Когда речь заходит о продолжении великолепной игры, создаваемом другой командой разработчиков, всегда остро встаёт вопрос о том, смогут ли чужие люди, не работавшие с брендом, понять и оценить то, чем же зацепил людей оригинал и суметь это перенести это в новый проект. История знает примеры как удачных (Bioshock 2, Deus Ex: Human Revolution), так и провальных (Gothic 4, Flatout 3) результатов деятельности таких «людей со стороны», причём, навскидку, второй вариант случается гораздо чаще, чем первый.
В случае с The Darkness 2 дела обстояли особо напряжённо. Оригинальный The Darkness, как и все игры от Starbreeze, был очень своеобразной, как принято говорить, «вещью в себе», которую трудно расчленить на компоненты для анализа. Благо при такой процедуре можно было абсолютно не понять, чем же так он был хорош. Ну и, во-вторых, новая команда разработчиков, Digital Extremes, за свою жизнь только и делала, что выполняла черновую работу по портированию игр туда-сюда, в то время как в их реальном портфолио значатся лишь весьма средненькие Pariah и Dark Sector.
Надо отдать канадцам должное, они вложились в Darkness II по полной, а уж насколько им хватило сил – судите сами.
You must have your revenge!
Поскольку оригинальный The Darkness так никогда и не выходил на ПК, стоит совершить небольшую историческую экскурсию в события первой части. Джеки Эстакадо, сирота без роду и племени, работал на главаря нью-йоркского мафиозного клана Поли Франчетти, который приходился, ему, вроде как, дядей. Но навлекши на себя гнев босса, Джеки попадает в устроенную мафией переделку, но – вот сюрприз – не погибает, поскольку на 21ый день рождения (как потом выясняется, это у Эстакадо наследственное) в нём просыпается Тьма, которая даровала герою множество сверхспособностей, в расплату получая полное повиновение её воле и, естественно, части души. Разгневанный живучестью и вредительством Поли убивает любимую героя, его давнюю подругу Дженни, чем автоматически подписывает себе смертный приговор. В конце концов, Джеки мстит своему дядюшке за смерть близкого человека и заодно одерживает победу над Тьмой внутри себя.
И вот, спустя два года, начинаются события второй части The Darkness. Усмиривший Тьму внутри себя Эстакадо становится боссом семьи и вроде бы налаживает свою жизнь. Но в один из дней на ресторан, куда он наведывается поужинать, внезапно нападают неизвестные, которые уничтожают всех вокруг, поджигают заведение и не оставляют герою выбора кроме как вновь пробудить дремавшую в нём Тьму, дабы не отбросить коньки.
You will not die
Digital Extremes ловко ухватили все сюжетные нитки The Darkness и со всей силы потянули, едва не разорвав историю по швам. Джеки постоянно мерещиться его мёртвая возлюбленная, он периодически попадает в странную лечебницу, находящуюся где-то в другой реальности (впрочем, окопы Первой Мировой из оригинала всё равно психологически мощнее), все герои первой части из тех, что остались в живых, выходят из-за кулис с такой настырностью, что дебютантам порой не остаётся места для реплики.
Разработчики очень постарались повторить опыт Starbreeze в подаче истории – какие-то необязательные диалоги, интересные сценки на заднем плане, даже старую фишку с толкающим речи главным героем на загрузочных экранах они сохранили без изменений. Тем, кто не видел оригинал, это покажется невероятно атмосферным, продуманным и интересным, зато у остальных наверняка вызовет ассоциации с тем анекдотом про еврея, который утверждает, что «фигня этот ваш The Beatles, мне вчера Мойша по телефону напел».
Потому что те же диалоги, которые произносит Джеки, лишены напрочь той мрачности, отрешённости и меткости каждого произносимого слова. Даже матерится герой без искры, и новый актёр озвучания лишь ещё больше увеличивает дистанцию между фанатами и новым Эстакадо.
Тьма тоже практически перестала доставлять бурные эмоции, даром что за неё по-прежнему вещает бывший солист Faith No More, Майк Паттон. Если раньше она поражала своей жестокостью, циничным юмором, внеземной, потусторонней, демонической сущностью и каждую фразу хотелось заносить в цитатник, то теперь она лишь ворчит как столетняя бабка, да прикрикивает на своего носителя. Скучновато.
Death can not reach you
Изменение стилистики тоже вызвало неоднозначные последствия. Оригинальный The Darkness был нарочито мрачен и серьёзен, The Darkness II, благодаря сэл-шейдингу выглядит, наоборот, чрезмерно мультяшно, неправдоподобно и ярмарочно пёстро. Кто-то скажет, что так и должно быть, ведь всё же первоисточник (комикс), вполне располагает к такому визуальному решению – и будет по-своему прав. Другие заметят, что теперь Эстакадо стал напоминать принцессу Элику из Prince of Persia, что, сами понимаете, не самое лестное сравнение для шутера, чьей основной чертой была густая, сумрачная атмосфера.
Впрочем, сэл-шейдинг активно скрадывает недостатки далеко не передовой картинки и делает это достаточно успешно – в какой-то степени игру можно даже назвать красивой.
You are nothing but my puppet
Но особо Digital Extremes разгулялись по части собственно игрового процесса. Кажется, им кто-то шибко умный нашептал, что геймплей станет классным, если по максимуму напихать в него всяких возможностей.
И они с радостью сделали это. Два змеиноголовых щупальца теперь можно использовать не только для запуска чёрной дыры, поглощающей всех врагов в округе или для разбивания хлёстким ударом лампочек, но так же для бросания предметов окружения во врагов, а так же показательных казней самих противников. Выглядит это первое время впечатляюще – тентакли хватают врагов, расчленяя их самым жестоким образом, отрывая конечности и прогрызая в их бренных телах дырки. Правда, потом это зрелище наскучивает и в сотый раз сцена очередного кровавого лишения жизни смотрится уже очень буднично, поскольку количество анимаций для каждой казни крайне мало. Тем более, чтобы схватить врага, для начала его нужно оглушить, что подчас сделать проблематично.
Другие умения Тени так же проходят по категории «лишь бы было» – например, рекламные щиты, канализационные люки и двери от автомобилей в качестве щита используются только лишь когда становится совсем тяжко и скучно убивать врагов по-честному.
А вот отряды дарклингов, маленьких полезных чертенят зачем-то наоборот, убрали, сократив их до одного персонажа. Жаль, ведь раньше помощь бравой четвёрки была неоценима, особенно на поздних этапах игры.
Stay away from the light
Единственной неоспоримо оригинальной идеей стало то, что свет теперь является самым настоящим врагом Джеки. В оригинале какая-нибудь лампочка всего лишь слегка досаждала тем, что не давала пользоваться особыми способностями. Теперь же свет не только убирает регенерацию здоровья на время нахождения в нём и заставляет в ужасе спрятаться демонические отростки обратно в героя, но и ослепляет Джеки, заставляя Тьму истерически кричать: «Держись подальше от света». Правда и тут разработчики слегка перестарались: если врагов с фонарями ещё как-то можно простить, то неуничтожимые лампочки, отключаемые только уничтожением запрятанным где-то генератором – это слегка чересчур.
Слегка чересчур и многообразная, но совершенно невписываемая в сеттинг прокачка. Если в оригинале главный герой получал новые силы, скармливая чудищу внутри себя сердца врагов, что было очень продуманно и логично, то теперь всё напоминает какую-то дешёвую аркаду – чем более извращённым способом ты убиваешь, тем больше тебе капает очков в копилку так называемой «эссенции», которая тратится на покупку улучшений. Вражеские миокарды же теперь приравнены к самой банальной аптечке, причём скорость употребления свежего мясца равна скорости нажимания кнопки, отвечающей за это действо. Вызывающие смесь неподдельного ужаса с каким-то первобытным восторгом сценки, когда две змеиных головы дерутся и шипят друг на друга, делят свежее мясо ушли в прошлое. Как и красивейшие зрелищные быстрые убийства врагов из огнестрела. Как и открытый мир, который сменился традиционными коридорами без единой возможности вернуться назад – рассованные по уровням реликвии, дающие неслабый бонус к «эссенции», находятся на прямых и незамысловатых уровнях The Darkness II даже без покупки умения, позволяющего видеть их местонахождение сквозь стены.
Про скучноватый кооператив на четверых говорить не стоит – мультиплеер и в оригинале был не ахти какой замечательный.
***
Как и в случае с Jagged Alliance: Back in Action, The Darkness II остро не рекомендуется всем, кто имел честь ознакомится с оригиналом. Слишком многое пошло вразрез с логикой этой оригинальной вселенной, слишком много было безжалостно убрано или не менее безжалостно и бездумно добавлено. Зато все остальные увидят в Darkness 2 короткий, но очень увлекательный и насыщенный шутер с обилием возможностей, оригинальной механикой, качественным визуальным рядом и, конечно, верещащим воплощением истинного зла, которое зовётся Тьмой.
Мы благодарим компанию 1С - Софт-клаб и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|