За последние годы индустрия низвела некогда хардкорный и донельзя интеллигентный жанр RPG до статуса примитивного попсового развлечения. Односложные, зато безупречно озвученные диалоги, простенькие квесты c примитивной вариативностью, любовные отношения с представителями любого пола, огромное количество сражений, созданных по лекалам жанра экшенов, возможность нарядить главного героя в миллион костюмов и разукрасить их – таково нынешнее состояние рынка ролевых игр.
И, слава богу, что находятся люди, не готовые с этим смириться. Трое выходцев из Bioware – Алекс Томас [Alex Thomas], Джон Уотсон [John Watson] и Арни Йоргенсен [Arnie Jorgensen], работавшие в своё время над Star Wars: The Old Republic , создали свою собственную инди-студию и решили сделать игру своей мечты, организовав кампанию по сбору денег на Kickstarter. Затея оказалась успешной – как с точки зрения самого мероприятия, так и с точки зрения конечного продукта. Если кому-то лениво идти дальше по тексту: The Banner Saga – это однозначно лучшее, что появилось благодаря системе народного финансирования.
Народный эпос
Когда-то Боги создали мир и две разумные расы – людей и рогатых гигантов-варлов. Люди воевали с варлами долгие годы и Боги поняли, что их творения рано или поздно уничтожат друг друга. И тогда они послали в мир дреджей – бездушных каменных големов, которые и заставили былых врагов объединится перед общей угрозой. И вот, спустя многие годы после разрушительных войн, в период спокойствия дреджи снова возвращаются, а за их огромными фигурами мелькает что-то ещё более тёмное, жуткое и необъятное. Солнце остановилось на горизонте. Боги давно умерли и не могут ничем помочь. Рагнарёк кажется неминуемым.
По всем канонам жанра тут на сцене должен был выйти свой командор Шепард, местный Выходец из Убежища, локальный Нереварин, который исполнит предначертание судьбы и всех спасёт. Но The Banner Saga сразу даёт под дых всем шаблонам и клише жанра. Главные герои истории – мудрый старый варл Хакон, ведущий своих воинов и человеческого принца Людина в стольный град Грофхейм и бывалый разведчик Рук, который бежит от дреджей вместе со своим кланом и дочкой Аллетт на запад. Они не претендуют на звание спасителей мира – лишь бы дойти до своей цели и не умереть в пути – от рук бандитов, от нападений дреджей или, банально, от голода – подчас именно нехватка провианта является основной причиной смертности ваших людей.
Образ каравана, медленно ползущего по степям, горам, лесам и деревням – ключевой для The Banner Saga. Ни одна игра так не передаёт ощущения долгой, полной трудностей и испытаний дороги.
Особенно много тягот и лишений выпадает на долю Рука, которому постоянно приходится тяготиться тяжёлым моральным выбором. Банальный пример: ваш отряд встречает на пути группу фермеров, которых грабит вооружённая до зубов ватага бандитов. Те предлагают закрыть глаза на происходящее по цене одной повозки с провизией. Как поступить в таком случае? Вступить в конфронтацию с грабителями и помочь фермерам? В таком случае вы получите почти всю еду, но присоединившаяся толпа крестьян автоматически пополнит количество голодных. Принять предложение преступников? Тогда замучает совесть, да и Аллетт обязательно искоса посмотрит на папеньку, а, может быть, даже скажет что-нибудь обидное.
При этом, как бы ты не поступал, игра очень быстро осадит любителя честности и справедливости и научит играть по правилам этого сурового мира. Благодетель в мире The Banner Saga , конечно, почётна, но чаще всего приводит к тому, что на пустом месте вы можете потерять очень многое – и моральный дух вашей группы, и людей, и провиант. Более того, есть пара ситуаций, когда неосторожное желание помочь может стоить жизни одному из ваших сопартийцев – и это случается настолько неожиданно, что прощаешь игре и общую линейность (финал в этой истории всегда один, с незначительными оттенками), и маловариативные разговоры с соратниками, и плохо прописанную линию отношений между именными героями – всё же, как ты не привязываешься к своим воинам, персонального общения между ними происходит не очень много.
Поле боя
Впрочем, индивидуальность в диалогах на все сто процентов компенсируется в бою – даже если вы идёте на битву с двумя лучниками, то это будут два совершенно разных лучника.
Сами бои, как во многих тактических RPG, проходят в пошаговом режиме на поле, расчерченном на ровные квадратики. Каждый герой обладает целым рядом характеристик, из которых самыми главными является три – воля, броня и сила удара, которая одновременно является и показателем здоровья. Если параметр защиты врага выше, чем сила вашего подопечного, то пропорционально этому растёт шанс того, что удар не нанесёт противнику ущерба – поэтому главной тактикой является активное маневрирование и соблюдение баланса между ударами по броне и по здоровью. Воля же тратится примерно также, как командные очки в Space Hulk – её запас можно вложить в усиление удара или увеличение дистанции, которое можно пройти за ход.
При этом у каждого из ваших героев своя собственная специализация, особое умение и, соответственно, роль в отряде. Варлы со щитами, отличающиеся высокими показателями брони, сдерживают натиск врага и принимают на себя основной удар. Лучники, ловко прячась за спинами своих коллег, издалека разбирают броню противника. Варлорды-варлы с огромными мечами и топорами кромсают уже очищенные от защитной шелухи тушки наиболее опасных супостатов – и это лишь краткий список доступных вам возможностей.
Подбор наиболее выигрышных стратегий и подходящего для каждого конкретного боя состава участников – дело едва ли не более захватывающее, чем текстовые квесты во время путешествия. Благо, в The Banner Saga присутствует и отличная прокачка – количество свободных вкладываемых очков весьма ограничено, поэтому приходится думать, что будет полезнее каждому конкретному герою – больший запас воли, увеличение максимального урона щитам противника или ещё что-нибудь интересное.
К слову, с развитием героев связана жестокая экономическая дилемма – артефакты, которые могут компенсировать какие-то слабости ваших подопечных, а также сами левел-апы, которые им выдаются, покупаются за очки известности, получаемые в походах при выполнении заданий и убийстве врагов в боях. Но ровно за эту же валюту в редких поселениях можно приобрести провизию для своих людей…
Нарисованное чудо
Конечно, технически The Banner Saga не может сравниться по исполнению со сделанными за бешеные миллионы Elder Scrolls V: Skyrim или Mass Effect 2 . Но в местный 2D-мир влюбляешься практически сразу – нарисован он в стилистике старых мультиков «Диснея» (ближайший образец – «Спящая красавица» 1959 года), очень бережно анимирован и, самое главное, великолепен с художественной точки зрения. Бескрайние деревни, леса и поля, разрушенные и пустующие деревни, заснеженные горы и равнины, растрескавшиеся исполинские идолы богов, мимо которых вышагивает ваша огромная процессия, кажущаяся крошечной на фоне этих громадин вкупе с потрясающим симфоническим саундтреком за авторством Остина Уинтори [Austin Wintory] (обладателя «Грэмми» за музыку к гениальному PS3-эксклюзиву, Journey) вселяет в сердце и душу удивительное чувство гармонии, которое не разрушается даже во время напряжённых тактических боёв – разработчики дотошно, вручную анимировали героев с реальных людей методом ротоскопирования и покадровой анимации.
***
Творческое осмысление и заимствование скандинавской мифологии, сложные и увлекательные пошаговые бои, обращение к истокам классической мультипликации при создании художественного облика игры, настоящий отыгрыш роли и пронзительный саундтрек с вокалом на исландском языке от одного из лучших игровых композиторов современности – пожалуйста, купите The Banner Saga , и вы ни секунды не пожалеете о своём выборе.
We want to express our special thanks to Anna Rozwandowicz from "Plan of Attack" comm.agency for providing the Steam key of the Banner Saga.
Автор: Данил Ряснянский
|