Редкий жанр компьютерных игр может похвастаться тем, что появился в природе не как развлечение, а как полноценная обучающая программа. Рубясь в файтинги хоть до второго пришествия, вряд ли вы сможете даже просто сесть на шпагат, не говоря уже о том, чтобы добиться каких-то серьезных спортивных достижений в реальной жизни (фаерболы на соревнованиях пускать запрещают, вы в курсе?). Не думаю также, что «симуляторы» боевых действий, наподобие ArmA: Armed Assault кому-нибудь помогут лучше пробежать кросс по пересеченной местности или освоить навыки обращения с боевым оружием. А вот добросовестные авиасимуляторы хоть и ни из кого не сделают аса мирового уровня, зато базовые теоретические знания об устройстве и поведении самолета в воздухе привить смогут. Особенно отрадно, что на этом поприще наши отечественные разработчики уже давно не являются мальчиками для битья для больших западных дядей. Первой ласточкой на постсоветском пространстве стал «Ил-2 Штурмовик», способствовавший продвижению этого специфичного направления в широкие массы. Однако истинным поклонникам жанра непременно знаком куда более современный и дотошный российский авиасим под названием Lock On. Именно о его очередном аддоне «LockOn: Горячие скалы 2» мы и поговорим сегодня.
У нас снова оттяпали Крым!
Сразу хочется отметить, что на многих тематических форумах описываемый продукт разделил поклонников на два лагеря. Одни негодуют от того, что на статус самостоятельного проекта, выпущенная игра претендовать никак не может. Дескать, изменений преступно мало, внешний вид остался на прежнем уровне (тут они определенно не правы), да еще и небо над Крымом для виртуальных летчиков теперь наглухо закрыто. Их оппоненты самоотверженно загибают пальцы и перечисляют исправления, добавленные студией Eagle Dynamics, и победоносно указывают на полную совместимость с другим хардкорным проектом разработчиков, «Ка-50: Черная акула», в сетевой игре.
Ваш же покорный слуга склонен, после ознакомления с игрой, примкнуть к лагерю оптимистов, признав, правда, и ряд доводов противоборствующей стороны. Да, Крыма здесь действиетльно нет, но только из проекта его убрали не из вредности, а по вполне понятным техническим причинам. Виной тому та самая сетевая совместимость с «Ка-50: Черная акула», где территории ныне незалежной Украины нет, и никогда не было. Сопоставима ли утрата приобретенной выгоде? На мой взгляд, да. Просторов для полетов по-прежнему осталось достаточно, благо у всех нас появилась возможность устраивать полноценные боевые операции с участием, как самолетов, представленных в серии Lock On, так и грозного боевого вертолета. Разумеется, я говорю не о банальном столкновении «лоб в лоб», а о скоординированных боевых операциях.
Теперь немного поговорим о технических и визуальных составляющих аддона. На первый взгляд картинка как будто осталась на уровне предыдущей версии игры, однако со временем понимаешь, что это не так. Просто здешние улучшения не так заметны, как это бывает в играх другого жанра, старающихся сразу бросить пригоршню пыли в глаза: «Мол, вон, сколько полигонов мы потратили на грудь главной героини!». Тут же изначально видна только кабина пилота, да модель самолета, а с этими составляющими у Lock On никогда больших проблем не было. Но стоит повнимательнее присмотреться к окружающим объектам, как начинаешь замечать более правдоподобные снежные «шапки» на вершинах гор, улучшенные текстуры земли и некоторые другие детали, не слишком заметные во время выполнения боевого вылета. Из чисто технических наработок сильнее других обращает на себя внимание положительные изменения баллистической составляющей. Авиационные орудия, неуправляемые ракеты и бомбы стали вести себя честнее, более тщательно просчитывая характеристики орудий, из которых были выпущены снаряды (касается пушек), а также направление и силу ветра.
Откройте тетради…
А вот система обучения азам летного искусства так и осталась на том же уровне, что занести игре в актив никак нельзя. Для тех, кто не знаком с данной серией, а быть может и с другими более или менее серьезными симуляторами, выход только один – достать тетрадь и строчить конспект. Почему? Да просто для осуществления банального взлета в игре предстоит совершить с десяток различных действий. «Отлично! Но ведь мне дадут попрактиковаться перед выполнением боевого задания?» – спросят новички. Боюсь их разочаровать, но интерактивной модели обучения в «LockOn: Горячие скалы 2» нет и в помине. Все, что нам предоставили разработчики – это учебные видеоролики, которые еще необходимо скачать с официального сайта и установить в игру. То есть, новичку по определению придется кроме диска с игрой позаботиться о загрузки довольно-таки объемных материалов, чтобы хоть как-то освоиться.
Предположим, вы это сделали и запустили ролик, рассказывающий о том или ином маневре или технических особенностях модели. На экране монитора происходит череда действий, сопровождаемых дикторскими комментариями, которые, кстати, не всегда отчетливо слышны (разработчики заигрались с эффектом эфирного шума), но все это проходит мимо вас. Попробовать выполнить нужные манипуляции в процессе обучения нельзя, а запомнить все команды на слух попросту нереально. Правда, на сайте имеется текстовая версия комментариев диктора, но не станете же вы каждый раз выходить из игры, чтобы посмотреть какой комбинацией клавиш включаются навигационные огни? Вот и приходиться исписывать листы бумаги или делать пометки на распечатке страницы, дабы освоить простейшие маневры «с нуля», хотя бы за 2-3 дня.
Одно хорошо. Для преданных фанатов матчасти все это настоящий рай. Можно часами изучать отличия индикаторов ИЛС, расположение и показания многочисленных приборов у различных самолетов. Правда, от лица менее усидчивых товарищей хотелось бы обратиться к разработчикам, с просьбой делать в своих будущих проектах действительно интерактивные учебники, а то чистые тетради у меня закончились еще с ВУЗ'овских времен.
На взлет?
Рекомендовать «LockOn: Горячие скалы 2» ярым поклонникам жанра бессмысленно, однако вовсе не потому, что игра оказалась недостойной. Просто наверняка они уже инсталлировали ее на свои компьютеры, не дожидаясь чьего-либо стороннего мнения о проекте. Посоветовать же сей продукт новичкам можно, но только с очень большими оговорками. Например, вы не должны бояться долгого процесса обучения, а еще обладать ангельским терпением, ибо желающим в первый же день крушить самолеты и наземную технику противника подобные проекты противопоказаны.
Автор: Александр Соколов
|