Игры с каждым годом всё дальше и дальше стараются отойти от навязанных ими же стереотипов и пытаются показать, что они являются чем-то большим, чем простым развлечением для детей и достойны гораздо большей участи, чем быть уделом для избранных.
Нарратив в играх становится всё изощрённее, при этом, как и в мире кино, развитием подачи истории занимаются в первую очередь энтузиасты, инди-разработчики. Примеров за последние года два накопилось немало и, несмотря на принадлежность к разным жанрам, формально их легко объединить ярлычком «интерактивный»: интерактивный рассказ Dear Esther, интерактивный триллер Home, интерактивная повесть Gone Home…
Сегодняшний объект исследования – интерактивная притча The Stanley Parable, реинкарнация одного весьма популярного мода для Half-Life 2 двухгодичной давности.
Его звали Стэнли
Главный герой игры, Стэнли – типичный офисный работник. Хотя скорее его стоит назвать клиническим – он безвылазно сидит в своём крохотном кабинете под номером 427 и беспрекословно выполняет команды, которые приходят ему на компьютер. В один ужасный для бедняги Стэнли день указания сверху перестают поступать, что и заставляет героя покинуть своё рабочее место.
Обнаружив, что весь остальной персонал исчез, молчаливый герой, сопровождаемый лишь комментариями рассказчика, пускается на поиски причин происходящего. Буквально пройдя один единственный коридор, герой встречает развилку – две абсолютно одинаковые двери. Рассказчик мягко произносит: «В поисках правды Стэнли отправился в левую дверь». И тут в голове игрока раздаётся дикий треск – так разрываются привычные шаблоны, заготовленные годами другими проектами.
Повинуйся
Конечно, можно слепо повиноваться голосу в голове и за жалкие четыре с половиной минуты придти к издевательской условно «хорошей» концовке. Но гораздо интереснее вступить с этим незримым проводником в конфронтацию и делать ровно наоборот из того, что он говорит – вам командуют идти вперёд, а вы стоит на месте, вам говорят пойти по лестнице вниз, а вы нарочно идёте вверх, вам советуют пойти в конференц-зал, а вы идёте в комнату отдыха для персонала.
Чем сильнее вы стараетесь вырваться из порочного круга, тем более напряжённым становится комментатор - он начинает ёрничать, сбиваться с темпа, строить козни, пуская вас в западню и перезапускать игру. При этом каждый раз вас пускают по новому пути, показывают новые интересные места и, самое главное, так однозначно и не говорят, что же именно произошло со Стэнли.
Одна догадка сменяет другую с космической скоростью и для каждой из них обязательно найдутся какие-то подтверждения. Случившееся со Стэнли – это чья-то злая шутка, социальный эксперимент или научный опыт? А может быть Стэнли просто спит? Или, например, сошёл с ума на своей дурацкой работе? А вдруг Стэнли в принципе не существует?
При этом всю дорогу, следуя притчевой форме, The Stanley Parable очень ловко балансирует на грани между суровым тоном и легковесной несерьёзностью – то превращаясь в ночной кошмар, то в весёлую ситуационную комедию, причём основанную на предыдущем игровом опыте и активно ломающую «четвёртую стену». Попробуйте, например, посетить в разные игровые сессии чулан – вас обязательно ждёт ехидный комментарий рассказчика с очевидным подтекстом.
***
The Stanley Parable, как и Dear Esther или Gone Home, очень сложно мерить привычными для данного сорта развлечений категориями – и в этом смысле проект Дэйви Рэдена [Davey Wreden] очень сложно назвать игрой в исконном смысле этого слова. Скорее это моноспектакль, интерактивная притча, своеобразное высказывание, которое подойдёт для тех, кому хочется разрушить собственные стереотипы по поводу видеоигр или кто хочет увлекательного и своеобразного нарратива. Тем же, кто зачёркивает фломастером дни в календаре до выхода Battlefield 4 и Call of Duty: Ghosts, тут делать нечего.
P.S. Если решитесь поиграть – обязательно оцените демо-версию, которая на самом деле является не сколько демкой, сколько эдаким приквелом-интермедией, которая отлично вводит играющего в курс того, что происходит и случается в стенах неизвестного учреждения, где работает бедняга Стэнли.
We want to express our special thanks to Davey Wreden for providing the copy of his game.
Автор: Данил Ряснянский
|