Наконец-то Серьезный Сэм вернулся. Долгих девять лет мы ждали новую игру серии, которая будет столь же безбашенна и увлекательна, пройдя финальную битву в Second Encounter в далеком уже 2002 году. За это время успело выйти два переиздания Serious Sam в HD, с гораздо более красочными текстурами и более-менее «живыми» серверами для мультиплеерной игры. Кроме того, за последний год две инди-студии подарили поклонникам небольшие проекты по мотивам – Double D и Random Encounter. О Serious Sam 2 лучше вообще не вспоминать, ибо разработчиков тогда понесло совсем не в том направлении. Но томительное ожидание полноценной новой части наконец завершилось, и Serious Sam 3: BFE доступен во всех магазинах и в Steam.
Старые знакомые
И надо признать, что Серьезный Сэм (или Крутой, как его назвали российские локализаторы еще с релизом первой части) практически не изменился. Первые уровни могут вызвать зевоту, но они служат лишь для ознакомления и представляют собой своеобразный туториал для новых игроков. Враги не валят пачками, выбегают в количестве от одного до пяти, так что кровищи и мяса в первые полчаса вы точно не увидите.
Но стоит Сэму дать шанс, и в дальнейшем он раскроется полностью. Толпы безголовых камикадзе бегут в сторону игрока, какие-то мерзопакостные жуки плюются со всех сторон, огромные и маленькие скорпионы стреляют из пулеметов максимально точно, ракетчики запускают свои снаряды, а уж когда появляются скелеты с Клира, на экране начинает твориться настоящий хаос. Ведь этим Сэм и славился – если видишь огромный участок, простирающийся на несколько десятков километров вперед, и в самом его центре разбросаны патроны и лежит ракетница, значит, через несколько секунд придется бегать кругами и давить на левую кнопку мыши.
И уж о чем думать точно не придется, так это о сюжете. Здесь постоянно будут падать вертолеты, Сэму будут что-то говорить по рации, а на все просьбы не разрушать все подряд он спокойно ответит отказом и отправится уничтожать всех на своем пути. Фирменные шутки остались на месте, арсенал настолько же убойный, как и раньше, а бестиарий монстров если не очень сильно пополнился, то уж точно претерпел некоторые изменения.
К примеру, Гнаары выглядят куда более свирепыми – эти одноглазые монстры увеличились в размерах и бегут к Сэму, словно гиббоны, разнося все и вся. Точно то же можно сказать о быках, поведение которых заметно изменилось, и тактика, применявшаяся по отношению к ним в первых двух частях, может не сработать в SS3. Но в остальном отличий не так много, а новых монстров можно пересчитать по пальцам. Хотя убивать имеющихся не надоедает, благодаря тому, что разработчики четко знают, когда и кого выпускать с цепи.
То же самое можно сказать об арсенале Сэма – практически все виды оружия, которыми мы пользовались в First и Second Encounter, были перенесены в третью часть, а среди новых особенно выделяется кувалда. Практически любого монстра можно с одного удара расплющить этим инструментом и не тратить ни единого патрона. Но вот против камикадзе ее применять точно не стоит…
До того, как наступило первое пришествие (а Serious Sam 3: BFE является приквелом ко всей серии), Сэм обладал умением эффектных убийств с одного удара. Почему потом он растерял это мастерство, нам не объяснят, зато во время прохождения оно очень сильно помогает и добавляет зрелищности. При нажатии Е, Сэм может вырвать глаз у Гнаара, а при стычке с ракетчиком тот лишится сердца. У скелетов можно отрывать головы, а у скорпионов – сворачивать их. Но, опять же, при встрече с камикадзе пытаться что-либо делать не стоит – только стрелять. Хотя тот же оторванный глаз можно забросить в толпу этих «бомбоносцев» - при удачном броске они друг за другом взорвутся.
Борись с системой
В наши дни издавать шутеры без регенерации здоровья – чуть ли не смертный грех. Однако Сэм о таких мелочах не думает, и заставляет вас по возможности прятаться от расстреливающих врагов, изредка высовываясь и отнимая у них несколько жизней. А чтобы восстанавливать здоровье, ищите аптечки, которые в большинстве своем прибавляют одну единицу здоровья. А можете отправиться на поиски секретов – автор этих строк сильно удивился, когда в статистике первого уровня увидел, что из семнадцати секретов не обнаружил ни один. Зато потом все же удалось отыскивать спрятанное оружие, которое по сюжету выдавали лишь спустя несколько уровней, а то и глав.
Но не только это делает игру труднее, но и сила противников. Даже на нормальном уровне сложности схватки с боссами заставят сохраняться прямо во время поединка, хотя в этом была необходимость и раньше. Что уж говорить об уровне сложности «Сэм» - неопытным людям определенно не стоит сразу же начинать игру с него, иначе впечатление может сложиться не самое благоприятное.
Многие видевшие ранние билды игры, да и предрелизный трейлер, сетовали на графику – мол, это выглядит точно так же, как и HD-ремейки старых «Сэмов». Но на деле оказалось, что графика вполне хороша для такого проекта – вне помещений все очень ярко и красиво выглядит, модельки врагов выглядят приятно (даже несмотря на то, что некоторые существа отвратительны сами по себе). Плохи только ролики на движке игры, в частности, анимация людей. Да и все они ходят в очках – видимо, человеческие глаза студия Croteam делать так и не научилась. Хотя кто знает, возможно, это пародия на современные шутеры или боевики.
Зато зрелищности здесь хоть отбавляй. Несмотря на неестественную кровь, больше похожую на разбавленную в воде краску, здесь буквально каждую минуту экран будет ей заляпан, да и оружие Сэма тоже окрасится в зависимости от выбранного в меню цвета крови. При ударах кувалдой Гнаары и прочие монстры превращаются в кашу, а ошметки от безголовых камикадзе разлетаются по всей локации.
Мультиплеерные режимы на данном этапе необходимо править и править – бегать там хоть и весело, но довольно быстро надоедает. То же самое относится и к режиму «Выживание» - он жутко увлекает (особенно после завершения сингла), но выбор из двух карт чересчур мал. Зато кооперативное прохождение подарит массу впечатлений, так как поддерживается аж до четверых игроков за одним компьютером (экран делится на соответствующее число частей), а в онлайне вы можете собрать аж шестнадцать (!) человек и отправиться в путешествие по всей одиночной кампании. Число врагов соответствует числу игроков, так что чем больше народу – тем больше «жести» на экране.
Ну и стоит написать несколько слов о локализации. Удивительно, но в кой-то веке она не разочаровала. Голос Максима Пинскера (он озвучивал пулеметчика в русской версии Team Fortress 2) поначалу кажется непривычным, но уже после второй заставки к нему привыкаешь, и понимаешь, что Сэму он все же подходит. Хотя с озвучкой от Никиты Джигурды он все же не сравнится. Некоторые шутки были изменены для лучшего понимания, а когда после уничтожения корабля пришельцев Сэм произносит «Я твой дом труба шатал», в качестве перевода перестаешь сомневаться – к нему подошли с юмором, и атмосферу он точно не портит.
***
Serious Sam 3: BFE мало чем отличается от предшественников. Это такой же угар, как и раньше, и у него так же могут появиться ненавистники и непонимающие люди. Можно долго вопрошать, почему здесь нет регенерации здоровья, системы укрытий, разрушений (хотя пальмы и бетонные плиты рушатся, но этого явно не достаточно современной аудитории). Это игра старой школы, которой плевать на современные тренды, и приносит она не меньше удовольствия, чем прочие шутеры, а даже больше.
Но нужно учитывать, что фраза «так было и десять лет назад, Сэм возвращает нас к истокам» не является оправданием. Как бы ни была увлекательна эта игра, сколько бы «фана» она ни приносила, оценивать ее необходимо, как продукт современный, конкурирующий с другими проектами того же жанра. Хочется поставить девятку за доставленные эмоции, но умом понимаешь, что еще бы немножко больше новых идей и более вдумчивого развития старых – и тогда оценка была бы заслуженна. Да и начало здесь не самое увлекательное, что к плюсам никак не отнести. А потому– чуть больше восьмерки. Тоже неплохой результат, да и фанаты Сэма наверняка уже опробовали новую часть самостоятельно.
Мы благодарим компанию 1С - Софт-клаб и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
Автор: Алексей Лихачев
|