Если метафорично представить сеттинг Второй Мировой войны в образе леса, а идеи – в виде деревьев, то можно увидеть как по одинокому полю бродят печальные люди и практически безуспешно пытаются вытащить из земли очередной гнилой пенёк, чтобы попытаться сделать из него журнальный столик или табуретку.
К счастью, находятся те, кто всё ещё умудряется найти свежую делянку и отправить на мебельную фабрику не трухлявые пни, а цельные деревья. К их числу относится и белорусская студия Wargaming.net, которая умудрилась запихнуть опостылевшую эпоху в геймплей World in Conflict и добавить много чего интересного. Так получилась «Операция Багратион» - масштабная, красивая и по-настоящему оригинальная стратегия с явным привкусом варгейма.
На западном фронте без перемен
Теперь, спустя почти год, белорусы выпустили Order of War – по сути, просто очень большой аддон для «Операции Багратион», но продающийся как отдельная игра. Что, впрочем, нисколько не преуменьшает её высокое качество – издателем Order of War стал ни кто-нибудь, а сам японский гигант Square Enix! Да, те самые, которые известны всему миру своими отличными jRPG, а в первую очередь серией Final Fantasy. А уж эти ребята, надо думать, вряд ли бы стали помогать каким-то славянским гайдзинам, если бы не рассчитывали на прибыль.
Кампаний на этот раз предлагают две. Первая – за Союзников, охватывающая события 1944 года, в первую очередь знаменитую операцию «Оверлорд». Так что играя за Союзников придётся всё же пережить в тысячный раз высадку на Омаха-бич, бои за голландские города и прочее, что мы могли уже видеть в том же Call of Duty 2.
Надо сказать, что получилась данная кампания не очень. Во-первых, первые три миссии являются принудительно-обучающими, поэтому не проиграть, не получить удовольствие от командования не получается – слишком уж сильно геймдизайнеры навязывают нам свои условия. Но даже потом, позже, когда игрок освобождается от тотальной опеки, ему всяческим образом будут намекать на то, как он должен поступить. Причём ослушавшиеся настоятельных советов компьютерного генерала могут с удивлением обнаружить, что миссия стала непроходима лишь из-за того, что был упущен один единственный момент, на который так упорно указывал нам наш начальник.
Вторая же кампания, за Вермахт, по сравнению с американо-британской, являет собой просто праздник непослушания. Немецкого герр полковника никто не ведёт за ручку, не заставляет исполнять чьи-то глупые приказы и изображать из себя командира диверсионного отряда, когда на руки даётся полтора взвода пехоты и три отряда танков на всю миссию и заставляют пройти по карте прямо как в WarCraft III. И это очень хорошо.
Именно при игре за немцев открывается весь тот потенциал, который был заложен ещё во времена «Операции Багратион», когда одновременно в бою участвуют сразу до нескольких сотен юнитов.
Feuer frei!
Order of War построен на тех же принципах, что и World in Conflict, а именно – контроль над контрольными точками. Каждая удерживаемая позиция даёт либо доступ к новым, более мощным юнитам, либо кладёт в копилку дополнительные очки резерва, которые можно потратить на вызов подкреплений. Особо повезёт, если захваченный вами пункт даёт и то, и другое.
Притом, что размеры карт немаленькие, грызня за контрольные точки идёт постоянно. Иногда даже сильнее чем в гораздо более камерном Company of Heroes. Нередко битва за один единственный холмик может продолжаться минут пятнадцать кряду, когда ни одна из сторон не может одержать над другой верх.
За боевые подвиги копится тактическая помощь в виде авиаударов, артиллерийских абстрелов и прочих прелестей, которые могут здорово насолить врагу. Правда, в отличие от того же WiC, виды «подарков» строго ограничены, да и использовать их часто не получится.
Правда, всё это в большей степени касается мультиплеера, в котором Order of War выглядит на редкость привлекательно. В сингле же подобной прелести немного.
Прокати меня, Ваня, на тракторе
Так, к примеру, в обеих кампаниях абсолютно все события строго заскриптованы, а выдаваемого набора войск еле-еле хватает на то, чтобы выполнить задания. Более того – зачастую сложность настолько скачет, что на неё напарываешься как на спрятанные в траве вилы – крепко и лбом. Всё-таки это не совсем правильное решение: резко повышать сложность и менять правила игры чуть ли не прямо посередине миссии.
Нет, конечно, ситуацию, когда на твои позиции ползёт армада врага, которая превосходит собственные войска раза в четыре, можно назвать здоровым хардкором. Таким же словосочетанием с трудом объясняются скрипты, которые после прохода той самой армады выпускают на поле боя ещё такую же, а игрока же «радуют» парой свежих отрядов, которые гордо именуются «передовыми частями», «лучшими бригадами» и прочими лестными словами, не особо как бы и действующими на превосходящие силы противника.
Трудную ситуацию с войсками усугубляет так же тот факт, что за выполнение миссий начисляются очки, которые необходимо тратить на апгрейды (особенно это критично в кампании за союзников). Ясное дело, что если вы закончили операцию с одним недобитым отрядом средних танков, то много очков опыта вам попросту не дадут. А это аукнется в следующей миссии.
Движуха
Кроме как о неплохом и невероятно трудном одиночном режиме и о предсказуемо хорошем а-ля World in Conflict мультиплеера говорить, в принципе, не о чем. Единственное, о чём мы ещё не говорили – внешний вид и звук.
Белорусы, конечно, не шведы из Massive Entertainment с их дикими миллионами, но тоже неплохо. Масштабность сражений и неплохие спецэффекты полностью искупают недостаток полигонов в модельках, не самую жуткую, но местами топорную анимацию, общую бедность красок и практически полное отсутствие такой обыденной вещи как разрушаемость и возможность изменять ландшафт.
Звук же, наоборот, такой, что не придерешься – пушки грохочут так, что уши закладывает, а юниты бодро и чётко отвечают на приказы. Отдельное спасибо Wargaming.net за то, что немцы говорят на нормальном немецком, а не, как обычно принято, русском с немецким акцентом.
***
Order of War – масштабная, захватывающая и весьма продуманная стратегия. Явных минусов у неё ровно два. Первый – какая-то зубодробительная сложность кампаний, которые придутся по вкусу разве что поклонникам варгеймов и RTS-гикам. Второй - малое количество новвоведений по сравнению с предыдущим проектом Wargaming.net и даже некоторый отход от её идеалов (читай – масштаба), который не самым лучшим образом сказался на общем впечатлении.
Мы благодарим компанию "Новый Диск" и лично Георгия Добродеева за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|