Помните, как в далеком детстве вы возводили неприступные замки в песочнице?
Окружали их рвами, наполненными водой из ближайшей лужи, строили огромные полуметровые
стены и рыли потайные ходы? А помните, с каким удовольствием вы разносили свое
творение в песчаную пыль перед уходом домой, чтобы крепость не досталась другим?
Оригинальная Stronghold
безупречно давила на эти забытые детские воспоминания, давая возможность почувствовать
себя средневековым бароном, не залезая снова с песочницу в столь солидном для
этого развлечения возрасте. Тогда перед нами была не просто очередная RTS в
средневековом антураже, а полноценный симулятор замкостроения, где приходилось
учитывать множество нюансов при возведении своей цитадели.
Но, то ли у разработчиков было мало «песка» для строительства новых
замков, то ли в их песочницу пришел посторонний карапуз, мешающий строительству,
а последующие игры серии становились все хуже. Так что? Завезли в песочницу
новый стройматериал к моменту разработки Stronghold
3? Удалось прогнать малолетнего хулигана?
Я его слепила из того, что было…
Сейчас уже можно смело утверждать, что новая игра добросовестно исполняет заветы
серии. То есть, скатывается по лестнице качества все ниже и подобно снежному
кому обрастает дополнительными техническими огрехами. Говоря начистоту, таких
сырых игр мы не видели уже давно. Сырых настолько, что многие поклонники серии
не выдерживали в этом царстве багов и несуразицы и пары часов, отправляясь после
очередного вылета на рабочий стол писать гневные посты на форумах. Мы такой
роскоши себя позволить не могли – положение обязывало высидеть в игре до конца
и поведать вам о тяжелой жизни средневекового барона. А она у него здесь действительно
тяжела!
Прожорливая экономика
Но поначалу, когда многочисленные шероховатости и недоработки игры еще не довели
нас до пятой степени озверений, Stronghold 3 в наших глазах
могла похвастаться даже кое-какими плюсами. Разработчики действительно выполнили
часть своих обещаний, воплотив в проекте фирменный микс военной экономики каменной
цитадели, добавив к нему новые ингредиенты. Вы по-прежнему обязаны тщательно
следить за благосостоянием своих подданных, чтобы не остаться в решающий момент
с горсткой нищих голодранцев против хорошо вооруженной армии. Многочисленные
постройки для складирования и обработки ресурсов недвусмысленно намекают на
построение разносторонней производственной цепочки.
Взращенный хлеб, собранные яблоки и полученные от домашнего скота продукты
– все это станет настоящим стабилизационным фондом вашего замка. Ведь во многом
именно от того, насколько сыты ваши вассалы зависит их лояльность по отношению
к своему сеньору. А крестьяне в игре невообразимо прожорливы! Запасы продовольствия
исчезают со складов с пулеметной скоростью, заставляя задуматься о сбалансированности
экономической системы игры. К счастью, на параметр их преданности также влияет
величина регулярного налога и присутствие в городе таверны или церкви. Наконец,
значительную роль играют и появившиеся впервые случайные события. Чья-нибудь
свадьба и связанные с ней торжества ненадолго поднимут настроение подданным,
в то время как нашествие диких зверей понизят показатели вашего престижа.
Хотя со зверьем разработчики явно перестарались, наделив их воистину фантастической
силой. В непропатченной версии волки обучены даже взбираться по вертикальным
лестницам, загрызая на башнях целые отряды, а медведи и вовсе становятся настоящими
троллями этого средневекового мира.
Градостроительный план
Заботиться о подданных не всегда рационально. Например, во время осады замка
неплохо будет избавиться от лишних ртов, задрав налоги повыше и сократив нормы
питания. Однако, как бы вы себя не вели по отношению к вашим вассалам, они будут
с маниакальной преданностью тянуться к своему патрону. Так в халупах на городских
окраинах можно поселить только одного крестьянина, в то время как в дом у крепости
с радостью въедет целый десяток.
Увы, но со строительством в игре не все ладно. Мы еще готовы смириться с желанием
разработчиков увеличить размеры зданий в полтора раза по сравнению с предыдущими
играми серии, но ляпов при их возведении мы простить не можем. Во-первых, невидимые
границы зданий слишком далеко выступают за их реальные размеры. Приводит это
к тому, что грамотно спланировать застройку города зданиями-переростками зачастую
не представляется возможным. В итоге приходится возводить строения по принципу
«лишь бы влезло», что негативно сказывается на облике города.
Во-вторых, отдельной критики заслуживают крепостные стены. Мало того, что вражеский
отряд в состоянии их снести, упорно долбясь по каменным сооружениям ручным оружием,
так образовавшиеся бреши еще чрезвычайно сложно отремонтировать. Зачастую восстановить
целостность общей стены бывает невозможно, поэтому приходится сносить большой
участок укреплений, чтобы на его месте заново поставить длинную секцию.
Заторможенная война
Баланс здешних сражений особого восторга тоже не вызывает. Приятно, что любых
пеших рыцарей можно превратить во всадников при наличии конюшни и спешиться
при необходимости во время боя. Но невероятные бонусы для лучников и копьеметателей
нивелируют все положительные эмоции при сражениях. Эти парни легко расстреляют
защитников замка на крепостных стенах и даже способны перекинуть копья через
водяной ров, лишая обороняющуюся сторону естественного преимущества. От неминуемого
разгрома спасает скудный AI ваших врагов. Стоит оставить им заранее подготовленную
брешь в обороне, как все они разом ринуться в нее, позабыв о плане атаки. К
сожалению, ваши вояки тоже не блещут умом и охотно застревают практически в
любых элементах карты.
К сожалению, это лишь малый ворох багов, поджидающих вас в игре. Крестьян и
животных тут раз от раза настигает паралич, из которого может вывести только
перезагрузка миссии. Разрекламированные спецэффекты нередко приводят к вылетам
на рабочий стол, а отсутствие возможности ускорить течение игрового времени
вынудит любоваться вас этими несуразностями во всей красе. Окончательно добивает
мини-карта, где силы игрока обозначены вопреки устоявшейся традиции красным
цветом.
Обрушение объекта
Stronghold 3
подобна песчаному замку на пляже, готовому обвалиться от малейшего воздействия
извне. Так и здесь. Стоит усесться за игру, как она рассыпается на глазах на
отдельные эпизоды, каждый из которых требует доработки напильником. Разработчики
уже принялись усердно штамповать патчи, призванные улучшить положение. Быть
может, отчасти им это удастся, (вроде бы волки по лестницам больше не лазают)
вот только чести некогда легендарному проекту это уже не вернет.
Автор: Александр Соколов
|