучше.
Заодно ощутите самое главное изменение – все герои теперь полностью озвучены. Причем озвучены так, что аж сердце радуется. Голоса шикарны, интонации чудесны, ни один актер не фальшивит, что очень важно для понимания шуток. Даже оркестровый саундтрек имеется!
Геймплей не изменился ни на йоту. Разве что интерфейс: если раньше стандартные для девяностых девять действий (взять, пихнуть, потянуть, открыть, закрыть, дать, использовать, говорить, осмотреть) располагались внизу экрана, теперь они вылезают окошком по нажатию V. Как и инвентарь. Сама по себе схема архаична, но привыкнуть труда не составит.
Всё это оказывает нужный эффект. Если раньше вы боялись знакомства с классикой из-за ее непрезентабельной внешности или практически отсутствующего звука, то теперь можно брать флаг в руку и идти на амбразуру борьбы с пиратом-андедом. Да, классика и правда бессмертна, особенно если навести ей марафет и засунуть жвачку между гнилых зубов. Глядишь – и будет красоткой: с чудным лицом, красивыми волосами и приятным голосом. Лишь бы ее купили. Не упустите момент!
***
Вот вам последний аргумент в пользу того, чтобы таки увидеть The Secret of Monkey Island: история про Джека Воробья и пиратов Карибского моря Джерри Брукхаймера и Гора Вербински добрую половину шуточек заимствует именно из этой игры. Та же жрица вуду взята как раз отсюда. А Дэйви Джонс здесь делает «невзламываемые» замки. Чёрная Борода – это ЛеЧак и т.д.
Поэтому, попробуйте. Вам наверняка понравится, ибо в играх даже тупого юмора мало, а хорошего вообще практически не найти. The Secret of Monkey Island выступает очень приятным исключением.
Автор: Александр Макарович
|