В последние десять лет в игровом дизайне наметилась тенденция к максимальному упрощению участи игрока. Добрые разработчики и точки сохранения бережно понатыкают через каждые сто метров, и главного персонажа подкинут такого, что врагам впору будет проще сразу оканчивать жизнь самоубийством, и уровней сложности сделают целую кучу, так чтобы даже самый криворукий не ушёл обиженным.
Многих игроков-старожилов, которые ещё помнят славные времена хардкорного прошлого, никак с этим не могут примириться и часто бухтят на тему того, что вот, дескать, никакого интереса, никакого вызова, во всём виноваты жалкие консоли.
И вот тут-то те самые жалкие консоли приходят, чтобы дать всем старпёрам такой удар под дых, что от него тяжело оправится. Консольный хит, идейный наследник Demon’s Souls, одного из лучших эксклюзивов PlayStation 3, Dark Souls приходит на ПК. С многочисленным дополнительным контентом и говорящим подзаголовком Prepare to Die Edition.
Приготовься сдохнуть
Если вы всё ещё сомневаетесь, что лозунг игры «Prepare to Die» (с англ. «Приготовься умереть»), попавший и в название дополненного издания – это так, красное словцо, рекламная замануха, то вы глубоко ошибаетесь. Смерть – это главный учитель и движущая сила игрового процесса Dark Souls и самое главное, что нужно сделать, так это смириться с её неизбежностью. Одно и тоже место, возможно, придётся проходить десять, двадцать, а то и тридцать раз – и так практически всю игру, с самого начала до финальных титров.
При этом в отличие от многих сложных игр, проект From Software хардкорен весьма честно. Да, завалить главного героя может пара самых захудалых скелетов – ну так извините, наверняка по глупости открылись для атаки, не пользовались блоком, щитом и перекатами. Да, какой-нибудь десятиметровый босс с огромным дрыном может отправить на последнюю точку сохранения с одного единственного удара – значит, пардон, сами же и виноваты, ведь у гигантов обязательно есть весомые слабости, ведь чем больше по размеру монстр, тем выше шанс того, что у него есть «мёртвая зона», откуда его можно безопасно лупасить, не рискуя попасть под раздачу.
Конечно, первое время бесконечные смерти безумно раздражают. Ведь после гибели персонажа он возрождается на последней точке сохранения, у походных костров, и теряет все накопленные им души, которые нужно вернуть на месте гибели – вот так раз – снова пробившись через всю толпу врагов, что уже были убиты. И если это не произойдёт, то всё накопленное потом и кровью будет потеряно безвозвратно. Впрочем, иногда это даже полезно – фарм как элемент игрового процесса здесь также оправдан, поскольку выпадающие из врагов души являются одновременно и игровой валютой, на которую у торговцев покупаются все припасы, и очками опыта, которые вкладываются в навыки.
Бессмысленная и беспощадная смерть отбирает у героя ещё одну ключевую вещь в мире Dark Souls вещь – так называемую «человечность». Дело в том, что по сюжету мы играем нежитью, который может вернуть себе нормальный облик, только пожертвовав костру эту редкую субстанцию. Превращённые в людей имеют больше сопротивляемости к проклятиям, бонусы к некоторым видам оружия и высокую прибавку к шансу получить с убитых монстров что-то большее, чем только души. А ещё лишь потратив человечность можно возжигать костры, которые дают после этого в два раза больше эстуса – местного напитка, служащего для восстановления жизненной силы. Кроме того, только лишь будучи человеком, можно призывать в свой мир добрых фантомов у меток призыва (в том числе и других игроков – таков здесь местный мультиплеер) и вторгаться в чужие – и не обязательно с добрыми намерениями.
Боевая система тоже не простая. Магия, четыре типа удара, причём у разных мечей одного и того же типа они могут быть абсолютно разными, блок, парирование – все противники требуют особого подхода и стоит лишь на минуту позабыть о тактике, как вновь ты встречаешься с вездесущей смертью. И это уже не говоря о различных типах урона, необходимости улучшения оружия и доспехов у кузнецов и прочем, и прочем. Если все остальные игры сделаны с тем расчётом, чтобы вы обязательно их прошли, то Dark Souls создан в совершенно ином ключе – каждая фишка служит тому, чтобы вы бросили игру. Даже банальной паузы в Dark Souls: Prepare to Die Edition нету. Позвонили друзья, отвлекли родственники или вам, простите, приспичило во время изнурительного сражения? Ну, что поделать, скорее всего придётся снова, в тысячный раз, умереть.
Ты здесь одинок
Второй лейтмотив игры после бесконечных смертей – это одиночество. Мрачный, гнетущий мир и враждебное окружение ни на секунду ни дают расслабиться. Отсутствие карты и каких-либо квестовых элементов лишь усиливает ощущение приключения – опасного, рискованного, но почему-то безумно затягивающего. Оставленные другими игроками послания на земле (не абы какие, а только лишь составленные из шаблонов) зачастую единственное, что может поддержать в этом жутком месте. Может быть, именно поэтому перед боссами на земле чаще всего можно прочесть разве что: «Удачи!» - надеяться здесь можно лишь на себя.
Японцы из From Software знают какой-то секрет, как из средневековых крепостей, гнетущих подземелий, тёмных лесов, жутких болот, полных чудовищных существ, сочинить такой мир, который, несмотря на его враждебность, почему-то хочется исследовать, изучать, искать новые способы убийства монстров, новые пути развития персонажа и так далее. Этому способствует не только первосортная в своём художественном исполнении картинка. Поверьте, лязг доспехов, мерный топот ног персонажа по подземелью и истошные крики врагов точно не скоро уйдут из вашей головы.
И этому ничуть не мешает главная очевидная проблема Dark Souls. А именно качество портирования. Непривычное (назвать его неудобным язык всё же не повернётся) управление ничто по сравнению с взятым за основу разрешением в 720 строк, ограничением в 30 кадров в секунду и доставшимся ещё с консольных версий периодическим их проседанием вплоть до десяти. From Software оправдывались техническими ограничениями, которые накладывает перенос на ПК, что, впрочем, не помешало фанатам в течение суток после релиза выпустить фикс, который избавляет игру от множества технических проблем, в первую очередь фиксированным разрешением и ограничением рендера.
***
В любом случае, даже далеко не лучшее качество PC-версии не умаляет качества игры. Dark Souls: Prepare to Die Edition – это умная, по-хорошему сложная и до безумия увлекательная action\RPG, которая влюбит в себя любого, кто давно перестал искать в современных играх хардкор, но при этом ценит атмосферу, механику и дух приключения. А вы готовы умереть?
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
При написании данного обзора ни один автор не пострадал. Во всяком случае, серьёзно.
.
Автор: Данил Ряснянский
|