Невероятно нелепо и обидно. Нелепо и обидно писать про игру, которую ещё толком не изучил. Несмотря на (не)честно скованные лучшие доспехи, выполнение большей части гильдейских квестов и поручений лордов даэдра (безумный старичок Шеогорат, как всегда, отжигает), исследование почти всей карты и прочая, и прочая, и прочая понимаешь, что всё это – капля в огромном море, в котором ты отплавал за полсотни часов, но ещё не знаешь всех его секретов, интересностей и вкусностей. А счётчик дней до сдачи материала уже давно показывает ноль.
У, здесь народ, кофейку он нальёт
Первое, что надо сразу уточнить, говоря о The Elder Scrolls V: Skyrim – что это RPG не о том, как неизвестный герой, рождённый от неизвестных родителей©копирайты Bethesda, руками не трогать оказался по крови Драконорожденным или, говоря на языке чешуйчатых летучих рептилий, Довакином, и спас северную провинцию Скайрим от нашествия от предсказуемо пробудившихся драконов. Основной сюжет, как повелось после The Elder Scrolls III: Morrowind у Bethesda, получился достаточно скомканный и короткий, так что любителям увлекательных интригующих историй лучше проследовать хотя в тот же Dragon Age – основное же предназначение главного квеста же – помочь вжиться в роль убийцы драконов и обучиться использованию драконьих кличей. После чего пуститься в странствия и начать проживать другую жизнь в другом мире, что давно стало основной фишкой серии.
Жизнь, кстати, в отличие от того же The Elder Scrolls IV: Oblivion, который ругали за огромное число условностей, тут по-настоящему интересна и разнообразна. Каждый сможет найти себе занятие по вкусу или попробовать всё и сразу.
Сангвин, мой брат
Кто-то сначала пойдёт по карьерным лестницам в организованных скайримских группировках, благо выбор предоставлен достаточно широкий: любимое многими Тёмное Братство и Коллегия Магов, Гильдия Воров и Гильдия Бойцов (тут они на местный манер названы Соратниками, но суть неизменна) как всегда в строю, плюс наличествует пара антагонистических организаций – Имперский Легион и Братья Бури, первые из которых ратуют за единство Скайрима и Империи, а вторые – мечтают о независимости.
Кто-то наверняка пойдёт втираться в доверие к тутошним князькам – ярлам, число коим целых девять, получая в награду возможность стать местным феодалом и иногда шалить, выходя за рамки закона. Более предприимчивые и находчивые будут искать встречу с лордами даэдра, чьи задания, как повелось, нередко будут отдавать лёгкой степенью шизофрении, которая оправдана весьма солидными наградами в виде именных артефактов. Четвёртые обязательно станут расспрашивать каждого встречного и поперечного на предмет наличия самых разнообразных поручений, которые находятся в категориях от банальных принесительно-подавательных до самых настоящих детективных историй, с детально прописанной предысторией, качественными диалогами (не в пример сюжетной скучнятине) и скриптовыми сценками на движке.
Самые же сердобольные будут просить работу в тавернах или у муниципального начальства. Весёлый рандомайзер с радостью подберёт приключенцу в соответствии с его уровнем непосещённое место на карте и отправит туда выкашивать великанов, драконов или кого помельче – чаще всего бандитов. В принципе, если тот же Oblivion или Fallout 3 чисто теоретически можно было пройти, то Skyrim воистину бесконечен.
Потому как кроме побочных и случайно генерируемых квестов в Skyrim можно вести существование одинокого охотника, которому абсолютно плевать на летающих драконов и какие-то там предсказания Древних Свитков. Знай себе бей оленей из лука, шей из шкурок доспехи и продавай их на местном рынке, благо крафтинг теперь действительно полезен – ни лучшей магической брони с оружием, ни полезных зелий без знания мастерства кузнеца, алхимика и зачарователя не получить. Так что, так или иначе, место у станка, бишь у горна, занять всё же придётся, если возникнет желание, например, одеть на себя даэдрический доспех.
Как прекрасен этот мир, посмотри
К исследовательско-приключенческому стилю игры провоцирует и сам мир. Местная экосистема превосходно существует и без игрока, показывая исправно функционирующее живое пространство. Вокруг всё постоянно движется: гиганты пасут своих мамонтов, волки гоняются за оленями, талморские юстициары, нынешние представители власти в Империи, конвоируют заключённого, то и дело мимо проносятся драконы. В городах кузнецы скоблят кожу, куют мечи, ходят на склад за материалами и возвращаются обратно, уличные бродяги просят монетки, а стража патрулирует улицы. Сам мир под стать живущим в нём - огромные заснеженные просторы северной провинции поражают взгляд даже самого привередливого игрока своей ручной выделкой и невероятным художественным исполнением. Покрытые мглой шапки высоких гор, горные речушки со стремительно бегущей водой, торжественно блестящие и заполненные странными паровыми агрегатами развалины двемерских руин (фанаты Morrowind тут пустили ностальгическую слезу и побежали в магазин), угрюмые могильники нордов, пастбища мамонтов, милые деревушки, абсолютно непохожие друг на друга города и заброшенные форты… нередко перебегая из пункта А в пункт Б по каким-то своим делам просто останавливаешься, дабы полюбоваться на местные красоты – настолько всё с чувством, с толком и любовью всё сделано, причём это спонтанное желание на минутку оглядеться не перестаёт возникать даже спустя двадцать, тридцать и даже сорок часов игры. Художники Bethesda умудрились сделать так, что ни про один даже самый завалящий кусочек территории Скайрима нельзя сказать, что он сделан халтурно или авторы с чем-то перегнули палку – даже пресловутые пещеры, которые до безумия всех раздражали в TES IV, тут сделаны на крепкую пятёрку.
И устаревшая порядком графика ничуть этому, к слову, не мешает – стиль искупает абсолютно все огрехи старичка Gamebryo, которого не скроешь за косметикой и новым именем Creation Engine. А ещё музыка, которая идеально ложиться фоном, создавая вместе с визуальным рядом изумительное ощущение сопричастности к миру по ту сторону монитора – Джереми Соул, в этот раз, похоже, превзошёл сам себя, каждый раз собирая тонну мурашек по спине, пробегающих от прослушивания заглавной темы.
Орк рубить
Говорить после всего вышесказанного о таких приземлённых вещах как ролевая и боевая система попросту не хочется, хотя изменений Bethesda было привнесено немало.
Очередной приступ упрощения, накрывший разработчиков, отправил на свалку все атрибуты, оставив лишь манну, здоровье и выносливость. Знаки зодиака отправились в ту же хардкорную степь из былых времён – теперь бонусы, которые они давали, можно получить, активировав раскиданные по всей провинции Камни судьбы. Главные и побочные навыки низведены до одного ранга – взамен мы получили лишь возможность выбрать перки, например, уменьшение затрат магической энергии на произнесение заклинаний определённых школ, увеличение урона и так далее. Кроме того, были безжалостно вымараны рукопашный бой, атлетика, акробатика, школа мистицизма, а абсолютно всё оружие было безжалостно поделено на одноручное (топоры, посохи, мечи и булавы) и двуручное (секиры, двуручные мечи и боевые молоты).
Конечно, поклонники традиционных RPG такому вряд ли будут рады, но, как бы это не звучало странно, выглядит нынешняя схема достаточно приятно и понятно, кроме того, сама традиционная механика ничуть от этого не пострадала – даже при такой жестокой ролевой кастрации никто не мешает по-прежнему отыгрывать роль невидимки-убийцы, вора-карманника, хитрого лучника, профессионального бойца или хилого мага в тряпичных одёжках.
Особенно удачной смотрится такая система в рамках новой боёвки, которая позволяет взять по мечу в каждую руку и со смаком при удачном стечении обстоятельств добивать поражённых противников или наоборот – жарить с обеих рук молниями прямо как небезызвестный император из «Звёздных войн».
Единственное, что действительно смотрится плохо из нововведений The Elder Scrolls V: Skyrim – отвратительный интерфейс, который даже никто и не думал адаптировать к мыши и клавиатуре. В результате человеку, который до сих пор помнит великолепный и настраиваемый под любые нужды интерфейс третьей части Свитков, пользоваться этим заточенным под геймпад убожеством будет очень и очень трудно как морально, так и физически. Впрочем, это мелочи, которые наверняка исправят фанаты после выхода Construction Set.
***
The Elder Scrolls V: Skyrim – это лучшая ролевая игра на сегодняшний день, главный претендент на звание Игры Года, - и каждое слово в этом определении хочется подчеркнуть несколько раз. Как бы вы не относились к ролевым играм, к сериалу Elder Scrolls, к компании Bethesda – сыграть в это должен каждый, потому что игры такого уровня художественного исполнения, масштаба, продуманности и глубины выходят дай бог раз в пятилетку. Вот увидите, The Elder Scrolls V ждёт очень долгая и счастливая жизнь.
P.S. О качестве локализации судить строго нельзя – объём перевода и правда нешуточный, так что количество двусмысленностей, неточностей перевода и прочего спишем на некислый масштаб работ. Про традиционно обычную озвучку как-то и говорить не хочется. В общем и целом, скачивание из Steam оригинальной английской версии (при желании - с русским текстом, для чего из папки Data берутся два файла Voices.bsa и ExtraVoices.bsa и кладутся с заменой на обновлённую русскую версию) всячески рекомендуется.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|