Если бы среди игровых студий когда-нибудь состоялся конкурс на звание главной фабрики проходняков, то английская студия Rebellion, вне всяческих сомнений, отхватила бы первый приз. На протяжении более двадцати лет эти парни из Оксфорда только и занимаются тем, что создают игры, которые вроде бы и мусором назвать нельзя, но и до шедевров им ещё пилить и пилить. Shellshock 2, Rogue Trooper, недавний консольный NeverDead – этот ряд можно продолжать достаточно долго.
Единственным по-настоящему достойным творением британцев была разве что Sniper Elite (оригинальный Aliens vs. Predator для Atari Jaguar считать не будем – это было давно и неправда) образца 2005 года. Условности, дурной сюжет и мелкие досадные нелепицы с лихвой компенсировались весьма качественным, увлекательным и, самое главное, своеобразным игровым процессом. Именно поэтому сиквел Sniper Elite, несмотря ни на что, всё-таки ждали. Жаль, что радужные надежды оптимистов, похоже, в очередной раз разбились о мрачные скалы реальности.
Хайль
На сюжет, впрочем, никаких чаяний ни у кого не было – всем известно, что хороших сценаристов в Rebellion отродясь не водилось, потому в Sniper Elite V2 ожидался предсказуемый повествовательный тухляк. Правда, разработчики на этот раз умудрились удивить даже завзятых пессимистов, просто взяв и практически дословно повторив диспозицию оригинала – осаждённый Берлин, немецкое оружие возмездия и злых коварных русских. Даже если не впадать в квасной патриотизм (а хотелось бы – расстреливать цифровые олицетворения наших с вами дедов и прадедов, положивших жизни в имя Родины это как-то… неудобно что ли), всё равно получается не очень – ведь на римейк Sniper Elite V2 тянет тоже с большим скрипом.
Потому как игру лишили ключевой особенности оригинала – свободы действия. Раньше на откуп протагонисту выдавались целые кварталы немецкой столицы и неясную цель где-то вдалеке. Всяческое избегание патрулей, прятки от досаждающих танков, поиск оптимальной точки для обстрела – в этом и была вся соль, вся прелесть и сущность Sniper Elite. Ты был один, в тылу врага и мог полагаться исключительно на свои умения и интуицию. Теперь же всё перевёрнуто с ног на голову – вариативность была принесена в жертву симпатичным и разнообразным антуражам (достопримечательности Берлина идут в комплекте) с неплохим дизайном уровней. Игрока ведут по широкому коридору от метки до метки, в добровольно-принудительном порядке заставляя занимать снайперские позиции исключительно в тех местах, где было задумано дизайнером. Подобной услужливостью разработчики критическим образом ударили по реиграбельности – за всю игру реально воспользоваться какими-либо обходными путями удаётся от силы три или четыре раза.
Только пальба, только хардкор
И ладно бы Sniper Elite V2 хотя бы в рамках своих коридоров содержал разнообразный игровой процесс. Стэлс, который мог стать приятным и логичным дополнением к снайперскому и штурмовому геймплею, загублен на корню. Да, герой, вооружённый пистолетом «Велрод», может, как завзятый Сэм Фишер, таскать трупы, расставлять фугасы и мины-растяжки, а так же привлекать внимание врагов метким броском камешка. Но пользоваться всем этим арсеналом удаётся очень редко. То противники, найдя труп, начнут прочёсывать местность согласно только им известному алгоритму, то кто-нибудь из часовых случайно обернётся, за три секунды переполошив всех в округе. Опять же, в некоторых местах плотность народонаселения бывает почище, чем во всём Hitman 2: Silent Assassin. Наконец, самой главной головной болью горемыки, решившего поиграть в Sniper Elite V2 как в стэлс-экшен, станут вражеские снайперы. Пока шальная пуля, выпущенная засевшим в совершенно непредсказуемом месте оппонентом, не ударит герою в темечко (впрочем, без смертельного исхода – без авторегенерации и относительной живучести главного героя играть бы было совсем тяжко) и тот не засечёт трассер пули или отблески оптики в лучах света, можно даже не пытаться ползти дальше. Даже в тех эпизоды, которые подразумевают под собой скрытное прохождение, гораздо проще не тихушничать, а взять в руки автомат или винтовку.
Постреляем?
Экшеновую часть разработчики так же завалили, хотя, вероятнее всего, намеренно. Боеприпасов для автомата всегда не хватает, с трупов противников в лучшем случае удаётся поднять пять-восемь патронов, в то время как попасть даже с относительно точного «Томпсона» уже с двадцати метров практически не представляется возможным, в то время как и немцы, и особенно русские, могут изрешетить альтер-эго за считанные секунды.
Именно поэтому винтовка всегда будет главным и лучшим другом протагониста. К снайперскому геймплею претензий нет – с лёгкостью Sniper Elite V2 может быть как аркадной пострелушкой, так и в серьёзным симулятором, в котором необходимо учитывать поправку на ветер и гравитацию. Все винтовки, от американского «Спрингфилда» до немецкого «Гевер43», отличаются не только объёмом магазина, но и скорострельностью, кратностью оптики и прочими тактико-техническими характеристиками, что заставляет каждый раз привыкать к новому оружию, а следовательно – не так сильно скучать при расстреле очередного супостата.
Скучать, к сожалению, придётся в любом случае. С особо дальних расстояний пострелять не дадут, так что читерский квадратик (впрочем, отключаемый в настройках сложности), показывающий место попадания, пригождается редко и пользуешься им исключительно ради особо элегантного выстрела – чтобы посмотреть как пуля в рапиде, рассекая воздух, пролетает сквозь тело супостата или приводит к детонации висящей на поясе у врага гранаты. С этим, кстати, разработчики сильно перегнули – если в первой части возможность пронаблюдать полёт пули предоставлялась исключительно по особым случаям, что заставляло ждать каждый раз это действо с придыханием, то теперь практически любой смертельный выстрел демонстрируется со всех выгодных ракурсов. И если первые десять раз зрелище выскакивающих из орбит голубых арийских зенок или свежая порция прошитых пулямии русских печёнок воспринимается на ура, то после раза –дцатого эта фишка перестаёт вызывать какие-либо приятные эмоции. А уж ближе к концу все эти показушные, нарочито сделанные в стиле последнего Mortal Kombat а-ля «рентгеновское зрение» виды простреленных черепов, веером вылетающих зубов и крошащихся позвонков так вообще порядком надоедят. В конце концов, это игра, а не пособие по анатомии.
Двойка
Слегка вытаскивает игру кооперативный режим. Если мультиплеер не особо как и хорош, то игра в команде во многом воодушевляет. Особо удачным получился режим «Двойка», в котором один игрок берёт на себя роль подсадной утки и наводчика, а второй ползает от одной снайперской позиции до другой и зачищает для первого плацдарам. Взаимовыручка и взаимопонимание тут прежде всего – без помощи наводчика снайперу трудно разглядеть и идентифицировать цели, а парень с автоматом и биноклем без огневого прикрытия быстро превращается в хладный труп.
***
Sniper Elite V2 – очередной типичный проект Rebellion. Внешне он презентабелен, содержит неплохо работающие и интересные фишки, а также забавный кооператив, которым без зазрения совести можно денёк-другой побаловаться. Но с другой стороны, как и всегда, ему многого не хватает. На сто процентов отработанной и идеальной механики, качественного сюжета и настоящего разнообразия и игровой феерии вы тут не найдёте. В любом случае, оценить самому всё же стоит. Пока не пришли Max Payne 3 и Diablo 3 и не раскатали всех в лоскуты вплоть до конца июня. Ловите момент, особенно если вы студент медицинской академии – за пять-шесть часов кампании вы точно выучите, где находится печень, почки и лёгкие.
Мы благодарим компанию "Бука" и лично Сергея Владинца за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|