Тематика американо-итальянской организованной преступности, неоднократно обыгрываемой в многочисленных художественных фильмах (буквально недавно, например, в прокат вышел фильм «Охотники на гангстеров») почему-то крайне редко находит своё отражение в играх. За всю историю компьютерных развлечений действительно заметных проектов о мафии можно пересчитать по пальцам.
Заполнить пробел решились болгары из Haemimont Games, авторы двух последних частей Tropico – и их Omerta: City of Gangsters, кажется, попала в точку. Ибо последней игрой вне жанра экшен про гангстеров был, дай бог памяти, тактический Chicago 1930, эдакий клон Commandos про полицию и воров, который вышел аж восемь лет назад.
Тихий дон
Также как и в Tropico 4, игра начинается с генерации альтер-эго, который по сюжету является простым эмигрантом с Сицилии, перебравшийся в США на поиски известной всем американской мечты. Самое интересное, что генерация происходит путём выбора ответов на вопросы в стиле The Elder Scrolls III: Morrowind и, так же как в известной ролёвке, это будет влиять на характеристики персонажа.
После всего этого начинается, собственно, стратегическая часть, которая представляет собой достаточно типичный тайкун (бишь, экономическую стратегию) с поправкой на криминальную тематику. Главный герой, который с течением времени обзаводится бандой из пяти головорезов (и ещё из десятка, готовых подменить уволенных по тем или иным причинам соратникам), которая основывает по городу бизнесы, грабит склады, банки, освобождает места для построек банальными поджогами, подмазывает полиции, политикам и знаменитостям в целях наживы и всяких бонусов, а также выполняет заказы на поставки у неигровых персонажей.
Типичная миссия происходит примерно по одному сценарию – вы создаёте простейшие экономические цепочки из предприятий вида «Контрабандист – Оружейный магазин» или «Пивоварня – Бар», зарабатывая грязные деньги, попутно всяческими способами набиваете свои склады оружием, алкоголем и пивом. В процессе этого вы заслуживаете авторитет и приязнь местного населения, что влияет на стоимость аренды, потом отмываете деньги, строите легальный бизнес, поднимаете эффективность ваших предприятий, устанавливая различные апгрейды, после чего раздаёте по сусалам всем конкурентам и успешно отчаливаете на другую миссию.
В игре, на первый взгляд, огромное количество самых разных особенностей и возможностей, завязанных на месте действия и сеттинге. Так, например, поначалу вы ничего не знаете о районе, где вам надо закрепиться, и поэтому каждый раз приходиться тратить деньги, время и ресурсы на разведку. Можно запугать владельца какого-нибудь маленького отеля, который знает обо всех местах в округе или угостить его пивом, сунуть ему денег и так далее, причём зачастую делать это в одной и той же миссии приходится неоднократно. Или, например, ограбленный вами торговец оружием из-за вашего налёта может просто-напросто обанкротиться, при этом освободив для аренды помещение. Дружба с чиновником не только даёт возможность банально его ограбить (но тогда он исчезнет), но и вытащить вашего подельника из тюрьмы, коли он туда загремит.
Вот почему я босс
К несчастью, играть в это не настолько интересно, как может показаться по написанному выше. Как ни стараются разработчики подкинуть новых условий, новых заданий и свежей порции сюжета, всё равно большая часть проблем решается по накатанной схеме – вы обустраиваете бизнес, ждёте пока накопятся ресурсы для выполнения текущей миссии, посылаете подельника, снова копите деньги, улучшаете бизнес, опять выполняете промежуточное задание и так до тех пор, пока на экране не появится надпись «Вы выиграли!».
Если в «Тропико 4» в силу специфики управления небольшим, но всё-таки государством, круг проблем никогда не сужался до банального «Накопи ещё 5000$» и игроку постоянно приходилось иметь дело то с экономическим кризисом, то с политической нестабильностью, то с иностранным вмешательством, то с недостатком квалифицированных рабочих, то здесь всё сводится к банальному накопительству.
С полицией, которая по идее должна представлять главную угрозу игроку, здесь разговор очень короткий. Дружественный шериф, чьё доверие можно завоевать либо взяткой, либо высоким показателем приязни и авторитета всего района, отмажет от любого расследования. Если его нет – можно попросту заткнуть глотки свидетелям относительно небольшой пачкой вечнозелёных, пускай и растущей в объёмах от каждого последующего применения. Коли тратить бабки совсем не хочется – есть возможность подставить какой-нибудь бизнес своего конкурента. На самый крайний случай можно подослать группу своих боевиков в полицейский участок, чтобы уничтожить собранные улики.
Именно поэтому режим «Песочницы» здесь получился практически мёртвым – без сюжетнообразующего элемента играть в последнее творение Haemimont Games скучно до зевоты.
Простой способ умереть
И тут Omerta: City of Gangsters вытягивают увлекательные тактические бои с интересной боевой системой. Традиционные очки действия отвечают здесь исключительно за стрельбу и применение самых разнообразных способностей разных гангстеров, в то время как за ходьбу отвечают отдельные очки передвижения – причём после того как выстрелил, перемещаться уже нельзя. Несколько типов оружия и продиктованные ими тактики, система укрытий, агрессивный ИИ и неплохой баланс не дают заскучать. Перед каждым боем впрямь нужно думать – каких боевиков взять с собой, а кого оставить на базе. Так, к примеру, если предстоит инфильтрация небольшого поместья, то лучше всего брать с собой главного героя с дробовиком, кого-нибудь с оружием ближнего боя, автоматом и револьверами, а вот снайпера и героя с пистолетом лучше оставить дома, и наоборот, – в бой на каком-нибудь большом складе или в длинном переулке последние двое сильно пригодятся, а вот парень с ножиком или кастетом явно будет лишним.
Вкупе с развитой прокачкой и большим списком уникального оружия, дающего дополнительные эффекты и усиление урона, тактическая составляющая получилась гораздо интереснее, чем, например, в той же Jagged Alliance: Back in Action.
Есть и другие вещи, которые искупают скудность экономики. Разработчикам, во-первых, действительно удалось передать дух времени – декорации детализированного Атлантик-Сити, бережно нарисованные портреты и озвучание всех игровых и неигровых персонажей, потрясающий саундтрек, состоящий из классических джазовых мотивов, аранжированных на новый лад – всё это не даёт усомниться в правдоподобности этого мира.
Второе – типичный ненавязчивый юмор болгар. Например, в определённый момент времени к вашей команде захотят присоединиться братья Туччи, старшего из которых зовут Марио, а среднего – Луиджи. Каким прозвищем обладает младший Тучи догадаться, думаю, не мудрено. И так во всём – местный раввин, который заказывает у вас пиво, может пожаловаться, что оно, дескать, не кошерное и потребовать скидки. Пьяный ирландец за выпивку готов сочинить про вашу банду народную песню, которая немного повысит ваш авторитет. Развесёлый сержант обязательно после совершения сделки предложит ещё и прикупить немножко оружия, украденных со складов дядюшки Сэма. Это, конечно, не вызывает истерического хохота, как это иногда делал Tropico 3, но всё равно – здорово разгружает суровые и однообразные трудовые будни босса мафии.
***
Omerta: City of Gangsters, конечно, не «XCOM: Enemy Unknown про мафию», но где-то идейно близко. Интересные тактические бои, неплохая экономическая часть и бесподобно переданный дух и атмосфера эпохи компенсируют однообразие и отсутствие предоставляемого игрой вызова. А этого, как оказалось, вполне достаточно, чтобы провести за игрой пару-тройку приятных вечеров.
Мы благодарим компанию "Новый Диск" и лично Максима Фомичёва за предоставленную версию игры.
Автор: Данил Ряснянский
|