У каждого мало-мальски самодостаточного народа есть свой, какой-то особенно жуткий и вызывающий дрожь в поджилках демон, о котором слагают легенды и рассказывают любопытным туристам. В зависимости от степени ужасности этот сердобольный дьявол пугает детей, опрокидывает крынки с молоком, отрывает крылья пчелам или завязывает собакам хвосты в узел.
У мексиканцев есть чупакабра, у индейцев – диаблеро (такие себе маги-оборотни), у украинцев – бабай и так далее. Складывается впечатление, что с помощью этих чудищ можно отделить настоящую нацию от липовой: хочет вот Каталония отделиться от Испании – предъявите личного демона. Имеется? Ну тогда вот вам справка о независимости и гимн национальный. Гражданская война без надобности.
Обжора,
А у инуитов (это себя так эскимосы называют) есть множество преданий о Вендиго – «злом духе, пожирающем человечество». Тело Вендиго по разным версиям может быть либо ледяным, либо покрытым белой/рыжей/черной шерстью, в зависимости от местности, в которой он обитает. Но все предания сходятся в одном – сердце у Вендиго насквозь ледяное.
Становятся Вендиго по вполне определенной схеме. Для начала человек должен жить со своей семьей или другом в далекой глуши, в непроходимом лесу или высоких горах. Если зимой, во время ужасного холода, стужи и голода этот субъект съест свою жену и детей, то чрево его от этого не наполнится, но душа продастся злому духу и человек этот станет Вендиго. Тело его вырастет в объеме, покроется белой шерстью, а сам он научится путешествовать по воздуху.
Создание это движимо бесконечным вожделением к сырой человечине и обречено до конца времен искать насыщения. Вендиго очень могущественен и может буквально разрывать людей на куски, но редко это делает. Он предпочитает загонять нерадивых путников в самые укромные уголки чащи и пугать их, пока те не умрут от ужаса. Весь лес стоит на службе у духа – он может использовать крики орлов, ворон и рык львов, заставлять деревья разговаривать, а траву – опутывать жертву с головы до пят. Такая прелюдия доставляет огромное удовольствие Вендиго и очень радует его злую душонку.
Людоед,
Все эти страшные вещи я вам рассказываю потому, что у нашей препарируемой, Alpha Polaris, Вендиго – ключевой персонаж во всем сюжете.
Хотя начинается игра совсем не с появления этого угрюмого кекса, а с вполне банальных вещей. Итак, научно-исследовательская станция Альфа Полярис, находящаяся посреди Гренландии. Основная задача – изучение окружающей территории и нахождение залежей нефти с целью последующей выкачки. Владельцем станции является крупная компания по продаже черного золота, поэтому ни о каких созидательно-наблюдательных целях речи не идет.
Мы играет за Руне Кнудсена, парня, который на станции выполняет роль живого представительства Гринписа. В один из его трудовых будней случаются целых два необычный происшествия: сначала на подведомственную территорию забредает белая медведица, а потом один из горе-ученых находит возле очередного источника нефти тайное святилище очень древнего племени тоониюков, которые поклонялись Вендиго. Этот балда додумался притащить на станцию шкуру с письменами и пару костей с жертвенного алтаря – и началось.
Turmoil Games не то что хорошо, шикарно выбрали сюжетную основу для игры. Культы Вендиго и сам злой дух уже очень давно просились на экраны наших с вами мониторов, ибо на основе легенд об этом создании можно хоть целую игровую серию выстроить. О Вендиго знают эскимосы, им пугают детей индейцы чиппева, о нем запрещено говорить ночью на Аляске, даже Стивен Кинг и Г.Ф. Лавкрафт упоминают его в своих произведениях – прямо прелесть, а не дух. Если хотите получше понять, чем же он так хорош, почитайте одноименный рассказ Элджернона Блэквуда.
Что еще приятней – разработчики смешали древние легенды с излюбленным сценарным ходом скандинавов – камерностью действия. Станция Альфа Полярис находится черт знает где, события проходят в нескольких локациях, всё выглядит очень спокойным, но в душе постоянно зреет ощущение – что-то тут не так, сейчас будет страшное.
Вот только свои же потрясающие наработки Turmoil не смогли толком реализовать. Игру проходишь на одном дыхании со стойким ощущением: «Вот сейчас будет круто, сейчас они дадут жару», а в конце концов оказывается, что жара так и не получилось. Концовка разочаровывает, она не оправдывает всего того саспенса, который планомерно нагнетался всю игру. Наоборот – в финале игры сидишь и чуть ли не засыпаешь. Слишком глупо, сумбурно и рвано.
Плюс, персонажи здесь никакие. Неважно, что их всего пятеро, ибо толком не выписан ни один. Ни одному не веришь, а когда они по очереди начинают умирать – переживаний ноль на массу. Плевать!
Самые обычные истуканы, которые перемещаются из комнаты в комнату, выговаривают зазубренные неестественные реплики, выполняют какие-то действия… Как в постановке «Гамлета», исполненной сельскими пьянчугами и свинопасами. Когда эти болваны пытаются изобразить эмоции, почему-то сразу начинаешь зевать и немедленно пропускаешь реплику.
Каннибал
И ладно бы концовка и персонажи, так проблема в том, что сюжет – это лучшее, что есть в игре, черт бы его разодрал. Остальное – оторви и выкинь.
Возьмем, к примеру, механику. По форме Alpha Polaris – point&click квест, происходящий в небольших односложных декорациях. Анализируя логичность загадок после прохождения, понимаешь, что большинство из них более чем логичны, но вот во время их решения хочется пойти к Turmoil и сжечь их офис дотла. Например, чтобы измерить пульс у медведицы, нужно присоединить специальный прибор только и исключительно к зубам в ее пасти, так что не дай вам Господь применять аппарат на ухо. Главный герой вроде бы не имбецил, должен бы понимать. Но нет же, только клыки.
Хотя и здравый смысл периодически отходит погулять. К примеру, при готовке блюда «Бомба Аляска» герой зачем-то опрыскивает мороженное из огнетушителя (!). Можете себе представить вкус этого чуда?
Апофеоз же бредовости подкрадывается, как водится, незаметно. В игре есть особый вид загадок, завязанный на расшифровке древних наскальных рисунков и символов. Механизм решения вроде бы прост: хорошенько рассмотреть эту мазню, затем открыть в блокноте нужную статью по антропологии и решить, что же конкретно древние символы означают. Ключевая особенность – толкование рисунков нужно вписывать с помощью родных пальчиков и клавиатуры. Работает система с пятое на десятое, ибо намного чаще приходится просто перебирать гору разных вариантов и решать загадку не головой, а напором.
Ехидное «спасибо» еще нужно отвесить нашим локализаторам. Сама по себе адаптация (даже диалоги все озвучили!) получилась хорошей, но вот с переводом статей по антропологии вышел казус. Дело в том, что один из наскальных рисунков означает Boreas, Борей, северный бурный ветер. Вот только в русскоязычных статьях этого слова нет, так что пройти это место без соответствующего гайда невозможно. Весело, правда?
И… скелет?!
Самый печальный инцидент приключился с графикой. Во-первых, вся игра выполнена в жалком, низкокачественном, плохо нарисованном и еще хуже анимированном 3D. Если проводить параллели, то ситуация здесь немногим лучше, чем у «Петьки 6: Новая Реальность» 2005-го года, который тоже пытались вывести в полноценные три измерения.
Особенно глупо это выглядит на фоне диалогов, во время которых на экране всплывают рисованные облики персонажей. Они выполнены очень недурственно и радуют глаз, пускай даже почти не двигаются. Зато у них есть свой, оригинальный стиль и даже обаяние. Зачем было напрягать моделлера, если можно было отдать всю работу художникам и получилось бы в разы лучше?
Во-вторых, с технической частью тоже не всё слава Богу. У игры, представьте себе, максимальное разрешение экрана составляет 1280х800 точек, а на вашем FullHD мониторе она не развернется на весь экран и оставит огромные черные полосы со всех сторон. Последний раз такое безобразие было в Machinarium, но ей и не такое можно было простить, а тут – как гвоздь в крышку гроба.
***
Alpha Polaris – не плохая игра. Это уж точно не один из безыдейных кусков фекалий, которые мешками выгружаются на прилавки еженедельно. Наоборот, благодаря отлично поддерживаемому саспенсу вы пройдете её на одном дыхании, наплевав на плохой геймплей, графику и звук.
Она похожа на китайский автомобиль, который по идее – удобное, быстрое и практичное средство передвижения по малой цене, а по сути – стоит в него сесть, и колеса отвалятся и укатятся прочь, двигатель задымит, руль заест, а кондиционер откажется работать в момент, когда снаружи будет за 35 градусов по Цельсию.
Рискнете? Только из-за Вендиго, а?
Мы благодарим компанию "Акелла" и личо Константина Шувалова за предоставленную версию игры.
Автор: Александр Макарович
|