Анонс Max Payne 3 привёл многих поклонников оригинальной дилогии в полнейший ступор. Про что может быть продолжение, если все, кроме главного героя (не считая, конечно, шефа полиции и Моны Сакс – и то исключительно на максимальной сложности) погибли? Как случилось так, что он променял родные «Беретты» на Desert Eagle, чёрный кожаный плащ – на майку-алкоголичку, а родные трущобы Нью-Йорка на фавелы Сан-Паулу? И, в конце концов, какое отношение это имеет к Max Payne? Ответы на все эти вопросы Rockstar дали в свойственной только им манере.
Ошибки прошлого
Как-то в очередной раз заглушая боль от ошибок прошлого и, статься, многочисленных огнестрельных ранений, Макс сидел и попивал виски в одном из заштатных баров Нью-Джерси. И совершенно случайно встретился там своего давнишнего знакомого – Рауля Пассоса, с которым учился вместе ещё в полицейской академии. Макс и Рауль убивают сына видного мафиозного босса, и бывшему копу ничего не остаётся делать, как принять предложение своего друга переехать в Сан-Паулу и стать телохранителем семьи Бранко. Очевидно, что тихая, пусть и сопряжённая с определённым риском, работа, обернулась форменным кошмаром, когда жену Родриго Бранко, Фабиану, похищают прямо на одной из светских вечеринок. Дерьмо, как обычно, попало в вентилятор, и разгребать всё пришлось Максу Пейну.
Как ни старалась Rockstar сохранить преемственность серии в подаче, заложенную финнами из Remedy, раскладывая повсюду отсылки к событиям давно минувших дней и подкидывая достаточно нелепо смотрящиеся и рвущие всё повествование эпизоды в Нью-Джерси, всё равно у них получилась GTA, пускай и с истлевшим запахом первых двух частей Max Payne. Рисованные комиксы сменились полноценными заставками, в которых герои вместо выхолощенного, художественного текста, произносят сплошные ругательства, пусть даже эффект «картинка в картинке» и всплывающие на экране ключевые слова размером с аршин иногда ловко имитируют комиксовый стиль. Место сложных, глубоких персонажей заняли типичные бандиты, продажные политики и коррумпированные копы, родом то ли из Вайс, то ли из Либерти-Сити. Сам же Макс перестал выглядеть как типичный герой фильма-нуар, бросив говорить сложносочинёнными и наполненными метафорами фразами, просящимися на бумагу, заменив его на простой обывательский английский. И даже постоянный, где-то даже чрезмерный поток устных и мысленных комментариев Пейна, в которых изредка проскакивает что-то в духе первых двух частей, едкий юмор и беспросветный цинизм не делает погоды и не превращает эдакий GTA: Max Payne Stories в настоящий и полноценный Max Payne 3. Периодически проскальзывающие посреди электронного эмбиента и нойз-рока оригинальные мотивы лишь укрепляют дистанцию между старым и новым Максом Пэйном.
По слитой в трубу атмосфере «чёрных фильмов», можно, конечно, поплакать, но её отсутствие можно было бы простить, кабы Max Payne 3 был сюжетно хорош сам по себе. К сожалению, новой части похождений Макса не удаётся главное – держать интригу. И первая, и вторая часть очень ловко нагнетали саспенс и очень трепетно относились ко всем действующим лицам. Третья же часть, к сожалению, не производит ощущения чего-то цельного, сливаясь в одно сплошное белое пятно, в котором не различить ни имён, ни мотивов. Действия и телодвижений – предостаточно, а вот глубинной сути – кот наплакал. В этом смысле Max Payne 3 удивительным образом очень напоминает Kane & Lynch 2: Dog Days, даром что новая часть похождений Пэйна так же подаётся с использованием многочисленных светофильтров и наркоманских радужных полосок, которые сюжетно обоснованы постоянным допингом главного героя обезболивающим и алкоголем.
Гнев
С другой стороны, как драйвовый и бескомпромиссный экшен, Max Payne 3 – удовольствие на все деньги. Механика предыдущих частей с постоянными прыжками в рапиде пополнилась системой укрытий, редкими вставками с тиром, парой поездок и… всё. Дьявол скрылся в другом.
Благодаря современному движку и продвинутой физике, старый игровой процесс, практически не изменившись идейно, заиграл совсем новыми красками. Смотреть на то, как Макс в решительном прыжке вылетает из-за стенки и шпигует в замедлении врагов, которые по всем законам физики и лирики отвечают на попадания, можно бесконечно. Даже самая заштатная перестрелка благодаря проработанному окружению и на совесть сделанной стрельбе из солидного арсенала оружия, превращается в настоящий гимн свинцу и пороху. Смерть последнего врага, как и прежде, вызывает бурный восторг – пролёт камеры вслед за пулей, жуткие гримасы погибающего противника, с лёгким звоном падающие гильзы, фонтаны крови – и в первый, и в пятидесятый раз всё смотрится как в самом прекрасном голливудском боевике, благо движок RAGE даже на консолях [а мы, так уж вышло, проходили игру на PlayStation 3] выдаёт какую-то запредельно качественную картинку.
Всё сделано на высочайшем уровне и с маниакальным вниманием к деталям – начиная от того, как Макс прямо во время перестрелок решительно отбрасывает в сторону пустую коробочку из-под болеутоляющих и заканчивая тем, как он группируется в полёте, если игрок по неосторожности не оценил предположительный район падения экс-детектива, отправив его башкой прямиком в стену. Учтён даже такой момент, как изменение внешнего облика главного героя во время действия – ещё чистая в самом начале миссии одежда уже через пять минут будет пропитана потом, кровью и, если ещё неосторожно проехаться по какой-нибудь барной стойке, ещё и спиртом.
Умирать, кстати, придётся очень часто – Rockstar беспощадно отнеслась к сложности, расставив весьма умных и метких врагов на уровнях таким образом, что метаться из-за укрытия в укрытие, прыгать и использовать замедление придётся очень часто. Заветных таблеток даётся самый минимум, а противники охотно пользуются укрытиями, обходят по флангу и идут на сближение, если чувствуют своё превосходство. Иногда это даже кажется перебором – ловко спрятавшийся в углу бандит за мгновение лишает главного героя жизни, отправляя на последнюю точку сохранения, которая была бог знает когда. Головной боли добавляет ещё и тот факт, что таскать с собой целую гору оружия больше нельзя – всего два одноручных и один двуручный ствол, причём Макс, таскает автомат или дробовик в левой руке и если возникнет желание пострелять по-македонски, то с драгоценным крупнокалиберным придётся по понятным причинам расстаться. Реализм поставлен во главу угла, ничего не попишешь. Так что если не считаете себя профи, выставляйте сразу сложность не выше среднего – сбережёте нервы и не смажете впечатление многократными перезагрузками.
Друг с другом
Когда разработчики говорили о мультиплеере, многие игроки так же скорчили страшные рожи, произнося что-то в стиле «Мультиплеер? В Max Payne? Да вы точно издеваетесь!» Но, как оказалось, вписаны многопользовательские баталии в мир игры достаточно неплохо. Дело в том, что все те группировки, что попадут в сингле под горячую руку американца, воюют ещё и между собой и именно в этих войнах и придётся участвовать.
Помимо банальных режимов вроде командного боя, встречаются настоящие шедевры. Как вам, например, «Убийца Пэйна», в котором первый убитый игрок становится Раулем Пассосом, а тот, кто убьёт его – Максом и все те, кто охотятся за ними, получают за их убийство очки и сами становятся героями?
Умудрились разработчики и фирменный bullet-time приплести: во время активации кем-либо из игроков замедления, окружение застывает только для него в небольшом радиусе вокруг, всех остальных это не касается вовсе и время течёт в обычном режиме.
Хороша и прокачка, и кастомизация персонажей. Простора для творчества много и каждый подберёт себе и внешний облик, и набор для вооружения под свой стиль игры. Кто-то предпочтёт легко вооружённого попрыгунчика с хилым здоровьем и высокой регенерацией, а кто-то медлительного увальня в непробиваемой броне.
***
Можно до осиплости в голосе спорить остался ли нуар в Max Payne 3 или нет, оправдано ли решение Rockstar брать не им принадлежащую (творчески, а не © и ®) франшизу вместо того, чтобы делать что-то своё собственное и новое, и так ли нужен ещё один хороший мультиплеер в, по большому счёту, ориентированной на одиночное прохождение игре. С единственным фактом поспорить нельзя никак – Max Payne 3 по-настоящему красивый, адреналиновый, выверенный до мелочей боевик, который может не понравиться разве что снобствующим эстетам и особо рьяным фанатам первых двух частей. Для всех остальных Max Payne 3 окажется одним из главных игровых событий этого лета, если не всего года.
P.S. К локализации Max Payne 3 у нас наличествуют серьёзные претензии. Оставленный, как требует Rockstar, звук местами слишком контрастирует с субтитрами, которые комично и нелепо сгладили весьма острую лексику первоисточника. Самый показательный пример благоглупости переводчиков из 1С: Макс в одной из сцен в порыве эмоций выкрикивает голосом Джеймса Маккэфри (единственное, кстати, что у Пэйна осталось со времён первой части) «God damn it!», а внизу подстрочником идёт «Ядрёна вошь!». Мы, конечно, против замены американских ругательств отечественным трёхэтажным, но почему вместо вполне литературного и более уместного аналога «Чёрт побери!» экс-детектив говорит такую несуразицу – абсолютно непонятно. Как и непонятно, почему в тексте так много машинного перевода, грамматических ошибок и отсебятины. Кроме того, субтитры достаточно мелкие и читаются с большим трудом, что не добавляет призовых очков в копилку локализаторов.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|
странно, что в такой теме ни одного ответа. форум жив?
Но лучше всего о дистанции третьей части от сериала и близости друг к другу первых двух говорит этот абзац рецензии:
"К сожалению, новой части похождений Макса не удаётся главное – держать интригу. И первая, и вторая часть очень ловко нагнетали саспенс и очень трепетно относились ко всем действующим лицам"