Долгоиграющих ролевых сериалов, продолжение которых ждут с нетерпением, на самом деле совсем немного, в отличии от тех же шутеров или стратегий. На фоне всей серой шушеры среди RPG огромными столпами возвышаются две великих серии – TES и Gothic.
И сегодня речь пойдёт, наверно, о самой лучшей части культовой фентезийной RPG из сериала The Elder Scrolls. А именно о Morrowind.
Амнистированный
Завязка Morrowind вполне обыденна. Узника Имперской тюрьмы, рождённого от неназванных родителей, по личному приказу Императора освобождают и отправляют в провинцию Морроувинд для того, чтобы поближе поделиться с фольклором местных племён. По поверьям тёмных эльфов, данмеров, их генерал и покровитель Лорд Неревар возродится и изгонит с родной земли «ложных богов».
В результате обычное, казалось бы, путешествие превращается в настоящее детективное расследование. Интрига держится практически до самых финальных титров, а постоянное напряжение и совершенно искреннее желание узнать «а что же там будет дальше?» не дают заскучать ни на секунду. В отличие от прямого, аки палка, сюжета Oblivion, в TES III сложно даже попробовать предугадать, как повернётся нить повествования через полчаса игры. Более того, как не разглядывай, ни одного косного сюжетного штампа разглядеть просто не удаётся – настолько органично построен сценарий.
Кроме закрученного сюжета игра имеет и очень глубоко проработанную вселенную, которая может поспорить даже с таким, казалось бы, детально просчитанным миром как Star Wars. Если же сравнивать масштаб других RPG с «Древними Свитками», то те вообще будут выглядеть как деревянная хибара на фоне Эмпайр Стейт Билдинг. Не зря во всём мире сайтов, посвящённых миру The Elder Scrolls не сотни, а тысячи. Так до сих пор (!) выдвигаются самые различные версии исчезновения гномов, строятся гипотезы и ведутся жаркие споры, а практически в каждом клане поклонников TES есть штатный двемеролог.
Мировая классика
К сюжету и вселенной очень удобно пристраивается замечательная ролевая система. Она в меру проста и оригинальна. Есть 27 боевых и магических навыков, которые условно можно разделить по трём специализациям – Маг, Вор и Воин. Есть 8 характеристик (Сила, Интеллект, Привлекательность и т.д.), с которыми те 27 навыков связаны. Ну и так же есть 4 производные характеристики от тех восьми. Скажем количество носимого веса – это Сила*5.
За каждые десять повышений основных навыков, которые растут от частоты их использования, даётся левел-ап. Всякий уровень даёт три очка, которые можно распределить по основным восьми характеристикам, причём возможно, что некоторые из них можно повысить не на одну, а на более единиц, до пяти включительно.
Звучит довольно грузно, но на самом деле всё очень просто.
Кроме этого, персонаж выбирает себе расу, от которой зависят стартовые характеристики и знак, который обычно даёт какую-то особую способность. Правда, далеко не все знаки полезны. Та же «Тень», которая даёт умение невидимости на 60 секунд один раз в сутки нисколько не окупает себя при наличии у героя обычного заклинания невидимости (которое можно при желании получить уровне эдак на 10-ом) и бутылок зелья.
И побить, и поколдовать
И хотя разговаривать и бегать посыльным придётся много, основную часть времени игрок всё-таки проведёт в бою. Тут ему на помощь приходить магия и боевые навыки.
Если честно, то магия в игре реализована не совсем удачно. Во-первых, для того, чтобы кастануть спел, нужны свободные руки. Сами понимаете, что промедление смерти подобно, поэтому времени убрать оружие зачастую просто нет. Далее – не падайте в обморок, товарищи маги – в игре мана восстанавливается только во сне и зельями. Наконец, часто, если герой устал, он просто не в состоянии сотворить заклятье. Знаете ли, весьма щекотливая ситуация, когда на тебя несётся свирепый огр, а внизу экрана появляется надпись «Заклинание не удалось», а мана уже на исходе…
Несмотря на всё это, магия в игре очень полезна. Заклинаний найдётся на все случаи жизни – и те которые лечат, и те которые калечат, призывающие помощников, магические щиты, дыхание под водой, левитация и многое другое. Все спелы разделены по нескольким школам магии. Скажем, Призывание отвечает за вызов существ и предметов оружия, а Восстановления – за лечение и возврат утерянных по причине проклятий и болезней характеристик.
Даже великому магу будет неплохо владеть хотя бы Кинжалами или Секирами. Всего у каждого оружия есть три вида удара – колющий, рубящий и режущий. Эффективность зависит от вида монстров (скелетов, скажем, лучше именно рубить), а также от оружия. Естественно, что тыкать во врага боевым молотом - не очень разумное занятие, также как не совсем умно рубить копьём.
Про квесты и свободу
После того, как ты выходишь из маленького рыбацкого городишка Сейда Нин, знакомишься с ролевой и боевой системой, начинаешь обращать внимание на окружающий мир и возможности. И в Morrowind их хватает с избытком.
Во-первых, сам размер игровых территорий настолько огромен, что на полноценное исследование уйдёт несколько дней. Чтобы исходить пешком весь этот огромный остров понадобится не одна неделя игры. При этом, при втором и даже третьем повторном прохождении вы сможете обнаружить что-то новое – заброшенную ферму, небольшую деревушку, пещеру нежити или даже целое святилище даэдра. Без разнообразного транспорта как то телепорты гильдии магов, различные паромщики или гигантских блох – Силт Страйдеров, каждое задание бы превращалось в многочасовой поход.
А какие тут задания… Кроме огромной линейки сюжетных квестов, на прохождение которых уйдёт ну никак не меньше тридцати часов, есть ещё целый список заданий от гильдий, коих тут целых семь: Гильдия Бойцов, Магов, Воров, Имперского Легиона, Имперского культа, Церковь и убийцы Мораг Тонг. Для страждущих также есть ещё три великих Дома – Редоран, Хлаалу и Телванни.
При этом игрока совершенно никто не ограничивают строгими рамками прохождения. Если захочется, то можно совсем бросить квесты и просто пойти бродить по миру. Большому, открытому и очень красивому.
Движок Nettlmerse, на котором построен The Elder Scrolls III: Morrowind, был настолько требовательным, что в 2002 году перед многими игроками встал вполне резонный вопрос апгрейда – без хорошей видеокарты и 256 Мб оперативной памяти, а также 800 МГц процессора «Морровинд» довольно неслабо тормозил. Но игра на все 101% процент окупала эти ресурсы. Конечно, очень сильное впечатление от картинки дополняет музыку. Штатный композитор серии Джереми Соул сочинил действительно душевную музыку, потрясающие и очень умиротворяющие композиции, а Morrowind Main Theme просто сказка.
Графика и музыка дают вкупе непередаваемую, но очень ощущаемую атмосферу. Вот вы входите в развалины гномов. Пространство освещается тусклым мерцающим светом странных ламп, который и без всякого HDR выглядит завораживающе. Со всех сторон раздается клацанье неизвестных механизмов, с гулким шипением из разнообразных труб вырывается пар. Всё это сопровождается тихим эмбиентом. Ощущение полного погружения в атмосферу игры разработчики добились как никто другой.
Книги, предметы и интерфейс
Говоря про погружение, на ум сразу приходят книги. Как это не смешно звучит, но Morrowind – это ещё и игра про чтение. Не бойтесь, полноценных трактатов там нет – самая толстая «книга» состоит от силы из десяти страниц.
При этом читать не только интересно, но подчас полезно. После ознакомления с каким-нибудь произведением вроде «Храмулат-лучник» вполне может подрасти навык Стрельбы.
Самих книжек просто какое-то невообразимое количество. Одних трудов, повышающих навыки, порядка четырёх десятков. Ну а общее число томов зашкаливает за сотню.
Но количество книг просто меркнет перед обилием разнообразного барахла и предметов. Сначала о снаряжении персонажа. Манчкины, загибайте пальцы: на героя можно напялить два кольца, амулет, шлем, кирасу, наплечники, наручи, поножи, перчатки. Правда, весьма странно то, что например, можно одеть один сапог гномский, а второй – даэдрический. Всего в игре около двух десятков комплектов доспехов и примерно столько же коллекций оружия. Не считая полсотни артефактные предметов и зачарованного оружия. Попытаться сосчитать сколько всего предметов есть в Morrowind’е в принципе невозможно.
Естественно, что при таком обилии предметов хочется хранить нажитое барахло. Тут на помощь приходит… TES Construction Set. Мало того, что человек, даже плохо знакомый с моделированием может создать себе уникальное жильё, так ещё сам может создать свой новый квест или оружие.
В таких условиях особым шиком среди игроков является собрание коллекций предметов где-нибудь у себя в подвальчике. Поверьте, но любоваться на гору сложенных в стопку свитков, россыпь амулетов на подоконнике, кровать, декоративно украшенную стибренными в разных уголках причудливыми фонарями, не менее интересно и приятно, чем добывать их в бою.
Дорога в бесконечность
Рассказ о Morrowind замечательно описывается фразой персонажа-орка из игры: «Так много надо объяснить, так много надо рассказать!». Действительно, чтобы описать всю прелесть TES 3 не хватит и пяти рецензий и сотни статей.
Мы намеренно оставляем за кадром описание того, насколько различны города в плане архитектуры, не уделяем внимание диалогам, прелестям каждой гильдии. Более того, сознательно не стали рассказывать про систему алхимии, зачарования предметов и создание своих заклинаний. Просто это игроку будет приятно открыть самому. Открыть этот бездонный мир, погрузиться в него и прожить жизнь. Иную жизнь в ином мире.
***
Одна из лучших ролевых игр последнего десятилетия. Возможно, лучшая фентезийная RPG вообще. Огромный мир для исследования, тысячи NPC, уникальная ролевая и боевая система, интереснейший сюжет… продолжать можно до бесконечности. Если вам хоть сколько-нибудь интересен жанр RPG вы обязаны сыграть в эту игру.
Автор: Данил Ряснянский
|
К тому же благодаря удобному инструментарию было сделано множество интересных дополнений (плагинов) для Морровинда