- Ох, голова побежала-а...
- Завтра догонишь.
Диалог старшины и больной зенитчицы из х/ф "А зори здесь
тихие"
Вот меньше всего в эти жаркие летние деньки мы нуждаемся в церебральных
экзерсисах. О да, я нарочно подобрал заумные, малопонятные
(первостепенную важность играет факт наличия во всероссийском лексиконе)
слова, не сильно утруждаясь их значениями. Вам понравилось? Я просто
хотел сказать, что меньше всего сейчас, когда мозг закипает быстрее
видеокарты, нам нужны пресные развлечения, этот самый мозг напрягающие.
Виртуальные шахматы - боже упаси! Что? Стилизация под фэнтези и крутые
спецэффекты? Ну о’кей, почти убедили... А что скажете на счёт
какого-нибудь футбольного менеджера или там, чего гуще, глобальной
экономической стратегии, м? Они ж все такие строгие, унылые, скучные, и
вообще солнце печёт… Ой, вы, что ли, фанат? Они тоже? А я чё… я ничего!
Хороший жанр, говорю, интересный, ага!
Вот и славно
Так и быть. Странное, тут же замечу, дело: речь ниже и до самого финала
пойдёт о наполовину как раз таки глобальной стратегии, наполовину
варгейме, но при этом знакомыми шведскими портянками и не пахнет. То
бишь это не Paradox Interactive. Нонсенс какой-то. Даже мало того
– игру анонсировали аж шесть лет назад и обещали выпустить тогда же, а
получили мы её, как видите, ну… как видите.
Кстати о две тысячи одиннадцатом и самой игре (Storm:
Frontline Nation). Именно этот год, в котором, к слову, мы
нынче вполне безбедно поживаем, является, по мнению Colossai
Studios, пресловутым началом конца. Про альтернативную историю
слышали? Нет, не совсем фантастика, а именно альтернативная история.
Якобы в далёком, недосягаемом прошлом, незадолго до момента зарождения
человечества, на Земле уже имела место мировая ядерная война, вполне
обоснованно уничтожившая тогда почти всё живое. А выжившие то ли вымерли
сами по себе от внезапного исчезновения цивилизации (читай: туалетной
бумаги), то ли начали жизнь сначала, став теми, кого сегодня принято
считать первобытными.
Всё бы ничего, но для кого-то сомнительную, а кому-то
логически-достоверную теорию подкрепляют частые незаурядные находки
археологов, удостоверяющие наличие в адамовых веках высоких технологий.
Впрочем, сколь это слышится и смотрится правдиво, столь же может
оказаться и банальной шуткой скучающих историографов; важен же во всёй
этой хронологической катавасии мораль, вывод и прогноз: мы своё
тарабарское бытие, причём скорее уже завтра, прервём именно тем же самым
образом – к чертям друг друга пережарим, господа. И вот как не поверить?
Война войной, а рецензия по распорядку
Но только не подумайте, что первая треть обзора снова потрачена впустую.
Ваш покорный всё стратегически предусмотрел (теперь-то он умеет):
предыдущие два абзаца – это сюжет. Повторим и обозначим твёрдо: Storm:
Frontline Nation – глобальная стратегия с примесью варгейма
про то, как все страны Европы и не только одновременно и окончательно
потеряли рассудок, и началось это – правильно – в 2011 году. Игра
моделирует не историю и не позволяет пережить то, что уже не раз было
видано где-нибудь в Hearts of Iron или Europa
Universalis. Игра моделирует межгосударственные военные
прения будущего, и точка.
Впрочем, относительно элементарных фактов, примитивных закономерностей
и, опять же, истории, S:FN не моделирует вообще ничего
или очень мало чего, вот так. Это разочарование номер раз. 45 стран и
порядка ста крупных городов, плюс примерное их расположение на карте
Европы – вот и вся ценность, которая исключительно, как видится,
географическая. Никаких справок, интересных заметок и биографий
личностей, пусть и надуманных, с которыми ассоциируется то или иное
государство. Ничего. США вон (куда ж без неё) стартует на фронтах Египта
и за два хода, то есть месяца, его низвергает… Хотя стоп! Постойте, мы
же говорим о будущем, а о нём, по сути, никто ничего именно и не знает…
Хорошо, проехали. Да-да, «претензии высосаны из пальцы», идём же дальше!
Поговорим о деле. Поле брани – Европа, как уже сказано, однако справа
карту слегка урезали, отчего пострадала прежде всего Россия. Ну ладно, и
Украина. Подобные операции сказываются на количестве регионов, из
которых состоит каждая и стран, а регион – это источник дохода, и чем их
больше во владении – тем, понятно, выше общая прибыль. Это, в принципе,
единственный весомый мотив в пользу агрессии и захвата чужих территорий.
Другой причиной может послужить, кстати, крошечные габариты соседа: как
помню, очень уж захотелось мне, будучи главой нашей с вами страны, с
ходу заграбастать малюсенькую, казалось, безобидную Эстонию – и тут
началось…
Хочешь войны – готовься к войне
Началась, как понимаете, она самая, причём не простая, как сдуру мне
вообразилось. Помимо самих государств имеется некий абстрактный Союз
Наций, в который входят все. Это значит, что при попытке захвата
одинокой державы вы автоматически сталкиваетесь с невидимым её
подкреплением, в самый неподходящий момент отсылаемым «свыше». Также
внезапно может опомниться и какая-нибудь Норвегия, которая к обиженной
Эстонии не имеет никакого отношения. Впрочем, это не минус, особенно
когда тем же самым образом кто-то может вас и поддержать – со мной,
например, тут же подружилась Украина и вовремя прислала танки!
Вообще, стратегическая часть, по существу, элементарна. Толковых боевых
единиц немного: пехота (инженеры, горные рейнджеры, штурмовики и
десантники), плюс танки с артиллерией и ПВО (по единственной, заметьте,
модели) да всякие истребители, которыми нельзя управлять напрямую. Ещё
есть корабли, но им страшно не повезло – сражаться они могут, но не в
тактическом режиме, да и пространство для манёвра у них попросту
отсутствует; весь праздник, причём не очень-то фееричный, творится на
материке. Это что касается огневой мощи.
Хотя к ней можно добавить ветки исследований, отвечающие за химическое,
биологическое и ядерное оружие – тут-то уже становится бодрее, только бы
дожить до того дня... А что вы щуритесь, господа миролюбивые? Радоваться
солнцу и вдыхать слаобзагрязнёный воздух подолгу вы не сможете при всём
желании - Storm: Frontline Nation не
поощряет… сосунков, как мне тут подсказывает дружище Дюк Нюкем. Дай
пять!
И всё ж коль вы вегетарианец…
…есть для вас кое-чего, уж ладно. Шпионы. А ещё Спецотряд. Ну, ясное
дело, первые всячески шпионят, выискивают, раскрывают, саботируют и, в
общем, оказывают стране поистине грандиозную услугу. А вот вторых, уж
знаете, могло бы и не быть – они, по сути, просто саботируют, украдкой
проникая в оппонентский город или морскую базу и устраивая там едва
ощутимый кавардак, понижая тем самым тамошнюю опять же производственную
мощь.
А условные денежные единицы между тем – не единственный ресурс, который
можно считать основным (другого-то и нет, ха-ха) - есть ещё энергия. Она
уже берётся из электростанций, которые необходимо строить на упомянутые
средства. Всего видов строений шесть – порт, гарнизон, атомная
лаборатория, ракетная шахта и аэродром, не считая упомянутого - и в
рамках одной провинции дозволено строить лишь что-то одно. Представьте
себе, какого той же Эстонии, состоящей из то ли четырёх, то ли пяти
таковых!..
Пятачок, неси ружьё!
Ой, а как там дела у, наконец-таки, долгожданного варгейма, то бишь
самих боевых действий? Смею разочаровать, могло быть и лучше. С одной
стороны, есть гексагональная карта умеренных размеров, зависящих от
размера зашедших на неё войск, мало того – она то и дело генерируется
случайно! Более того, элемент разнообразия присутствует в полном мере:
смена дня и ночи, между прочим, отражающаяся на боевых действиях;
контрольные точки, захват и удержание которых даёт нехилое преимущество;
наличие особых гексов, скажем, с колючей проволокой, препятствующих
продвижению пехоты – это не говоря вообще о ландшафте, который
достаточно многообразен и, конечно же, неслабо влияет на сражение.
Казалось бы, всё прекрасно – веселись, не скучай! Но.
***
Но, простите меня за бестактность, не пойму, не пойму, куда делись эти
пять-шесть лет. За тот срок, на какой растянулась разработка игры, можно
было изготовить памятник. В смысле, шедевр или хотя бы знатное попурри,
проект то есть во многом безупречный. В данном случае: стратегию, в
которой не просто куча аппетитных возможностей, а каждая эта возможность
поражающе лоснится немереной кучей ещё более мелких. Это означает, что
она глубокая, многогранная, действительно выдающаяся. Но эта – пустышка.
Возьмите так называемый пресс-релиз, вот эту вот небольшую кипу бумаг,
на которых расписаны особенности проекта (представим на секундочку, что
такие существуют) – возьмите и присобачьте к карте Европы. Теперь
играйте. Не выходит, да? Только если как настольная? Нет, понятное дело,
что это глобальная стратегия, жанр, отроду не видавший таких страшных
слов, как «геймплей» и «графика». Но в Colossai Studios
попытались это исправить. Не вышло. Вышло скудно, некрасиво, неудобно,
плоско.
А как настольная – да, вполне.
Автор: Руслан Печников
|