У оригинального XCOM: Enemy Unknown при всей его невероятной крутости (сейчас, спустя год, мы нисколько не жалеем, что выдали ему тогда «Выбор редакции») были свои проблемы. Лёгкая монотонность, набивающий оскомину набор карт, крайне ограниченный набор технологий, оружия и дополнительных миссий – за одно, максимум два прохождения игрок полностью мог оценить всё наполнение проекта.
Вышедший сегодня XCOM: Enemy Within решает главную проблему оригинала с малым количеством контента, а кроме этого очень ловко правит все шероховатости прошлогодней механики.
Нож в спину
Как и год назад, игрок становится командиром сверхсекретной организацией XCOM, руководящей из подземного бункера обороной Земли от инопланетных захватчиков. Первоначально всё идёт старым, уже знакомым чередом, но очень скоро вы на своей шкуре ощутите все новинки аддона.
В первую очередь, речь идёт о террористах из организации EXALT, которые имеют на пришельцев совершенно иные взгляды, чем XCOM. Их сотрудники будут постоянно вставлять палки в колёса вашей конторе – саботировать научные исследования и инженерные разработки, красть финансы и, самое страшное, повышать уровень паники среди населения, что чревато тем, что страны с высоким уровнем беспокойства населения попросту выйдут из проекта XCOM и лишат вас ценнейших ресурсов.
Единственный способ борьбы с EXALT – высылка на место дислокации очередной ячейки террористов оперативника. Каждый раз после выполнения задания его необходимо будет эвакуировать под прикрытием боевой группы, причём с великой осторожностью – брони оперативники не носят, а вооружены лишь пистолетом.
Воевать с солдатами EXALT очень интересно – благо это теже люди с ровно такими же классами героев и арсеналом вооружения, что и ваши бойцы. Соответственно, они тоже умеют бросать гранаты, уничтожать укрытия залпами из ракетницы, прикрывать своё наступление дымовыми завесами и лечиться.
После каждой уничтоженной ячейки иллюминатов вам будут сужать область поиска их штаб-квартиры. Лень ждать очередной атаки? За очередную порцию секретной информации можно заплатить, причём каждый раз такса будет расти. Только лишь с разгромом базы EXALT вы сможете более-менее вздохнуть свободно – вначале и особенно в середине игры воевать на два фронта сразу ох как не сладко.
Ресурсы на победу
Громить инопланетян помогает новый ценный ресурс – MELD (в отечественной локализации ставший просто «Составом»), который расфасован по контейнерам, которые можно найти на поле боя. Тратить его можно на две вещи – генетические модификации солдат и обращение оных в пилотов огромных человекоподобных роботов. Генетика – «мягкий» способ улучшения возможностей ваших подопечных: второе сердце позволит им не умереть от первого же критического выстрела, пара лишних надпочечников будет изредка выпускать в бою феромоны, улучшающие точность и защиту соратников вашего мутанта, усиленная гибкая мускулатура ног пригодится снайперам для ловких прыжков на возвышенности, а усиленная нервная система даст возможность вырабатывать лёгкое электромагнитное поле, которое дозволит на чувственном уровне определять местонахождение врагов вне поля зрения. Всего направлений для усиления целых пять – по два взаимоисключающих варианта.
Создание «мехов» - более жестокий способ добиться преимущества в бою. Подвергнутый оперативному вмешательству солдат не может выходить в бой без скафандра, который не позволяет прятаться за укрытиями, но зато, при определённой прокачке, дозволит роботу бросать на огромные расстояния гранаты, оглушать врагов в приличном радиусе электромагнитным ударом и покрывать целые площади из огнемёта.
Загвоздка всему этому – способ добычи MELD. Контейнеров на поле боя расположено обычно два, причём один из них ближе к месту высадки, а другой, соответственно, обычно спрятан в самом тылу врага – и через несколько ходов ценные канистры самоуничтожаются. Так что приходится иногда решать, что же ценнее – ещё одна порция инопланетной субстанции или разведчик, который может запросто нарваться на несовместимую с его жизнью толпу злых пришельцев, которые стали в новом аддоне ещё более злыми – как с точки зрения командных действия так и банального численного превосходства.
Ко всему прочему, кадровый состав засланцев из космоса пополнили двумя свежими образцами. Первые, «искатели», представляют собой неких робо-осьминогов, которые при первой же встрече с оперативниками XCOM переходят в режим невидимости и в самый неудобный момент прихватывают за горло кого-нибудь из солдат, лишая его возможности двигаться. Кроме этого они ещё и накладывают после освобождения эффект перехваченного дыхания, которое не позволяет освобождённому полноценно ходить и стрелять некоторое время. Второй новый тип врагов, мехтоиды, как можно догадаться из названия, являются равнозначным ответом человеческим MEC-trooper’ам.
Полировка
Все прочие нововведения XCOM: Enemy Within относятся к полировке разных сторон игрового процесса. На стратегическом уровне сильно растянули и усложнили процесс исследования и изготовления инопланетного оборудования – сразу получить крутые плазменные винтовки и самую лучшую броню не получится никак - даже если хватит исследовательского потенциала, то на само производство банально не окажется ресурсов.
Появилась милая возможность награждать своих оперативников медальками, которым тоже можно присваивать самые разнообразные положительные эффекты для боя – например, бонусы к точности и защите, если солдат находится на почтительном расстоянии от своих коллег.
Добавили достаточно приличное количество различного нового оборудования – например, появилось сразу несколько типов новых гранат. Количество карт и дополнительных заданий тоже подтянули, так что даже при условии повторного прохождения скучать не приходится.
Наконец, самое приятное, за что стоит похвалить Firaxis – они всё-таки разобрались со своим безумным генератором случайных чисел, отвечающим за вероятность попадания в цель.
***
XCOM: Enemy Within прекрасно справляется с возложенной на него задачей – позволяет поклонникам оригинала ещё разочек с удовольствием отразить нападение пришельцев на Землю. Не игравшим в оригинал повезло ещё больше – они имеют возможность получить лучшую стратегию 2012 в том виде, в каком она должна была быть задумана с самого начала, эдакий Director’s Cut.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|