Признаться честно, появление данного материала можно считать едва ли не случайностью. По идее, на его месте должен был оказаться обзор аддона к средней руки action\RPG от намедни обанкротившейся Ascaron. Речь, конечно же, идёт об Sacred 2: Ice and Blood.
Но когда мы узнали о возможности едва ли не первыми оценить «Архивы НКВД. Охота на фюрера: Операция Бункер», то сразу же кинули Ice & Blood в тёмный уголок (где его кто-нибудь подберёт на краткие обзоры) и принялись за осмотр «Бункера».
А вас, Майер, я попрошу…
В чём же причина подобного трепетного отношения к отечественному квесту? Причина всего одна. «Операция Бункер» является продолжением едва ли не лучшего отечественного квеста этого года – «Операции Валькирия».
«Архивы НКВД: Охота на фюрера. Операция Валькирия» запомнились многими вещами. Например, абсолютно нестандартным для своего жанра сеттингом, который до этого шатался от стратегиям («Блицкриг 2», Company of Heroes) к шутерам (Call of Duty, Medal of Honor: Allied Assault) и обратно. Адвенчур про Третий Рейх ещё никто до сего момента не делал. Особенно таких глубоких и проработанных.
Или вот ещё сюжет. Советский разведчик Михаил Иванов, носящий личину немецкого офицера гестапо Герхарда Майера ведёт двойную игру – раскрывает заговорщицкие планы по убийству Гитлера и при этом сам старается осуществить данный план... Неплохо закручено, не правда ли?
Ну и наконец, игровой процесс. Логичные и очень интересные загадки, мини-игры (дешифровка послания, проявка фотографий и т.д.) и практически идеальная динамика поддержали интерес к игре вплоть до финальных титров, которые оставляли после себя десятки вопросов. Наконец, нам дали абсолютно все ответы.
Сумерки богов
Первое, чем сразу пленяет “Операция Бункер» - это просто-таки идеально переданная атмосфера гибели «тысячелетнего» Рейха. Разрушенные дома. Грязные и неубранные ковровые дорожки в РСХА. Глухие звуки боя и авианалётов. Нехватка продовольствия и бензина. Анархия. SPLine удалось донести это настолько правдоподобно, что некоторое время попросту не обращаешь внимания на паззлы, сюжет, а лишь кликаешь на все окружающие предметы, выслушивая подробные и подчас невероятно интересные комментарии Майера.
Каждая локация – образец толковой работы художника. До миллиметра прорисованные задники, очень приятные краски, освещение и какая-то историческая правдоподобность и документальная кинематографичность в духе «Семнадцати мгновений весны» настолько завораживают, что под впечатлением можно проходить чуть ли не всю игру.
Не представляем, какого адового труда стоило сделать такое, но по проработанности пространства продолжение наголову опережает оригинал. Может быть это обман зрения, а может особая магия, которая доступна только SPline.
Уберваффе
Сюжет, кстати, тоже похорошел. Несмотря на то, что общий мотив («Гитлер must die!») остался прежний, а к нему примешался заезженный «У-них-есть-оружие-возмездия-их-нужно-остановить» (пользуясь случаем, передаём привет Би Джею Блажковичу и Wolfenstein) смотрится это серьёзнее, чем в «Операции «Валькирия».
Не в последнюю очередь из-за диалогов и персонажей. Проблема плоских и скучных героев была решена тем, что теперь в роли NPC служат не всякие неизвестные Гансы и Фрицы, а Геббельс, Гитлер, Аксман, Ева Браун, Отто Гюнше и другие, не менее известные личности. И говорят они не сухими, унылыми фразами, а вполне живым, натуральным языком.
Отдельной благодарности заслуживают два момента. Во-первых, нам всё-таки рассказали, чем закончилась история агента Клауса, который чуть не разоблачил Майера. А во-вторых, разработчики из SPline, возможно сами того не подозревая, дали в «Операции Бункер» весьма правдоподобную трактовку одной из версий исчезновения Мюллера после 27 апреля 1945 года. Не будем раскрывать подробности, но любители истории будут в восторге.
Ты, гроза, напои меня
Допьяна, да не до смерти.
За сюжетом подтянулся и геймплей. В прошлом остались абсолютно дурацкие ситуации вроде «Майер ползёт в комнату Гиммлера по карнизу при полном параде под светом прожекторов зимним вечером» или «Майер тырит ножик на банкете и срезает верёвочку от штор на глазах у изумлённой публики». На место им пришли вполне правдоподобные, хоть и более банальные задачки.
Проблема с ними, кстати, осталась прежняя. Подчас решение некоторых паззлов абсолютно неочевидно. Иногда можно полчаса бегать по локациям с полным инвентарём, чтобы догадаться, куда и каким именно образом присобачить какой-нибудь предмет. К примеру, ваш покорный по недосмотру или из-за банальной спешки пропустил одну из опций разговора и потом потратил уйму времени на то, чтобы понять, в чём же именно был затык.
Зато мини-игры, как всегда, на высоте. Очень жаль, что встречаются они крайне редко и то во второй половине игры. Будь таких эпизодов чуть больше, «Архивы НКВД» показались бы менее пресными – полутора-двух часовое шатание по фюрербункеру (то есть вся вторая половина игры) всё-таки не самое интересное занятие на свете.
Вот опять, как в последний раз
Звук и графика остались на старом уровне. В случае с первым это хорошо, поскольку «Операция Валькирия» обладала весьма недурственным саундтреком, а актёры смогли избежать главной беды отечественного озвучания – безбожного переигрывания. Абсолютно тем же самым может похвастать и «Бункер».
А вот за графику стоит ради острастки немного пожурить. Фон и окружение бесподобны – эту фразу можно повторять до потери пульса. Но вот модели персонажей смотрятся, по меньшей мере, невероятно бюджетно. Особенно если дело касается какого-нибудь солдата, стоящего на посту у рейхсканцелярии. С анимацией такая же беда. Может какие-то работы по её улучшению велись, но Майер как ходил походкой разбитого параличом артритного больного, так и продолжает это делать. Конечно, на это перестаёшь обращать внимания очень быстро, но какой-то лёгкий неприятный осадок остаётся.
***
Пускай «Архивы НКВД: Охота на фюрера. Операция Бункер» немного пресноваты и коротковаты. Пускай анимации персонажей не грезить о мировых стандартах, а тематике - даже не мечтать о такой же популярности как, скажем, у фентези. Плевать! В это должны сыграть все поклонники квестов, любители интересных сюжетов, а так же увлечённые историей Третьего Рейха люди. Но самые горячие рекомендации тем скептикам, которые думают, что в России не делают отличные квесты. Пусть сами убедятся, что этот стереотип уже давно не состоятелен.
Мы благодарим компанию "Акелла", а так же лично Сергея Затинщикова за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|