В отличие от отечественной киноверсии рассказов о Шерлоке Холмсе, чью заглавную
тему любой рожденный в СССР человек узнает по первым 2 нотам, игронизации студии
Frogwares о приключениях тандема великого сыщика и его летописца доктора
Ватсона обходили вашего покорного слугу стороной. Я вообще избегал любых других
интерпретаций рассказов Конан Дойля. Отпечатавшийся в памяти образ благородного
джентльмена Викторианской Англии, сидящего с трубкой у камина, однажды уже отторгнул
оригинальную киноверсию Гайя Ричи, хотя объективно фильм был и хорош.
И когда мне было поручено рецензировать The
Testament of Sherlock Holmes, больше известную в наших пенатах,
как «Последняя воля Шерлока Холмса», то я немного струхнул. Каким будет мое
возвращение в Викторианскую Англию конца 19-ого столетия? Смогу ли я узнать
и принять новых Шерлока и Джона (это, кстати, имя Ватсона)? Сильно ли они изменились
с момента нашей последней встречи? Ворох вопросов кружился в моей голове в процессе
установки игры. Но полученные на них ответы меня приятно удивили!
Прерванная ностальгия
Поначалу даже самые отъявленные ортодоксы творчества Конан Дойля чувствуют
себя в новой закручивающейся истории как дома. Холодный и рассудительный Холмс
без проблем уличает дрессированную обезьяну в краже драгоценного ожерелья, а
тихий и вежливый Ватсон только и успевает восхищаться дедуктивными способностями
героя своих рассказов. К обвинениям в нечистоплотности собственных помыслов
великому сыщику тоже не привыкать. Тем более что сменивший Лестрейда инспектор
Бейнс, куда менее серьезно относится к сомнительным публикациям некого Осмонда
Фарли, намекающего на причастие Холмса ко многим раскрытым им же преступлениям.
Тихая гостиная с простреленной из револьвера стеной в честь королевы Виктории,
чтение рассказов о былых хорошо знакомых приключениях Холмса и даже прямые отсылки
к ним в самой игре. Например, пропитанный чернилами перевернутый ковер – явный
намек на место убийства Эдуардо Лукаша, где в роли чернил выступала кровь. Все
это настраивает на благожелательный лад самого требовательного адепта соблюдения
художественной достоверности. Но первый тревожный звоночек пронзает эту умиротворяющую
своим спокойствием тишину, стоит двум героям окунуться в перипетии нового дела.
Изуродованный труп священника быстро возвращает нас из ностальгических воспоминаний
к суровой преступной реальности. Игра хоть и не пытается выпячивать жестокость
сверх необходимости, но и ретушировать ее за маской безмятежной Викторианской
эпохи тоже не намерена. Тут вам и во вскрытии трупа поучаствовать придется (почему-то
эту действие доктор Ватсон уступил Холмсу) и прогуляться по неблагополучным
закоулкам Лондона. Вроде исторического района Уайтчепел, где в действительности
орудовал Джек Потрошитель и где уже проходили действия предыдущих игр серии.
Поэтому, если вы были свидетелем и других похождений Холмса и Ватсона в интерпретации
студии Frogwares, то с радостью отметите приятные изменения хорошо
знакомых локаций. Некоторые из ранее запертых дверей открыли свои засовы для
исследования новых территорий, а отдельные районы и вовсе стало непривычно видеть
при свете дня.
Вопреки дедукции
Еще неожиданней многим будет увидеть не чурающегося грязных методов расследования
Холмса. Запугивания, шантаж и даже провоцирование грандиозного семейного скандала
между отцом и дочерью ради достижения собственных целей – таким Шерлока Холмса
впервые узнает даже идущий с ним рука об руку доктор Ватсон! Но если подобное
поведение сыщика можно объяснить его холодной и расчетливой натурой, стремящейся
раскрыть преступление любым возможным путем, то с дальнейшим продвижением по
сюжету вам все сложнее будет понять истинные мотивы действий сторонника дедуктивного
метода.
Одна из самых напряженных сцен в игре, чьим апогеем становится стратегический
поединок умов Холмса и знаменитого отравителя Ганса Шильмана, сидящего в тюремной
камере, заканчивается настолько неожиданно, что заставляет даже Ватсона усомниться
в честности своего напарника. Неоднократно за игру у вас будет складываться
стойкое убеждение, что Холмс упорно не хочет раскрывать Ватсону правду, действуя
по какому-то своему хитроумному замыслу, который может оказаться не таким уж
и благородным. Это приносит повествованию дополнительную ценность, держа игрока
в полном неведении относительно истинной причины такого странного поведения
главного героя.
Элементарно, Ватсон!
Но вне зависимости от мотивов поведения Холмса, его блестящий интеллект с легкостью
справляется со всеми обстоятельствами запутанного дела, если только его не подведет
управляющий им игрок. Небольшие вкрапления пазлов вроде взлома замка шпилькой
или манипуляций с тюремной сигнализацией, богато сдобрены тотальным изучением
всех найденных предметов под увеличительным стеклом. Степень истертости веревки,
консистенция земли и щебня, даже откушенный человеческий палец – всякая мелочь
может указать на новые обстоятельства дела, выстраиваясь в хитросплетение поступков
и мотивов.
Этот клубок-то вам и предстоит распутывать, строя логические цепочки причинно-следственной
связи на известных поклонникам творчества Frogwares дедуктивных схемах.
Сделать правильные выводы можно только при наличии всех имеющихся улик по делу,
да и то над ними еще придется попотеть. Зато прохождение очередной дедуктивной
цепочки позволяет вам с полным правом воскликнуть у себя в комнате – «Это
элементарно!».
Из приятных неожиданностей стоит отметить возможность управления не только
двумя главными героями истории со сменой вида от первого и третьего лица, но
и присоединения к ним третьего персонажа – пса Тобби. Этот четвероногий детектив
проявляет не дюжую сообразительность для собаки, опуская для Холмса подъемные
мосты и иначе помогая ему преодолевать непроходимые преграды. Есть мнение, что
хоть новый герой смотрится и свежо, но со способностями собаки авторы явно переборщили,
сделав ее больше похожей на персонаж RPG, чем на простую ищейку.
Послесловие
Когда с чувством выпаленного долга анализируешь расследование The
Testament of Sherlock Holmes сидя у камина с курительной трубкой
в зубах, начинаешь понимать, что дело Артура Конан Дойля живет и побеждает.
Конечно, в истории игры имеются определенные шероховатости, не позволяющие ей
получить высочайший бал в графе «сюжет», а некоторые пазлы могли бы быть и оргининальнее,
подняв оценку за геймплей. Но общее впечатление от игры на удивление целостное,
которое порадует, как ортодоксальных поклонников Холмса, так и его новых почитателей.
Мы благодарим компанию «СофтКлаб» и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Александр Соколов
|