Масляная лампа тускло мерцает в заброшенной шахте, отбрасывая причудливые тени на холодный камень стен. Над головой сотни метров твердой породы, и кажется, что не существует ни голубого неба, ни свежего воздуха, и яркое солнце приснилось во сне. Одиночество, отрезанность от всего мира, страх темноты начинают играть с рассудком свои подлые игры. Едва уловимые шорохи, звук разбивающихся о пол капель с потолка и… голос. Он доносится не из зияющей пасти рудника, из этой зловещей тьмы, а словно возникает из глубин мозга. И бормочет, бормочет одному ему понятную скороговорку. Нужно вставать и идти, чтобы однажды выбраться наружу. Но вот парадокс: единственный путь к спасению лежит там, внизу, так как завал отрезал дорогу назад. И с каждым метром продвижения в неизвестность надежда тает.
Спускаясь в ад
А начинается все со смерти матери главного героя, которого зовут Филипп. Аккурат после ее похорон он получает письмо от своего отца, пропавшего сразу после его рождения много лет назад и которого все давно считали мертвым. Но оно оказалось лишь посланием из прошлого, того времени, когда исчез батюшка. В этом завещании он просил сына сжечь документы, оставленные за тридцать лет до этого в банковской ячейке и больше никогда не вспоминать о нем. Но Филипп, будучи натурой любознательной, распорядился папиным наследством иначе. Выяснилось, что эти бумаги написаны на неизвестном языке, который не смогли расшифровать даже ученые-лингвисты из университета. Единственные понятные записи вели к таинственным координатам в снежных пустошах Гренландии. Увлеченный загадками прошлого, герой игры отправляется туда на поиски. Но он даже представить не мог, что ждало его за метровыми сугробами снега.
Путешественник из него оказался никакой, и вместо того, чтобы организовать экспедицию, Филипп нанял рыбацкий катер, который доставил его одного к берегам самого большого острова в мире. Выйдя из лодки, он быстро потерял ориентацию во время начавшейся метели и начал замерзать. Поэтому, когда на глаза попался какой-то люк, ведущий под землю, это казалось спасением. Как бы не так. Старая лестница не выдержала нагрузки и вместе с незадачливым исследователем рухнула вниз. Хорошо еще, что жив остался после падения, но путь назад был закрыт. Вокруг стояли старые армейские припасы, пустые коробки из-под патронов – очевидно военный бункер еще времен Второй мировой. Предстояло исследовать сооружение и найти запасной выход.
Вполне стандартный для жанра ужасов сюжет Penumbra: Overture поначалу не вызывает особых эмоций. Как всегда мы попадаем в некое уединенное место, окутанное тайной. Очень быстро становится понятно, что оно не такое уж уединенное, и тут есть кто-то еще. Однако, хотя ее ждешь, первая встреча с этим созданием гарантированно лишает игрока не одной сотни нервных клеток. Запомните одну вещь: оружия в игре как такового нет, пистолеты и автоматы здесь не валяются на каждом шагу. Максимум, на что можно рассчитывать, это молоток и шахтерская кирка. Однако как ими драться и насколько они мощны, а самое главное, что за тварь рычит за углом, поначалу непонятно. Поэтому стараешься на цыпочках прокрасться в соседний коридор, как вдруг совсем рядом раздается злобный рык и из темноты появляются два горящих глаза. Вроде бы привычная по Silent Hill и Resident Evil полуразложившаяся собака вселяет такой первобытный ужас, что хочется скорее нажать на кнопку выхода в меню.
Секрет Penumbra: Overture в самой атмосфере постоянно гнетущего страха, когда за несколько часов, проведенных в подземелье не встречаешь ни одного человека, ни живого, ни мертвого, лишь ржавчина, туман и сгущающаяся тьма вокруг. Постепенно низкие потолки начинаются вызывать приступы клаустрофобии, но вместо того, чтобы вырваться на простор, приходится ползти по узкому лазу, прорытому неизвестным существом. И вот ты пробираешься по этой норе, освещая путь светящейся палочкой, и вдруг слышишь мерзкое хлюпанье слизи неподалеку, сразу за ближайшим поворотом направо. Превозмогая себя, заглядываешь туда, но слишком темно – палочка освещает лишь пару метров, а батарейки фонарика сели. Взять себя в руки, пробраться еще немного вперед. И оказаться нос к носу с кладкой большущих яиц, которые… Черт! Которые, кажется, прямо сейчас начинают вылупляться! Судорожные метания в поисках обратной дороги, голодный стрекот тварей за спиной… и тупик. Это конец, ловушка захлопнулась.
Геймплей наполнен такими жуткими моментами до отказа, вся игра – квинтэссенция ужаса и отчаяния, а ведь это еще цветочки. Я надолго запомню знакомство с каменным червем, и как бежал без оглядки от этой пульсирующей зубастой пасти. Но последняя сцена эпизода… это просто шедевр, достойный Стивена Кинга и Говарда Лавкрафта. Больше ни слова – вы сами должны испытать эти ощущения, чтобы потом не спать ночами.
Физика страха
Шведы из Frictional Games изваяли свой шедевр чуть ли не на коленке. Первоначально игра представляла собой технологическую демку движка, обладающего уникальной физикой. Он позволял плавно выдвигать ящики из тумбочек, открывать двери, крутить вентили и т.д., двигая мышью. Таким образом, достигался небывалый уровень интерактивности, при котором игрок мог реалистично взаимодействовать с окружающей средой. Популярность той демонстрационной версии технологии оказалась столь велика, что было принято решение о создании полноценной адченчуры с видом от первого лица в жанре survival horror.
Большинство загадок в Penumbra: Overture завязаны как раз на физике. От простенького составления коробок, чтобы перелезть через ограду, до смертельно опасного хождения со взрывчатой смесью по краю пропасти. Нечаянно уроните – все взлетит на воздух. Есть и стандартные для квеста задачки: разгадать код к двери по подсказкам, приготовить бомбу из подручных химических компонентов по рецепту из книги. Не обошлось и без предметов, которыми как в старые добрые времена надо кликать по игровым объектам. Однако их использование настолько логично, что практически ни разу не приходится прибегать к тупому перебору.
К сожалению, в своем стремлении сделать происходящее более реалистичным разработчики иногда переступают черту. Например, вместо обычных ударов киркой ей теперь надо размахиваться, елозя мышкой из стороны в сторону. Попасть по врагу представляется едва возможным, так как прицел отсутствует. Замах происходит медленно, камера упорно не хочет поворачиваться в сторону противника, который с удовольствием пользуется заминкой и убивает главного героя. Бой – это вообще самое слабое место детища Frictional Games, за которое хочется нещадно ругать и ругать. Сражения не только неудобны, но и вопиюще однообразны.
Принимая во внимания происхождение Penumbra: Overture на графику не обращаешь внимание. Простенькие модели с грубой анимацией, текстуры низкого разрешения, минимум спецэффектов – все это как-то даже не раздражает, а наоборот добавляет атмосферности происходящему. Из-за этого пещеры смотрятся еще мрачнее и неуютнее. Грамотно работая с освещением и тенями, разработчики заставляют забыть о крохотном бюджете проекта, сосредотачивая все внимание на геймплее.
Звук безупречен. Благодаря потусторонним голосам, скрипам, скрежету нагнетается напряжение, постоянно ждешь опасности, которая все никак не появляется, чтобы до смерти напугать в самый неожиданный момент. Музыка также делает немалый вклад в депрессивную атмосферу, начиная еще с главного меню. Как-то сразу становится понятно, что впереди не ждет ничего хорошего, и чем дальше спускаться по шахте вниз, тем ужаснее будет конец. А ведь это лишь первый эпизод, коих пока планируется три. С нетерпением ждем продолжения.
Итоговые комментарии
Лучший ужастик последних лет, способный заставить поседеть даже тех, у кого железные нервы. Уникальный физический движок позволяет с головой окунуться в геймплей, не обращая внимания на графику каменного века. Финальная сцена, ради которой стоит пройти всю игру. Indie-проекты по-прежнему вне конкуренции.
Автор: Станислав Михалкин
|