Ни одна независимая игра не была так облюбована прессой на стадии разработки как Contrast. Её холили и лелеяли, посвящали многостраничные превью, а на прошедшей в Лос-Анджелесе Е3 2013, кажется, только ленивый не присвоил ей какой-нибудь титул или награду.
Впрочем, это обожание и любовь понять было легко и просто – в рамках пятиминутных трейлеров и коротеньких показов для прессы Contrast выглядела дивно. Особенно для игры, которая лишь на последнем этапе разработке получившая серьёзного издателя.
Бурлеск
Главная героиня игры – маленькая девочка по имени Диди, которая очень любит совать свой прелестный носик не в свои дела и попадать в удивительные приключения. Житьё у неё, надо сказать, весьма грустное – мать не ночует дома, работая в кабаре певичкой, отец ушёл из семьи и никак не участвует в воспитании дочки. У Диди есть всего один настоящий друг – некая мистическая девушка по имени Дон (Dawn, с англ. «рассвет»), которая видна исключительно Диди.
Приключения Диди и Дон начинаются в сюрреалистичном европейском городе образца 1920-ых годов. Дождливая погода, мокрые улицы, кабаре, бары, тусклый свет фонарей, джаз – всё это работает на создание удивительной атмосферы фильмов жанра нуар. А уж когда мать главной героини, Кэт, называет своего мужа «каруселью разбитых мечтаний», на ум сразу приходит какая-нибудь «Касабланка» с Ингрид Бергман и Хамфри Богартом в главных ролях.
Несмотря на это, история Contrast не пленяет, не удивляет, не доводит до слёз умиления и не заставляет пристально следить за её развитием. Какого либо идейного и художественного посыла в истории о взаимоотношениях Диди и её семьи нет, о роли Дон и точном источнике её появления приходится только догадываться и даже разбросанные тут и там документы, аудиозаписи и прочие собираемые предметы не проливают свет на многие вопросы. Что нам с того, что все герои действа, кроме самой Диди, видятся нам тенями, если в этом нету какого-либо однозначного смысла? В любом случае, сердечности и теплоты истории, равно как и потрясающей атмосферы у Contrast, как ни крути, не отнять.
Останусь тенью на стене
Несмотря на то, что главной героиней истории является Диди, играть нам приходится за Дон. Наша подопечная обучена немногому – таскать ящики, дёргать рычаги, высоко прыгать, совершать рывок и, самое главное, оборачиваться тенью. Происходит это весьма тривиальным способом – если героиня находится около освещённой стены, то по нажатию одной кнопки она переносится из трёхмерного пространства в 2D, а камера меняет перспективу.
Соответственно сам игровой процесс и состоит в комбинировании трёхмерного и двухмерного платформинга с решением многочисленных задачек. И именно тут и кроется вся закавыка, которая всё портит.
Чем отличается хороший паззл-платформер от плохого? Хороший умеет медленно и доходчиво вводить игрока в свой мир, знакомить со своими правилами и показывать свои возможности. Например, так делала дилогия Portal – сложность там нарастала очень медленно, все ходы были до мелочей продуманы дизайнерами, а новые фишки вводились ровно в необходимой в каждый момент времени дозе.
В Contrast же всё иначе. Местные паззлы примитивны, просты, но их решение подчас бывает совершенно запутанным и вместо того, чтобы испытать удовольствие после выполнения задуманного дизайнерами ты чувствуешь стыд и неловкость – настолько неумело и глупо они построены. Конечно же, подчас случаются просветления и удачные моменты, но в целом – чаще всего ты просто продираешься сквозь игровой процесс ради очередной порции сердечного и милого сюжета.
Ещё больший бич здешних задачек – невыносимая монотонность некоторых из них. Честно говоря, операции с ящиками в платформерах стоит запретить на законодательном уровне, поскольку ничего, кроме зубовного скрежета, они уже не вызывают лет восемь как.
Кривые руки тебя паяли
Самое обидное и грустное заключается в том, что для трёхчасовой игры Contrast непростительно забагован и технически небрежен. Героиня постоянно застревает в тенях, соскальзывает с предметов, падает с уступов и попросту выводит из себя своей неповоротливостью. Некоторые локации, кажется, специально были созданы дизайнерами и программистами, чтобы ввести игрока в состоянии фрустрации.
Внешне, за исключением стиля, игра тоже не может похвастать чем-то сногсшибательным – движок Unreal Engine 3 рисует вполне стандартную по собственным меркам картинку.
Зато саундтрек и впрямь замечательный, особенно вокальные партии в исполнении Лоры Эллис.
***
Если говорить о релизе на ПК и консолях теперь уже предыдущего поколения, то Contrast вряд ли относится к тому типу игр, которые обязательно нужно приобрести – интригующая, оригинальная, интересная и чувственная, она прогибается под грузом своих амбиций и технических недоработок. Но в случае с PS4 – другое дело. Вместе с отменным Resogun, Contrast входит в стартовую линейку бесплатно поставляющихся с PS Plus игр – и вот тут её ценность возрастает на порядок.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|