All what we believe in is crazy, from mathematics to democracy.
В моем списке (которого на самом деле не существует) самых ожидаемых игр лета 2011 Puzzle Agent 2 занимает почетное и гордое второе место. На самой высокой ступеньке угнездилась Deus Ex: Human Revolution. Для колосса от Eidos Montreal это, сами понимаете, несколько унизительно, но вот для десятидолларовой поделки от Telltale Games – огромная честь и повод похвастаться внукам. К сожалению (хотя, если честно, к счастью) третьего пункта в моем списке нет вообще, ну да неважно.
Смысл ждать Duke Nukem Forever пропал уже добрых пять лет назад, Dungeon Siege 3, F.3.A.R. и Hunted: Demon`s Forge изначально выглядели безликими, а L.A. Noire и Shadows of the Damned лучше сразу смотреть, но не ждать. Да и вряд ли всё это многообразие латинских букв способно вызвать хоть сколько-нибудь сильные эмоции.
А вот первый Puzzle Agent смог. И на второй надежда была. Странное дело, но когда играешь в видеоигры уже довольно-таки значительную часть своей жизни, мелкая инди-поделка за десять баксов в Steam порой радует в разы больше попсы за 60$. И дабы ситуация с продолжением похождений Нельсона Тезерса была ясна сразу, сообщаю: Puzzle Agent 2 надежды оправдал. В свойственной ему манере.
«Возвышенное» молоко
Ах да, друзья, если вы вдруг ничего раньше не слышали о Puzzle Agent, то прочитайте для начала рецензию на оригинал. Или сыграйте в него. В случае, если первая часть вам не приглянулась, не ждите, что сиквел подарит иные впечатления – ничего подобного, по существу в игре не изменилось ничего. Так что дальше можете не читать.
Для всех оставшихся повторяю еще раз – да, действительно ничего не изменилось. Puzzle Agent 2 – это именно что продолжение, а не сиквел или вторая часть. Если бы контент отсюда присутствовал в первой игре, вы бы и разницы не заметили.
Другое дело, что присобачивать одну игру к другой точно не стоило, ибо первый Puzzle Agent закончился именно там, где должен был. А целый год гадать, кто такие эти гномы в красных колпаках и куда делся Айзек Дэвнер, было очень занимательно.
Время прошло, фабрика по производству ластиков снова начала снабжать Белый Дом, а Нельсон получил медаль. У него даже появился поклонник – юный охламон Джим, который носит ему головоломки из журналов и фанатично наблюдает, как тот их решает. И всё бы хорошо и ладно, но агенту Тезерсу, как водится, неймётся. Он-то знает, что дело оказалось в разы запутанней, и потому, почти как Коломбо, раз за разом прослушивает свои старые заметки и пытается вычленить из них истину. В итоге своих интеллектуальных изысканий Нельсон принимает решение – вернуться в Скоггинс, штат Миннесота, и разобраться во всем. Даже отпуска не жалко!
Как и в прошлый раз, встречают нашего агента недружелюбно. В гостинице, например, ему отказываются предоставить комнату, сначала аргументируя тем, что все комнаты заняты (в малюсеньком городке на окраине штата, ага), а потом – глобальным травлением тараканов во всем, до малюсенькой коморки, отеле. Шериф намекает, что ФБР-агенту вряд ли будут рады в такой консервативной общине, как Скоггинс, а на вопрос о пропавшем Айзеке Дэвнере все горожане до единого округляют глаза и недоуменно выдавливают: «А кто это?».
Поначалу сюжет Puzzle Agent 2 не то что не отвечает на оставленные первой частью вопросы, а всеми силами рождает в мозгу новые. Во-первых, игроку сразу напоминают, что он до сих пор не знает, каким боком причастны к этой истории космонавты. Во-вторых, скоро оказывается, что мистер Дэвнер – далеко не единственный пропавший в Скоггинсе. В третьих… хотя нет, лучше не надо.
На сцену выходят новые, сочные персонажи, вроде ученого-антрополога или главы ФБР, который сразу же по приезде в Скоггинс отправляется в местную забегаловку и принимается лакать молочный шейк, приговаривая, о его возвышенном (!) вкусе. А уж знали бы вы, как девушка со зловещим именем Мелькорка Титердоттир объясняет, зачем правительство СЩА сфабриковало высадку на Луну (сам факт вообще не обсуждается)… Самое смешное то, что это оказывается… правдой!
В итоге атмосфера, созданная оригиналом, из продолжения никуда не девается. Как и раньше, в один момент эта игра напоминает «Фарго» братьев Коэнов, в другой – «Твин Пикс». И это при том, что абсолютного, полнейшего бреда умалишенного сценариста фильмов про инопланетян из 80-х здесь ничуть не меньше, чем ожидания Разгадки! Невероятной! Тайны! Где вы еще такое увидите?
Муравей ест слона
С юмором у игры по-прежнему все в порядке. Более того – если раньше он был несколько ироничным и исходил из нелепости ситуаций, то теперь Telltale не гнушаются и просто похохмить.
Простой пример. Как вы помните, агент Тезерс очень любит звукозаписывающую аппаратуру и поэтому все свои мысли и наблюдения записывает на диктофон. Однажды он отправляется к ученому-антропологу Альфреду, дабы расспросить о пропавших в Скоггинсе людях. После разговора Нельсон достает диктофон, нажимает кнопку и только собирается излить свои соображения – как вдруг слышит, что Альфред делает то же самое, говоря в свой диктофон. Хорошенько выслушав комментарии ученого, записанные на пленку, Тезерс добавляет: «Эм… То, что он сказал!». Немая сцена.
Шутки шутят и в пазлах. Условие одного из них, в котором нужно переправить животных через реку, выглядит следующим образом:
Мангуст ест змею.
Волк ест мангуста.
Медведь ест волка.
Змея ест медведя (каким-то образом!).
А вот сами паззлы могли бы и измениться. Слава Богу, четырехкратного решения загадки про птиц-бутлегеров, транспортирующих контрабанду через границу, больше нет, но этот паззл заменили на такой же про генераторы электроэнергии, который, хвала небесам, не нужно решать четыре раза, но эта головоломка и так является такой же долгой и нудной, как это длинное предложение, растянувшееся аж на 6 строк.
То же самое относится к головоломкам про следующий элемент в числовой последовательности. Они-то просты, но вот в контекст игры вписываются очень слабо. Всё замечательно лишь с загадками, где нужно прокладывать «маршруты» для чего угодно: для Нельсона, который хочет пробраться в комнату незамеченным; для камушка, летящего спецагенту в голову, чтобы отвлечь его, и так далее. Мой личный фаворит – паззлы про направление Луча Разума сквозь Бездну Сумасшествия в мозгах умалишенных.
Но вообще, если хотите получать от геймплея Puzzle Agent 2 удовольствие, сразу откажитесь от жвачек-подсказок. Они на корню уничтожают даже то минимальное удовольствие, которое все эти головоломки способны принести.
***
У Puzzle Agent, как у первого, так и у второго, есть стиль. Стиль этот крайне удачно сочетает карикатурность картинки с её черными контурами в сочетании с рваной, гиперболизированной анимацией, и нарочитую нелепость сюжета, от которого при этом невозможно оторваться. Стиль – заслуга Грэхема Аннейбла, автора комиксов и YouTube-новелл про Грикла (прообраз Нельсона Тезерса), а Telltale просто применили его талант в нужном русле.
Но меж тем вы видите, что оценка у сиквела ниже, чем у оригинала. Причина очень субъективна – в Puzzle Agent 2 саспенса в разы меньше, чем в оригинале. Здесь для его нагнетания просто не хватает времени, ибо игра уж очень быстро раскрывает детали сюжета и отвечает на поставленные ранее вопросы. Да и то не на все – нам до сих пор неясно, кто же, мать их за ногу, эти гномы (игра лишь поведала, откуда они взялись).
Telltale явно не спешат открывать перед игроком абсолютно все свои карты, а наоборот – делают зачин на третью часть, которая переместится на Бермуды. С Айзеком Дэвнером.
P.S. И, возможно, йети.
Автор: Александр Макарович
|