Легендарный путь легендарного бойца с «коричневой чумой» Би-Джея началась давно. Еще в 1981 году вышел предтеч родоначальника шутеров – игра Castle Wolfenstein, и через четыре года ее наследник в лице Beyond Castle Wolfenstein. А уже в 1992 году популярность завоевывал Wolfenstein 3D, основанный на мотивах тех игр. Он задал стиль шутерам за десятилетия вперед, и стал легендой. Живой легендой. Вернулся Би-Джей в 2001 году в Return to Castle Wolfenstein, игре до того замечательной, и даже последней среди по-настоящему олдскульных шутеров. Ну а переделка под мультиплеер два года спустя в Wolfenstein: Enemy Territory хоть и была отличной, не была посвящена проделкам Блажковича и подсчету не подлежит. И вот четвертое поколение этой серии в лице Wolfenstein (2009), который пытается балансировать между олдскулом и пыщ-пыщ-калл-оф-дюти.
Стариковские шалости
Уильям «Би-Джей» Блажкович снова в строю. Спецагент, враг номер «один» Третьего Рейха, да попросту душка и спаситель человечества в очередной раз выходит на рабочий день. А это значит, что по мощи нацистской Германии будет нанесен разительный удар. Но это в Wolfenstein будет позже. А пока мистер Би-Джей по заданию OSA отправляется с диверсионным заданием на вражеский линкор «Тирпец» (*историческая справка: «Тирпиц» — линкор из состава "Кригсмарине". В боевых действиях не участвовал, но находясь у берегов Норвегии держал в страхе арктические конвои в СССР и сковывал силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» увенчались успехом в ноябре 1944 года после атаки с воздуха. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.), который уже обречен и готов уйти на дно почувствовав на своей палубе тяжелую поступь армейских ботинок самого героического героя Второй Мировой. Би-Джей готов к бою, а это значит, что Wolfenstein начинается. И то, что начинается, то не подкачает, хоть и не претендует на сногсшибательные масштабы и кинематографическую постановку (читай, Call of Duty: Modern Warfare 2), умудряясь впечатлять простотой, аутентичностью и очень аскетичной подачей по всем правилам стариковского олдскула.
Естественно миссия на «Тирпице» - это только затравка, только ввод в курс дела, в осознание всего драматического безумия, что начнет творится в Wolfenstein. Легендарный Би-Джей не может провалить такое задание, как и не может прихватить с миссии какой-нибудь любопытный трофей. Старинный магический артефакт – самый милы сувенир. Сувенир и новое задание, за которое мистер Блажкович с удовольствием возьмется, отправиться в австрийский городок Айзенштадт (*историческая справка: во время Второй мировой войны Айзенштадт подвергался бомбардировкам единожды, причем имелось 40 человеческих жертв. В 1945 году Красная армия заняла Айзенштадт) и начнет пинать Третий Рейх тяжелыми армейскими ботинками под зад. Только в Wolfenstein постигать знания Аненербе и их исследований по части утерянных миров придется отвлекаясь на партизанские войны и прочие подпольные действия – город облюбовало сопротивление, ведущее герилью против гитлеровских солдат. И так начиная от охоты за вражескими офицерами, которые как водится «нихт капитулирен», и до встречи с одним старым знакомым по имени Ганс Гросс. Игра практически западает в душу олдскульностью сценария без дорогих роликов и прочего наносного, вызывая ностальгию и желание стрелять.
Это олдскул, детка
Wolfenstein – это без малого, а про малое мы скажем пару нелестных, любимый класс олдскульных шутеров. Где есть коридоры, скорострельный MP-40 (*историческая справка: пистолет-пулемёт, разработанный Генрихом Фоллмером, применялся в вооружённых силах Германии во время Второй мировой войны) и полчища врагов, так и просящих пулю в голову. И наш долг, и долг дорогого Би-Джея, обеспечить подлецов свинцом. И такого удовольствия от массового отстрела не шибко умных врагов не дает ни один современный лощенный шутер, претендующий на зрелищность и реализм (читай, Battlefield: Bad Company 2). Все просто и диназаврово, старо как экскрименты мамонта и этим прекрасно. Когда по узким коридорам с любимым оружие наперевес, да стреляя по бочкам с взрывчаткой и шпигуя свинцом «дойчен зольдатен», наслаждаешься старыми добрыми временами. И невозможно не получать удовольствия, когда бойцы Третьего Рейха эпатажно бьются своими пафосными тушками после взрыва об стену, гротескно хватаются за свои прострелянные шеи в попытке остановить хлещущую кровь, корчатся в предсмертной агонии, не забывая на прощание выпустить очередь нам в спину. От метких выстрелов слетают каски, а лица превращаются в кровавое месиво, взрывы оставляют груды кровавых человеческих ошметков – гротеск жестокости во всей красе. Wolfenstein играет фибрами воспоминаний на нашем прошлом, и слеза умиления скатывается по щеке.
И эта слеза – не последняя, что придется пролить от сладости воспоминаний в Wolfenstein. Когда стартует он, нацистский гротеск и абсурд Третьего Рейха, когда на арену выходят последние наработки Аненербе и прочие эксперименты «наследия предков», оккультные изыски и прочее-прочее, что доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Стоит спрятать в трусы потертый «Парабеллум» и вытащить на свет божий ретрофутуристическую громометательную пушку Николы Теслы или нежно любимый многоствольный пулемет Venom, как начинается совсем другая игра. И вместе с банальным мясом в униформе, нас атакуют «убер зольдатен». Проворный и практически невидимый Ассассин заставляет вжиматься в стену и стрелять наугад, иначе он легко может подарить своими клинками Би-Джею «улыбку Челси». Сниферы с легкостью отыщут нас в любом закутке, а их продвинутый вариант может не только пустить спецагенту кровь, но и накрыть товарищей защитными магическими щитами. Когда появляется закованный в доспехи Тяжелый пехотинец, тут же приходится бегать зигзагами, пытаясь увернуться от выстрелов него мощнейшей Particle Cannon. Это далеко не все гротескные сыны Рейха, а уж о боссах упоминать вовсе не стоит – вид каждого из них в Wolfenstein способен вызвать ликующий вопль радости. Гротеск удался на славу!
Засунь куда подальше свою политкорректность
Wolfenstein пытается изображать современный шутер (читай, Crysis Warhead), все-таки четвертое поколение игр серии. Лоск олдскульному шутеру не идет, но кое-где смотрится даже неплохо. Взять для примера тот самый, прихваченный с палубы «Тирпеца» мистером Би-Джеем амулет, который, естественно, обладает магической силой арийских предков Третьего Рейха. И при помощи его господин секретный агент может выкручивать всякие «штуки-дрюки» и прочие фокусы, шокирую благодарную публику и существенно облегчая себе жизнь. Главная возможность – это во мгновение ока перейти в параллельный мир под названием «Вуаль» - изображение начинает отдавать сумеречными изумрудными тонами, движущиеся объекты испускают вполне заметный шлейф, а все скрытые ходы противникам в тыл и в тайные комнаты с сундуками золота «ради очков» становятся зримы. И в Wolfenstein в «Вуале» не только чувствуешь себя властителем другого мира, но и понимаешь, что для тебя это оформили по высшему стилистическому разряду. Остальные фокусы проще и навряд ли вы ими можете даже удивить детей: замедлить время и маневрировать среди потока пуль, всаживая кусок свинца за куском в головы достопочтимых эсэсовцев, поставить защиту домиком посредством энергетического щита или прибавлять искусственно своим пулям кинетической энергии, увеличивая урон. И пусть польза в игре от умений сомнительна, всю их прелесть и всю необходимость можно почувствовать в битвах с боссами, зрелищных и интересных.
А вот изображать современный шутер Wolfenstein при помощи перехода от олдскульных линейных переходов к пространству бесшовного игрового мира дарит уныние и легкую степень разочарования. Айзенштадт – это сферический sandbox в вакууме, со всеми своими недостатками. Мало того что по узким улочкам надоедает бегать туда-сюда довольно быстро, так еще и взять под контроль целый город ни за какие коврижки не получится – гарнизон пополняется в автоматическом режиме. И все чем нас пытаются развлечь – это одинаково унылые и однообразные задания от двух групп повстанцев. И все это очень утомительно, когда приходится носиться по старым знакомым местам, выполняя скучные задания да постоянно сталкиваясь с патрулями нацистов. И Wolfenstein давит своей «песочницей», и становится тоскливо. И уж когда идем с партизанами на групповой штурм или рисковое задание, то в первую очередь хочется их всех самостоятельно перестрелять, чтобы не мешали наслаждаться олдскульным геймплеем и ощущением себя крутым Би-Джеем с железными яйцами.
Обладая отличным наследием замечательного мультиплеерного шутера Wolfenstein: Enemy Territory, разработчики не догадались поставить всю ту прелесть на рельсы игровой механики Wolfenstein, и от того и получили в конечном итоге мультиплеер – не мультиплеер, но так, необязательный довесок к основному прохождению. Три класса солдат – стрелок, медик и инженер – сходятся на скупом наборе вторичный карт в трех возможных донельзя классических режимах игры. И большего кроме как глянуть глазом мультиплеер не заслуживает, а жаль.
Управляющиеся с престарелым id Tech 4 не хуже дяди Кармака, разработчики из Raven Software обеспечили Wolfenstein действительно симпатичной картинкой. Не любящий «песочниц» «моторчик» на удивление шустро отрисовывает пространства открытого окружающего мира, и вроде бы можно было бы пожаловаться на нехватку полигонов и не самые четкие текстуры, но отличная анимация и феерические спецэффекты возвращают ситуацию в рамки статуса кво. И мрачные готические стены, темные локации и жуть-жуть-жуть – дизайн хоть и сквозит некоторым унынием и однообразием, в разрезе серии смотрится более чем подходяще и ретроградно.
***
Балансировать у Wolfenstein (2009) не получилось. Для того, чтобы стать блокбастером проекту не хватает всего – одними sandbox и спецспособностями сейчас никого удивить не выйдет. Но сделав шаг в XXI век, проект потерял многое из своего динозаврового очарования. Словом, ни рыба, ни мясо, но иногда и даже часто, олдскульному ему удается быть. Поэтому он и хорош.
Автор: Вячеслав Кунцевич
|