Некоторое время назад, если верить гласу народа и мнению прессы, жанр стратегий tower defense переживал «второе рождение». Нельзя сказать, что они неправы. Warcraft III: Defense of the Ancients с самого своего создания не теряла актуальности с самого своего создания в 2003 году – и не потеряет, поскольку DotA 2 разрабатывается уже без привязки к Warcraft III, да ещё теми же людьми (студия IceFrog), да ещё под крылом Valve, которые спустя столько лет наконец спохватились и взяли шефство над юными дарованиями. Впрочем, не с «Дотой» связаны были надежды на возвращение башенно-оборонительных игр на большую сцену.
Скромная казуалка Plants vs. Zombies в простой и понятной даже ребёнку форме растолковала о том, что такое tower defense такой широченной аудитории, что дай Бог каждому. Может, жанр и не находился при смерти, скорее в глубокой апатичной задумчивости. Яркая, по-детски нарядная и в тоже время саркастичная и глубокая игра обратила внимание на всех своих собратьев с серьёзными минами. И понеслась: Sol Survivor, Dungeon Defenders, прочая, прочая. При этом в них чаще всего первоначальный принцип лабиринта был либо забыт вовсе, либо задвинут на задний план. С этой точки зрения, Defenders of Ardania – возврат к истокам. Но насколько удачный?
Извилистыми тропами
Самым приятным отличием вселенной Majesty от прочих фэнтезийных сеттингов была замечательная ирония, пронизывающая мир – так необычная стратегия непрямого контроля своё призвание высмеивать штампы и клише ролевых игр. Вопреки здравому смыслу, Most Wanted Entertainment оставили от былого юморного великолепия оставили только некоторые реплики персонажей в заставках; внешне и духом Defenders of Ardania похожа скорее на сказочно-цветастую Heroes of Might and Magic V, чем на своего идейного наставника. Теперь игровая действительность тщательно следует популярным тенденциям жанра. На королевский замок ВНЕЗАПНО нападает некий взбунтовавшийся лорд, не менее внезапно оказавшийся колдуном-некромантом. Усмирением наглого феодала дело не ограничится – монарх отправится в не очень продолжительный поход (часов пять, около двух десятков миссий), дабы найти источник, откуда лезет всяческая нежить. Скучно, банально? Зато к игроку по-прежнему обращаются «your Majesty!», что радует несказанно. Некоторые традиции нельзя трогать под страхом отсечения конечностей.
От традиции непрямого управления не отказались – в рамках tower defense такой фокус провернуть нелегко. Итак, на карте – два, а то и четыре замка, один из которых принадлежит игроку. Пространство, разделяющее крепости, поделено на равновеликие клетки напоминает диковинный лабиринт со множеством ходов и переходов. Есть уровни попроще, но в общем и целом поля битв не только не вызывают нареканий, но и радуют глаз: например, вознесённая в облака вершина обители магов. Разумеется, мы уже ждём недружелюбных гостей, которые так и жаждут погибнуть под шквальным огнём наших оборонительных сооружений. Разнообразие таковых невелико, но больше и не нужно; предел в 20 башен не позволяет особо раскочегариться. Для разных целей – разные орудия: баллиста мечет пудовые стрелы с частотой метронома, катапульта раскидывает взрывоопасные глыбы в приличном радиусе, гномий огнемёт, понятное дело, поджаривает мимопроходящих интервентов. Убитые нелюди пополняют казну, которая тратится на башни, их улучшения, заклинания массового и точечного поражения, а также на армию. Армию?
Мудрый Загаду и сорок разбойниц
В отличие от привычных стратегий класса tower defense, в Defenders of Ardania игроку отводится роль не только защитника, но и нападающего. Как в Rock of Ages, только традиционней. Все карты «отзеркалены» так, чтобы вы и ваш противник были в равных условиях. Да, вам придётся давить врага своими собственными войсками, которые, как очевидно, получат на орехи от неприятельских башен, пока будут топать до цели. Недостаточно отсидеться за неприступной обороной, пока не угомонится супостат – надо навести свой порядок в его логове. Средства одни и те же что у противника, что у вас – различия косметические и незначительные.
К вашим услугам несколько типов войск, из которых формируются волны – так сказать, клин клином. Копейщики робко семенят тройками и поразительно быстро мрут, но стоят копейки. Мечники вальяжно шествуют навстречу славе или бесславной гибели, прикрываясь щитом. Колдуны ковыляют со скоростью заправского пенсионера и укрываются под волшебным щитом, спасаясь от вражеских атак – а сами безнаказанно ломают строения врага сферами из пламени… пока не кончится заряд их магического «панциря». Гномы раздают оплеухи наступающей нечисти – прочие вояки игнорируют волну атаки. Юниты приобретают опыт и потихоньку растут в уровнях – новые, само собой, старые-то назад дорогу не найдут либо сгинут в пути. Раскачанный до упора тип войск позволит нанимать героя – редко и дорого, зато эффективно; богатырского роста пикинёр, бегущий под шквальным огнём – явление редкое, зрелищное и разрушительное.
В итоге перед игроком стоят две задачи одновременно: отстоять целостность архитектуры своей цитадели и нарушить таковую у цитадели вражеской. Принцип защиты здесь, по сути, один: максимально удлинить путь недругу. Недаром карты напоминают лабиринт: здесь поставим башенку, там – ещё одну, заткнём эту дыру - теперь кому-то предстоит такой солидный крюк сделать, что уже нет смысла выходить за ворота. Заметьте – вашим бойцам не миновать той же дороги, пусть и в обратную сторону. Чтобы вы не заскучали в кривых ходах оборонительных сооружений, в Defenders of Ardania есть летающие юниты. Они следуют своему воздушному коридору, игнорируя все наземные препятствия. Разумеется, противовоздушная оборона тоже есть, только от массированного налёта она поможет так себе.
Не удивляйтесь, когда враг соорудит что-нибудь страхолюдное в двух шагах от вашей крепости. Каждая новая башня расширяет зону застройки, ограничиваясь лишь небольшой запретной территорией вокруг замка оппонента – чтоб не было абсурда. Как результат – вышки обоих игроков торчат по всей карте, удлиняя путь и перекрывая кислород. Поначалу в этой вакханалии разобраться нелегко, но башни визуально легко различимы, и понимание ситуации на поле уже не уходит.
Длинной вереницей идём громить гробницу
Казалось бы, сейчас должна пойти речь о многообразии тактик и глубине стратегии – не в этот раз. Единожды распробовав беспроигрышный рецепт, вы вряд ли выберете иной путь. В одиночной кампании на этой «нащупывание» потребуется миссий 7-8, потом вас всё более будет удивлять тривиальность заданий и беззубость компьютерного противника, который спасается лишь безбожным читерством. Чтобы создать искусственные сложности, Most Wanted Entertainment ввели в игру обилие ограничений: на размер золотого запаса, на численность армии, на количество башен. Наконец, в двух финальных заданиях помимо банального сноса крепости потребуется уложить на лопатки босса с воистину немыслимой прочностью. Такая рожа в один заход угробит вашу твердыню – не спешите покушаться на вражеский оплот!
При этом заметно (внимание! Издатель – Paradox Interactive, верные адепты PC), что управление заточено под консоли. Курсор закреплен в центре экрана, все списки зациклены, а мультизадачность не поддерживается – не рискуйте жать Alt-Tab, ведь в Defenders of Ardania нет такого понятия? как сохранение.
***
Симпатичная, но слишком топорная реализация идея «tower defense наоборот». К счастью, игра не успевает надоесть: кампания коротка, а одиночные миссии лишь повторяют её отдельные этапы с различными условиями.
Автор: Евгений Баранов
|