Сериал Tomb Raider, насчитывающий 12 (!) полноценных частей и рождённый тринадцать лет назад, стал уже к началу двухтысячных настоящей легендой игровой индустрии. А главная его героиня – Лара Крофт, без всяких сомнений, - едва ли на самым узнаваемым персонажем компьютерных игр после Марио.
Время и конвейерное производство, впрочем, расхитительницу гробниц не пожалело – даже после первой встряски сериала, случившейся после провала Tomb Raider: The Angel of Darkness (которая сама была попыткой привнести в приключения Лары что-то новое) и передачи разработки студии Crystal Dynamics, стало ясно, что на старых идеях далеко не уехать – свежая кровь, подключенная к разработке, продлила жизнь Лары Крофт ещё на три части.
И вот, пять долгих лет, с 2008 до нынешнего, 2013 года, Crystal Dynamics, уже под начальством японцев из Square Enix, придумывала Tomb Raider с нуля.
Легенда рождается
Надо сказать, что за большой, по меркам современной игровой индустрии, срок разработки Tomb Raider создала вокруг себя образ немного не той игры, которая получилась в итоге. Если не всем, то многим казалось, что новые похождения Лары в первую очередь будут посвящены выживанию и насыщены психологизмом, ярким драматизмом и если не уникальным, то, как минимум, неординарным игровым процессом. Во всяком случае многочисленные ролики, интервью и, наконец, демо-версия, показанная прессе за месяц до релиза, говорили в пользу такого исхода событий.
И первые полтора часа игры настраивают на самый благостный лад. Молодая (и, к счастью, совсем непохожая на прежнюю железную леди с неподдающимися воздействию гравитации формами) Лара Крофт в составе научной экспедиции корабля «Эндьюранс» (по-нашему «Стойкость») терпит крушение на странном острове. Она, находясь в отдалении от группы выживших, начинает борьбу за существование. С трудом передвигаясь, Лара выбирается на берег, попадает в плен к непонятным личностям, где её подвешивают вверх ногами, после чего она сбегает, нечаянно проткнув бок куском металлического штыря. Потом с трудом чуждается встречи с ещё одним то ли сумасшедшим, то ли маньяком, отбиваясь от него всеми частями тела. Потом нас ожидает зажженный последней спичкой костёр, логово волков, чуть ли не со слезами на глазах убитый ради пропитания олень, первый случайный труп… после чего начнётся экшен и сюжетно-драматические терзания уйдут в лес, а игровой процесс – по дрова.
Первый разожженный костёр окажется и последним – разбросанные по всему острову вечные огни станут лишь прибежищем для рефлексии протагонистки и местом улучшения её способностей и оружия. Волки, первая встреча с которыми действительно покажется напряжённой и интересной, появятся ещё дважды, строго по сюжету и в качестве рядовых противников. Убитый же олень, скорее всего, станет первой и единственной парнокопытной жертвой юной археологини – кушать Лара больше не попросит, а ценный опыт, который тратится на покупку новых способностей, гораздо проще получить за убийство двуногих врагов, чем за скучную охоту на представителей местной фауны.
Лариса побеждает
Вся оставшаяся часть игры являет собой достаточно неплохую попытку обыграть Uncharted на её же поле. Лара ловко скачет по окрестностям, карабкается по отвесным скалам при помощи раздобытого в начале игры ледоруба, пересекает местность по верёвке, которую она привязывает к стрелам и выпускает из лука. И, как и в творении Naughty Dog, Лара постоянно разносит в щепки хрупкие сооружения, по которым карабкается, постоянно отовсюду срывается, падает, катится по склонам и пандусам вниз, лавируя между препятствиями, и упорно продолжает ползти дальше.
Коренное отличие от сериала Uncharted одно – Ларе, в отличие от её коллеги, разрешается по полной исследовать окрестности. То там, то сям встречаются интересные артефакты забытых эпох, валяются ящички с ресурсами и, конечно же, ждут своего расхищения гробницы. Каждая из них – приятная побочная миссия, где чуточку нужно подумать головой ради того, чтобы решить простенькую головоломку, основанную на физике, найти огромный ящик с неизвестным содержимым и получить очередной бонус к материалам и опыту. Исследование мира сильно сказывается на динамике игры, но этому необязательному времяпрепровождению хочется посвятить побольше времени из-за стараний дизайнеров – каждая часть острова Яматай, который представляет собой настоящее наслоение эпох, культур, а по совместительству ещё и является островом погибших кораблей (и прочих средств передвижения) проработана с огромным старанием и накрепко врезается в память. Жаль только красота является едва ли не единственным стимулом проходить игру на сто процентов – рядовой игрок наверняка проигнорирует и все запрятанные предметы, и разбросанные документы, и гробницы, довольствуясь лишь тем, что найдёт по сюжету.
Убить 75 противников из винтовки
Несмотря на историю про становление героини и выживание в диких условиях, а также на огромные возможности по исследованию мира, удобнее и приятнее всего Tomb Raider чувствует себя во время экшен-сцен. Ориентиром для стрелковой части у игры был всё тот же Uncharted, но, несмотря на то, что Лара, в отличие от Натана Дрейка, не умеет стрелять, повиснув на уступе, и не сильна в рукопашном бою, воевать тут всё равно интересно. Четыре вида оружия с альтернативными режимами огня, отлично переданная по ощущениям стрельба, хорошая физика, разнообразные противники, неизменные красные бочки – если заставить себя забыть, что минуту назад Лара кряхтела, стенала и охала, а теперь бодро выкашивает очередную порцию из двух десятков местных головорезов – получится удовольствие на все деньги.
Особенно учитывая тот факт, что над внешним видом игры Crystal Dynamics действительно потрудились на славу. Кроме потрясающей работы дизайнеров, о которой уже говорилось, Tomb Raider может похвастаться по-настоящему качественной картинкой, которая хороша не только по меркам тщедушных консолей, но и современных персональных компьютеров.
Зачем же так
А вот приклеенный абы зачем мультиплеер Tomb Raider придётся всё-таки поругать. Два банальных и два нагло стыренных понятно откуда игровых режима, долгая прокачка, далеко не выдающийся дизайн карт – сомневаемся, что многопользовательский режим игры будет пользоваться огромным успехом. Чего уж там говорить – уже сейчас, спустя десять дней после релиза игры, найти себе оппонентов затруднительно. Что же случится через месяц и представить грустно.
***
Финальная оценка новых приключений Лары Крофт напрямую зависит от ваших ожиданий и игрового опыта. Если не искать там разрекламированный survival, не обращать внимание на нелогичный и глуповатый сюжет с пустыми и скучными персонажами и, главное, забыть о существовании потрясающей трилогии Uncharted, Tomb Raider вызовет настоящую бурю восторга и подарит заряд положительных впечатлений. В противном случае вы получите, как бы это не звучало банально, просто очень хорошую приключенческую игру, которую стоит иметь в коллекции всем поклонникам жанра.
P.S. Русской локализации, а именно озвучки, мы боялись заранее. В оригинале Лара плачет, шепчет, кряхтит и стонет так, что вызывает у особо впечатлительной публики настоящий шок. Широкий спектр эмоций, к счастью, в отечественной версии почти не пострадал. По-русски Лара говорит с чувством, с толком, с расстановкой и не создаёт ощущения того, что за мыкающуюся по острову девушку говорит тётенька-дикторша, сидящая в тёплой и уютной студии за чашечкой кофе. И это, пожалуй, главное достижение всей локализации.
Мы благодарим компанию "1С - Софт-Клаб" и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|